КомментарийКультура

Васильки на снегу

Василий Суриков, которого нам не хватает. Из личного дневника

Васильки на снегу

Выставка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения». Картина «Переход Суворова через Альпы». Фото: AP / TASS

На финише года на коротком временно́м отрезке встретились три знаменательные для России даты.

30 ноября в Питере, в Русском музее, открылась выставка Сурикова. Как утверждают специалисты, самая представительная за последние 90 лет. На мой же дилетантский взгляд, так и вообще небывалая доселе по всеохватности творческого наследия гениального трагика русского искусства. А может, и мирового. Повод — 175 лет со дня рождения художника.

3 декабря — День Неизвестного солдата. В этот день в 1966 году прах неизвестного солдата был перенесён из братской могилы на 41-м километре Ленинградского шоссе и захоронен у Кремлёвской стены. Теперь здесь государственный пост № 1. С 2014 года День Неизвестного солдата отмечается у нас по всей стране.

6 декабря — 82-я годовщина начала разгрома гитлеровских войск под Москвой.

Казалось бы, какая может быть связь между первой и двумя следующими датами? На самом деле есть такая связь. Прямая. «Весомая, грубая, зримая».

24 января 2008. Четверг

«История — не дом, не пристань, не берег, а путь…»

Сурикову — 160. И он по-прежнему, говоря словами Пушкина, «с веком наравне», хотя век уже совсем другой. На его пересменке с минувшим столетием издательство «Трилистник» выпустило трёхтомник по истории русского изобразительного искусства и зодчества. И там такая характеристика и содержания «Боярыни Морозовой», и вообще — глубинных современных подтекстов суриковского историзма:

«Раскол для Сурикова — не только отошедшее в прошлое историческое происшествие, но повторяющееся событие русской истории — событие, в котором всякая новая эпоха может узнать себя. Переломность — не момент, а постоянное свойство русской истории. Суриков воплощает не кризисы в истории, а кризисную природу истории вообще. История — не дом, не пристань, не берег, а путь… История — это то, что выталкивает человека из быта… — на улицу, на площадь, в толпу…»

Василий Суриков. Автопортрет. 1879 год, Третьяковская галерея

Василий Суриков. Автопортрет. 1879 год, Третьяковская галерея

Мрачновато сказано. Однако внутренний драматизм творчества Сурикова передан. И ведь действительно: по концентрации несгибаемой духовной силы мало что может сравниться в мировой живописи с суриковской «Боярыней Морозовой». Но мало аналогов у этой картины и по живописной выразительности. О каждом её образе, о каждом мазке можно написать поэму. Одни васильки на снегу чего стоят! Ведь действительно, синие цветы на белом плате одной из женщин и васильково-синий цвет одеяний другой, соседней с ней, рядом с продрогшим на окаменевшей от мороза, заснеженной земле юродивым воспринимаются именно как васильки на снегу.

Явно бросаются в глаза пропорциональные несоответствия. Но о «неумении» не может быть и речи. Суриков идёт на несоответствия смело и сознательно, именно там, где это ему нужно, взламывая привычную форму ради более острого и в конечном счёте более точного выражения своего замысла.

Он уже хорошо знает то, что позднее открыли кубисты: если для выражения содержания не хватает реальной формы, надо взломать форму, преступить законы линейной перспективы, перейти в «нелинейную» живопись.

Крамской сказал ему о «Меншикове в Берёзове»: или ваша картина гениальна, или она чудовищно безграмотна; если Меншиков встанет, он головой прорубит потолок. Но ведь Суриков этого и хотел! Именно такое ощущение он и диктует зрителю, намеренно «взламывая» форму, её равновесие, намеренно искажая пропорции. Поэт другого, уже нашего времени Юрий Апенченко выразит ту же мысль словами: «Я предпочёл бы этому бескрылью глухой удар о низкий потолок».

То же — в «Боярыне Морозовой». И как только эти сани могут поехать — уму непостижимо. А ведь едут! Раскольничье двуперстие правой руки Морозовой, преодолевающей вес замкнутой на её запястье тяжёлой цепи, изображено словно бы обледенелым. И этот жест, повторенный жестом юродивого, и эта обледенелость — ключ к характеру, непреклонному, окаменевшему, заледеневшему в своей вере. Этот морозовский характер уже не разморозить. Он навсегда впаян в вечную мерзлоту российской жизни.

Самое сильное и глубокое в картине — круговорот взглядов. 

