ПОРТРЕТ ЯВЛЕНИЯОбщество

Триллион уже виден

Долги россиян за ЖКУ превысили 900 миллиардов — это рекорд за всю историю статистики. И сумма будет только расти. Что делать?

900 млрд рублей долгов по ЖКХ — число еще не окончательное. Есть ли тенденции к снижению? Непохоже. В подтверждение — динамика только за три года: в октябре 2020-го долг по коммунальным платежам составлял 625 млрд рублей. В начале 2021 года достиг 747 млрд. К прошлому декабрю задолженность превысила 804,5 млрд рублей, увеличившись на 56,6 млрд. Росстат назвал тогда этот рост рекордным для страны. По итогам I квартала текущего года долговая сумма колебалась в районе 876,4 млрд рублей. Сейчас стремится к триллиону. Это, видимо, еще один рекорд.

В доме, где я живу, управляющая компания (УК) уже несколько лет подряд устраивает должникам по квартплате акты публичного порицания.

На дверях подъездов вывешивают списки с номерами квартир и суммами долга (есть и шестизначные цифры). Что поразительно, списки эти не становятся короче, во всяком случае на первый взгляд. То ли мера неэффективная, то ли платить реально нечем.

Попробуем разобраться, в чем причины. Очевидные — на поверхности: падение наших доходов, рост тарифов, отсутствие баланса между интересами поставщиков услуг, предприятиями и гражданами, которые эти ресурсы потребляют. Добавьте сюда частные интересы концессионеров. Общеизвестно, что собственники жилья могут заключить договор с ресурсоснабжающей организацией (РСО) напрямую или платить коммуналку через УК. Политика и тех и других далеко не всегда ориентирована на потребителя. Муниципальный депутат Дмитрий Асеев на примере Самары объясняет, во что это выливается:

— Почти 95% всего рынка ЖКХ — это частный бизнес. Начиная от концессий — ПАО «Т Плюс (отопление), РКС (водоснабжение), «Самараэнерго» — и заканчивая УК. Цель бизнеса — получение прибыли, а не удовлетворение нужд граждан. Концессионеры путем недобросовестного ведения хозяйственной деятельности завышают собственные расходы. Они ложатся в тариф, а это по цепочке ведет к увеличению суммы в платежках. Жители не могут заплатить, что приводит к росту задолженности. У РСО и УК возникают долги, которые они снова «прячут» в квитанциях (например, разница между показаниями общедомовых и индивидуальных приборов учета). И как итог этого замкнутого круга — увеличение тарифов и рост задолженности, снижение качества услуг, прорывы, аварии…

Читайте также

Миллиарды приносят в «авоськах»

Миллиарды приносят в «авоськах»

Комиссионные банкам при оплате услуг ЖКХ ежегодно складываются в астрономическую сумму — и платят ее в основном российские пенсионеры. За что? Точнее — вместо кого?

С долгами по коммуналке мы живем давно. Но в течение последних трех лет, по словам лидера общественного движения «Народный жилищный инспектор» Сергея Крекова, они еще и неуклонно растут. Началась эта история во время пандемии, когда правительство РФ ввело мораторий на начисление пеней за долги по ЖКУ. С этого момента задолженность росла как снежный ком.

Дело в том, что бо́льшая часть долгов пришлась на малоимущих и социально незащищенных граждан, имеющих право на получение субсидии. Однако по действующему законодательству в случае несвоевременной оплаты коммунальных услуг гражданин этого права лишается. В какой-то момент число тех, кому отказали в субсидии, выросло в Москве настолько, что потребовалось продление моратория на начисление пени на полгода. Правда, на общую картину это не сильно повлияло. А проблема с получением субсидий превратила сложившуюся ситуацию из плохой в катастрофическую.

— По мере того как росло долговое бремя населения, — продолжает Сергей Креков, — росло и число людей, лишившихся права получать субсидии из-за несвоевременной оплаты. Такие люди увеличивают свой долг в арифметической прогрессии, поскольку начинает расти не только тело задолженности, но и пени, и штрафы. В общей структуре долга они могут достигать трети всей суммы.

— Но ведь с прошлого года правительство изменило порядок предоставления субсидий.

— Да, и теперь получить ее можно только при наличии просуженной судебной задолженности (обязанности вернуть долг, подтвержденный судебным актом.О. П.). Но на практике, если ты оформил субсидию и пропустил хотя бы один платеж, тебе приостановят ее выплату. А приказной порядок судопроизводства вообще нивелировал положительный эффект этой меры.

Все это — еще один замкнутый круг: должнику нужна помощь от государства, чтобы рассчитаться. А в помощи ему отказывают, потому что он должник. И подобная канитель длится годами.

Действенных попыток разорвать этот круг мы не видим. Зато регулярно слышим предложения снять запрет на поддержку должников. Идея, кстати, исходит и от депутатов Госдумы. Но до законодательной инициативы никак не доберется.

Фото: Арден Аркман / «Новая газета»

Фото: Арден Аркман / «Новая газета»

Следует отметить, что весь объем выплат по субсидиям на оплату ЖКУ финансируется из региональных бюджетов. Только в октябре текущего года правительство выделило 4,5 млрд рублей на помощь регионам с программой субсидирования. Нередко в публичном поле звучат предложения адресно увеличить список тех, кто имеет право на льготы. От себя добавлю: хорошо бы увеличить так, чтобы об этом праве потенциальные получатели не только знали, но и могли им воспользоваться. Мне один чиновник пытался буквально на пальцах объяснить, что все виды госпомощи — сугубо интерес гражданина. Пусть, дескать, настойчивей интересуется, что ему по закону положено. А как быть, если по закону положено, но «по жизни» выходит криво? Пенсионерка из Санкт-Петербурга дважды пыталась оформить такую помощь в центре жилищно-коммунальных субсидий.

— Мне льгота на оплату коммуналки положена по возрасту. Что, в этом случае пенсионного [удостоверения] и паспорта недостаточно? — спрашивает женщина. — С меня же потребовали выписку из домовой книги, с лицевого счета — показать, что у меня нет долгов. Какие-то документы, чтобы подтвердить, что я действительно проживаю в своей квартире… Даже справку о составе семьи запросили. Пока оформлялась, мне еще и пеней по капремонту за несколько лет насчитали — на 8 тысяч.

«Почему, скажите, я должна платить за услугу, которую не получила? А штрафы-то я тем более не потяну».

Теперь самое важное: откуда возникает это «не потяну» и как с ним бороться. Ведь на круг тех, кто «не тянет», запредельно много. Грамотные люди некоторое время назад предложили тарифы на коммунальные услуги повышать с учетом платежеспособности граждан и особенностей отдельных регионов. Если треть жителей региона не способна оплачивать счета, поднимать расценки нельзя, уверены эксперты.

И разве не очевидно, что при формировании тарифов следует оценивать доступность услуг ЖКХ, чтобы как можно больше граждан закрывало квитанции самостоятельно, без адресных субсидий? Нам же в ответ на это поясняют, что рост коммунальных тарифов в стране ограничен предельным индексом, который с 1 декабря 2022 года составляет 9%. Фактический индекс еще ниже, убеждают специалисты Росстата. И напоминают, что действует широкий набор мер поддержки по оплате коммунальных услуг и на федеральном, и на региональном уровнях.

Странно: если эти меры работают, откуда берутся миллиардные долги? Учитываются ли финансовые возможности людей в принципе? И насколько обоснованы экономически размеры индексации для отдельных регионов?

— Подход правительства к принципам индексации разгоняет задолженность, — объясняет Креков. — Если доля расходов на оплату ЖКУ в структуре расходов населения высокая, то повышать тарифы нужно медленнее либо вообще их не индексировать. Результаты этого исследования мы направили в правительство, откуда их переслали в ФАС.

— Я прочитала ответ службы, в нем сказано, что предприятия ЖКХ при низких уровнях повышения тарифов получают серьезную проблему — кассовый разрыв (временную нехватку средств на обязательные расходы).

— Так главная цель ежегодного увеличения тарифов — это компенсация кассовых разрывов, возникших у РСО и УК как раз из-за неплатежей населения. А поскольку в период с 2020 по 2023 год наблюдается неуклонный рост задолженности, этот способ решать проблему долгов показал свою неэффективность.

Не считаясь с тем, откуда граждане возьмут деньги, мы роем долговую яму, из которой людям самостоятельно не выбраться.

Но самый существенный фактор, который влияет на ситуацию, — это жилой фонд, находящийся у граждан в социальном найме. Его доля, по разным оценкам, превышает треть. Формально с таким должником сделать ничего нельзя. Он не владеет имуществом, которое может покрыть долг. А это ведет к безразмерному его росту. Меры по ограничению потребления коммунальных ресурсов наши граждане обходят с помощью старой доброй смекалки. Таким образом, в ЖКХ уже долгие годы действует принцип: те, с кого можно получить деньги, платят за тех, кто может себе позволить не платить. А индексация тарифов нацелена на компенсацию выпадающих из-за неплатежей доходов за поставленные услуги. Рано или поздно этот порочный принцип должен был рухнуть. Что и произошло в этом году.

Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»

Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»

— Если я правильно понимаю, тех, кто может платить, стало меньше, а тех, кто не способен, — больше?

— Да. В результате для покрытия кассового разрыва нужно кратно увеличивать тарифы, что и было сделано в июле и декабре 2022-го в рамках индексации.

Напомню: тарифы на коммуналку перед Новым, 2023 годом внепланово подняли на 9%. В то время как плановая индексация должна была состояться в июле 2023-го. Минэкономразвития перенесло ее, чтобы обеспечить бесперебойную работу инфраструктуры ЖКХ по всей стране, так нам объяснили. И заверили, что полтора года индексировать тарифы не будут. Посмотрим…

Пока же приведу частный пример обратного. Коллега рассказал, что на протяжении определенного времени платил за электричество примерно одну и ту же сумму. Показания счетчиков не снимались, жильцов в квартире не прибавилось, родственники погостить не заезжали, расходы энергии не увеличивались. Во всяком случае, значительно. Однако в сентябре семье выставили счет на 300 рублей больше обычного. И это не исключение.

Ну а пока долги копятся, светлые умы выносят на суд общественности разные идеи по борьбе с неплательщиками. Например, один из инициаторов преобразований считает, что нужно создать законные условия для работы профессиональных взыскателей. Видимо, автору предложения реально кажется, что появление подобного рода специалистов снимет проблему.

А один народный избранник в интервью федеральному СМИ на голубом глазу заявляет, что долги за ЖКУ продолжают расти в том числе из-за невозможности РСО и УК воздействовать на неплательщиков по всей строгости. Какой смысл депутат вкладывает в это слово? Да элементарный: от света, воды и тепла граждан не отрезают, и они продолжают наращивать свои долги. Если следовать этой логике, то всего-то и надо — перекрыть должникам обозначенные блага, а они мигом и все сразу рассчитаются.

Выходит, дело исключительно в нежелании потребителей платить? Люди сидят при деньгах, но по какой-то причине не торопятся отдавать их за свет и воду? Боюсь, что в реальности все гораздо сложней.

До 2020 года, констатируют управляющие компании, собираемость коммунальных взносов по дому держалась в районе 90–95%. Сегодня опустилась до 70–80%. В денежном выражении падение очень серьезное.

Дмитрий Асеев разъясняет, как образуются долги у самих УК:

— Возьмем обычную двухкомнатную или трехкомнатную квартиру в самарской «хрущевке». Размер квартплаты складывается примерно так:

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

  • 1000 рублей — содержание и текущий ремонт;
  • 100–200 рублей — МОП (общедомовое потребление);
  • 2500–3000 рублей — отопление.
  • ~1000 рублей — на воду, в зависимости от счетчиков, нормативов и количества жильцов,
  • до 1000 рублей — на электроэнергию,
  • 1000 рублей — мусор и капремонт.

Итого — примерно 6000 рублей.

И только 1000 рублей из этой суммы уходит в УК.

Если 20–30% жильцов перестают платить, а дом не на прямых расчетах с ресурсниками, то возникает задолженность компании перед РСО, равная 7–8 месяцам сборов со всего дома.

У этой «медали» есть и другая сторона —

сами УК зачастую не доносят до РСО средства, собранные с жильцов. Вклад УК в накопление долгов весьма значителен. Добавьте к этому нецелевое использование полученных от нас средств.

Ситуация зашла так далеко, что потребовались нововведения. Говорят, Минстрой уже работает над новой системой оплаты ЖКУ, которая подразумевает создание специальных банковских счетов — на них будут аккумулироваться коммунальные деньги. Сегодня жильцы перечисляют их управляющей компании и не имеют возможности проверить, используются ли поступления по назначению. Теперь же УК хотят лишить возможности свободно распоряжаться нашими платежами. Со спецсчетов, убеждают нас, средства можно будет переводить только поставщикам ресурсов. Смысл идеи — в прозрачности. Правда, само это слово с системой ЖКХ не соотносится даже на слух. А еще интересно, кто будет «закрывать» обслуживание спецсчетов. И главное: как это решит проблему должников?

Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Фото: Артем Геодакян / ТАСС

В текущей ситуации