Сначала Морозова, взор которой поверх толпы, устремлён к Богородице, собирает в своём взгляде, обращённом к иконе, испуг, мольбу, насмешки людей и зеркально отражает их в глаза Богоматери. А скорбный взгляд Богородицы возвращается назад к людям, которые на неё не смотрят, её не видят.

В «Боярыне Морозовой» самое сильное — круговорот взглядов: от толпы — к Морозовой, от Морозовой — к Богоматери на иконе, от Богоматери — к толпе

В «Боярыне Морозовой» самое сильное — круговорот взглядов: от толпы — к Морозовой, от Морозовой — к Богоматери на иконе, от Богоматери — к толпе

24 января 2013. Четверг

«Смертию смерть поправ»

С оценкой Сурикова общественным мнением и критиками-искусствоведами происходит странная вещь. Вершинами его уверенно называют «Утро стрелецкой казни», «Меншикова в Берёзове» и «Боярыню Морозову». Некоторые добавляют «Покорение Ермаком Сибири» и «Взятие снежного городка». А дальше всё вроде бы малозначительнее. Хотя после этого он поднялся на такие пики, как «Переход Суворова через Альпы» и «Степан Разин».

На медали в честь победы молодого российского флота над непобедимым доселе шведским флотом Пётр Первый повелел выбить надпись: «Небываемое бывает». Слова эти потом осеняли всю историю России. Но глубоко неправ будет тот, кто соотнесёт их лишь с этой и другими её военными викториями.

Суриковский «Переход Суворова через Альпы» — о преодолении человеком непреодолимых вертикалей Смерти и Судьбы. Да, у Сурикова изображена дорога, ведущая прямо в смерть и только в смерть. И если хотите, это его, Сурикова, «Апофеоз войны», не менее сильный по воздействию на сознание и подсознание человека, чем одноимённый антивоенный манифест Верещагина. Но — водораздел. Здесь финальное впечатление во многом зависит от свойств изображённого человеческого потока, материализующего и библейское «смертию смерть поправ», и петровское «небываемое бывает», и блоковское «и невозможное возможно».

Есть у меня с суриковским «Переходом Суворова через Альпы» ещё одна ассоциация, совсем уж субъективно моя. Мне кажется, существует некая глубинная связь между солдатами «горизонтальной» страны, штурмовавшими альпийские вертикали, какими их увидел в своём воображении и изобразил Суриков, и теми, кто на «горизонтальных» полях уже самой этой страны, встав поперёк Судьбы и Смерти, не пропустили врага в свою столицу. Говорю о тысячах павших на подступах к Москве осенью 1941 года. Разные эпохи, разные войны, разные люди. Но и там и там — всё на кону.

Один из публицистов назвал «Переход Суворова через Альпы» Сурикова «самой непонятной и самой непонятой картиной в отечественном каноне, содержащей очевидную тайну»

Один из публицистов назвал «Переход Суворова через Альпы» Сурикова «самой непонятной и самой непонятой картиной в отечественном каноне, содержащей очевидную тайну»

Пожарища в полнебосвода
И явь беззащитных дорог.
Октябрь сорок первого года,
Уходит земля из-под ног.
И страшен споло́шный исход
Москвы по Владимирке…
Где-то
Опять в штыковую идёт
Редеющий взвод. До рассвета
Победы бойцам не дожить,
Имён не оставить в анналах.
Завещано нам дорожить
Их вечною славой. Начало
Бессмертного русского чуда
В их смерти, до боли простой.
Уже на столетья повсюду
Могилы встают на простой,
Где, кровью поля оросив,
Мальчишки спасали Россию.
Я всех их возвёл бы в святые.
Но… сколько святых на Руси!

(16.10.1996 г. Из личного дневника.)

Строка «И явь беззащитных дорог» имеет в первооснове один давний полночный разговор в вагоне поезда «Минск — Москва». В перестроечные времена мы, трое известинцев, возвращались из «подписной» поездки по Белоруссии и оказались в одном вагоне с Василём Быковым. Он зашёл в наше купе, где четвёртое место оказалось незанятым. И далеко за полночь длился интересный, откровенный разговор.

Не в наших личностях было дело. А определённо в личности Николая Егоровича Матуковского, нашего белорусского собкора, который в самые тяжёлые для Быкова времена, когда его травили на родине, бесстрашно встал на его защиту. Отсюда — уважение писателя к «Известиям» тех лет.

Быков тогда, между прочим, рассказал одну историю (а ему её рассказал Симонов, а ему — маршал Жуков во время знаменитой беседы, частично вошедшей в фильм «Если дорог тебе твой дом» — о Битве за Москву, в более полном виде обнародованной потом самим Симоновым в печатных изданиях, но полностью не опубликованной и по сей день).

Так вот, по свидетельству Жукова, во время Московского сражения был момент, когда немецкая разведка располагала данными, что три дороги на Москву совершенно свободны. 

У нас просто не было частей, чтобы защитить эти направления. По одному из них двинулись немецкие танки. Но их задержала только что прибывшая из Средней Азии 316-я стрелковая дивизия. Был нанесён удар вдоль второй дороги. Но и эту брешь закрыли собой поднятые по тревоге подольские курсанты.

И тогда по третьей дороге немцы наступать с ходу не решились, посчитав, что сведения их фронтовой разведки недостоверны и требуют дополнительной проверки. Жуков говорил, что это наряду со сражавшимися в окружении под Вязьмой нашими войсками позволило выиграть время и подтянуть резервы.

Я сие слышал от Быкова лично. Но потом нигде, ни в одном печатном издании, ни у Жукова, ни у Симонова, ни у самого Быкова, ни в исторических исследованиях и мемуарах о Московской битве подтверждения этого факта до сих пор не встретил.

В мае 2010 года два ТВ-канала — Первый и «Культура» — показали якобы полную запись того самого интервью Симонова с Жуковым. Посмотрел — и не нашёл этого эпизода. В общей форме мысль о нескольких днях в октябре, когда дороги на Москву нечем было закрыть, прозвучала. Но… именно в общей форме.

По ходу выяснилось: обнародованная двумя телеканалами запись — тоже неполная. «ЛГ» (12–18 мая 2010 г.), ссылаясь на критика Владимира Огнева, написала:

Цитата

«…Интервью с маршалом длилось 2 часа, и действительно в нём были очень острые по тем временам высказывания <…>. Скорее всего, именно поэтому начальник ГлавПУРа Епишев, который курировал все документальные проекты о войне, требовал всё не вошедшее в фильм уничтожить <…>. Руководители ЭТК (Экспериментальной творческой киностудии при Совете Министров СССР.К. С.) <…> подписали соответствующий акт «об уничтожении», но ничего не смыли, а просто с двух коробок с плёнкой была стёрта надпись «Беседа с маршалом СССР Жуковым» и написано: «Солдатские мемуары». <…> Сохранённую плёнку отправили в архив, а через некоторое время Константин Симонов <…> смонтировал именно тот, длившийся менее часа <…> фильм, который мы увидели на Первом канале и на «Культуре». Более того, первый (закрытый) показ этого фильма-интервью, на котором Огнев присутствовал, состоялся в 1969 году в Малом зале ЦДЛ».

И — кто его знает, может и хранится где-то в архивах та самая, бóльшая, неведомая нам часть того, поистине исторического интервью, и там на самом деле есть сюжет о трёх беззащитных дорогах? Или — нет?..

Но так ли важно знать, как всё было на самом деле, с точностью до деталей, если известно, чем всё кончилось? Важно, очень важно,

конечно, хотя во многих случаях в связи с уходом в небытие последних из великого фронтового поколения это уже физически невозможно.

Спорят вот о 28 панфиловцах. Сколько их было на самом деле? У того ли посёлка был легендарный бой и был ли он вообще? Произносил ли политрук Клочков ставшие крылатыми слова? И т.д. Важно ли это? Важно. И всё-таки надо всем этим возвышается страшная и святая вертикаль высшей правды трагедии и подвига: по совершенно открытой, беззащитной дороге на Москву немцы двинули свои танковые армады. Пути им заступила только что сформированная в среднеазиатском тылу 316-я стрелковая дивизия, в историю вошедшая как Панфиловская, численностью в 11 700 человечьих душ. И в ожесточённых, кровавых боях в эти смертельно опасные для столицы дни дивизия остановила врага, не пропустила его к Москве. Ценою 3620 погибших бойцов и командиров (включая комдива) и 6300 раненых…

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Да, я за то, чтобы для каждой реальной точки на карте Великой Войны — где это только ещё возможно — устанавливалась истинная картина того, как тут всё было на самом деле. Однако важно и другое: чтобы при этом в подсознании, да и в сознании нашем не отключался высший, гамбургский счёт истории!

Не слишком ли далеко события Московского сражения завели меня в сторону от реальной суриковской картины, где всё-таки действительно другое время, другие люди, другая война? Есть, однако, нечто такое, что связывает этого художника, его картину и эти события и между собой, и с небесами.

Могила Сурикова вплотную примыкает к армейскому строю пирамидальных обелисков над павшими в 41-м в Сражении за Москву. Фото: otzyv.ru

Могила Сурикова вплотную примыкает к армейскому строю пирамидальных обелисков над павшими в 41-м в Сражении за Москву. Фото: otzyv.ru

Внутри большого Ваганьковского кладбища столицы есть ещё одно кладбище. Когда 9 мая мы направляемся от родных захоронений к нему, чтобы возложить цветы, путь наш проходит по Суриковской аллее. И в конце её чуть ли не впритык к армейскому строю пирамидальных обелисков над павшими в 41-м в сражении за Москву примыкает могила Сурикова.

Лес к ноябрю истратил всю листву,
Став музыкой графической сонаты
И тишиной, в которой спят солдаты,
Погибшие в сраженьи за Москву.
Тот снегопад им снится и парад,
Откуда только в бой ведёт дорога.
И только в смерть. И нет пути назад,
И на трибуне Сталин вместо Бога.
Огни над ними вечные горят,
Граниты обелисков застывают.
И траурные ветви ноября
Над ними, непреклонными, склоняют
Нерукотворный полог тишины
И памяти. И неисповедимы,
Но для бессмертья нам необходимы
В могилах братских их святые сны.

(07.11.1996 г. Из личного дневника.)

19 марта 2016. Суббота

Сколько шагов от «Утра стрелецкой казни» до «Герники» Пикассо?

100 лет без Сурикова. И — с Суриковым. Он удивительно ко двору пришёлся минувшему ХХ веку. Да и нынешнему, XXI, тоже.

Во втором издании «БСЭ» Суриков назван «гениальным представителем реализма в исторической живописи». В этом определении, бесспорно, я могу согласиться лишь с самым первым прилагательным. Ибо, по-моему,

в манере своей Суриков — это неразделимый сплав крепкого реализма и… импрессионизма. Боярыня Морозова и люди вокруг неё — первое. А снег — чистейший импрессионизм.

Дело не только в том, что работу на пленэре он возводил в «символ веры». Тут нечто от сути его таланта. Или, если копать глубже, от Бога.

В. Суриков. «Утро стрелецкой казни». Фрагмент. Художник вспоминал, с чего начиналось «Утро стрелецкой казни»: «Раз свечу зажжённую на белой рубахе увидал, с рефлексами и…»

В. Суриков. «Утро стрелецкой казни». Фрагмент. Художник вспоминал, с чего начиналось «Утро стрелецкой казни»: «Раз свечу зажжённую на белой рубахе увидал, с рефлексами и…»

И действительно. Как часто его великие полотна начинались каждое с красочно-светового первого впечатления… Совсем как у Клода Моне в его полотне, подпись под которым дала имя целому новому направлению в живописи: L’Impression. Только это было уже не «Впечатление. Восход солнца», а «Впечатление…» и далее: «ворона на снегу», «блики пламени свечи на белой рубашке», «изба с низким потолком, а за окном беспросветная непогода» — эмоциональные ключи к «Боярыне Морозовой», «Утру стрелецкой казни», «Меншикову в Берёзове». Сам Суриков так поведал об этом Волошину (он, между прочим, считал оценки Волошиным его творчества наиболее созвучными его собственным самооценкам):

«… Я жил под Москвой на даче, в избе крестьянской. Лето дождливое было. Изба тесная, потолок низкий. Дождь идёт, и работать нельзя. И стал я вспоминать, кто же это вот точно так же в избе сидел. И вдруг… Меншиков… сразу всё пришло — сразу всю композицию целиком увидел. <…>

А то раз ворону на снегу увидал. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила, чёрным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом боярыню Морозову написал. Да и «Казнь стрельцов» точно так же пошла: раз свечу зажжённую на белой рубахе увидал, с рефлексами».

Крамской сказал Сурикову о «Меншикове в Берёзове»: или ваша картина гениальна, или она чудовищно безграмотна…

Крамской сказал Сурикову о «Меншикове в Берёзове»: или ваша картина гениальна, или она чудовищно безграмотна…

Волошин видел во всём этом ярко выраженный характер таланта Сурикова:

«У Вас громадная сила наблюдательности: даже то, что Вы видели мельком, у Вас остаётся чётко в глазах. Разум у Вас ясный и резкий, но он не озаряет области более глубокие и представляет полный простор бессознательному. Идея, едва появившись, у Вас тотчас же облекается в зрительную форму, опережая своё сознание».

Пабло Пикассо. Герника. 1937 год

Пабло Пикассо. Герника. 1937 год

Другими словами, восприятие мира Суриковым было кристально свежее, неотягощённое, не искажённое никакими идеологизированными «измами», открытое навстречу и всему истинно вечному в жизни и в искусстве, и всему новому, нетривиальному, непривычному.

Кряжистый, двужильный, непреклонный сибирский характер — и (прямо по Достоевскому — о всемирной отзывчивости русского человека!) такая искренняя восприимчивость не только ко всему родному, «заоколичному», но и к новым веяниям в европейском искусстве, к картинам тех, кто станет кумирами уже нового, ХХ века, а пока что пребывает в ипостаси возмутителей академического и салонного спокойствия.

Волошин свидетельствует:

«Однажды мы были вместе с Василием Ивановичем в галерее Сергея Ивановича Щукина и смотрели Пикассо. Одновременно с нами была другая компания. Одна из дам возмущалась Пикассо. Василий Иванович выступил на его защиту: «Вовсе это не так страшно. Настоящий художник именно так должен всякую композицию начинать: прямыми углами и общими массами. А Пикассо только на этом остановиться хочет, чтобы сильнее сила выражения была. Это для большой публики страшно. А художнику очень понятно».

Вот так в обыденной, будничной обстановке «встретились» авторы двух, может быть, самых трагических живописных полотен («самых» — каждое в своём веке) — уже написанного «Утра стрелецкой казни» и никакими нострадамусами ещё не предсказанной «Герники». Встретились — и поняли друг друга.

Самое страшное в «Утре стрелецкой казни» — когда разрывают семьи

Самое страшное в «Утре стрелецкой казни» — когда разрывают семьи

1 декабря 2023 г. Пятница.

Два эпилога к информации об открытии выставки Сурикова.

Любимые мои отечественные живописцы — Рублёв, Серов, Левитан, Врубель, Суриков. И так уж случилось, что в последние годы первым четырём были посвящены впечатляющие по полноте, пользовавшиеся оглушительным успехом выставки (вспомните, как москвичи и гости столицы буквально ломились на выставку Серова). И вот настал черёд Сурикова.

Только что открылась его выставка. Не в Третьяковке на этот раз, а в Русском музее. Но такая же всеохватная. На ней представлено более 120 работ из ГТГ, Русского музея, музеев и картинных галерей Москвы, Петербурга, Красноярска, Новосибирска, других городов, из частных собраний. Но и в Третьяковской галерее этой выставке предшествовало осуществление посвящённой Сурикову специальной программы. Она включила тематические вечера, экскурсии, кинопоказы.

Максимилиан Волошин:

«Кровь старых бунтовщиков, покоривших Сибирь вместе с Ермаком, отстоенная в умиротворённом быту старой Руси, исключительно здоровое детство, обставленное суровыми, трагическими и кровавыми впечатлениями природы и человеческой жизни, глубоко потрясавшими детскую душу, но не осложнявшимися никакими личными катастрофами, образовали в нём сосредоточенный и мощный заряд огромной творческой силы».

(Максимилиан Волошин. Из статьи памяти Сурикова, опубликованной вскоре после его смерти, в журнале «Аполлон» более 100 лет назад.)

Василий Ливанов:

«Люблю ли я Сурикова? Ну какой смысл говорить: я люблю кислород, воздух, которым дышу? А если не люблю, значит, просто не существую. Думается, что Суриков — такая же эпоха в русской живописи, как Пушкин в литературе или Шаляпин в театре. И очевидно, никакой человек, воспитанный в русской культуре, не представляет себя вне связи с творчеством этих гениальных вдохновителей».

(«Слово о Сурикове» народного артиста РСФСР Василия Ливанова в его книге «Помни о белой вороне. Записки Шерлока Холмса».)

Читайте также

О маневренности литературы

О маневренности литературы

В Гостином Дворе до 3 декабря проходит зимний Non/fiction. Что здесь есть. И кого здесь нет

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow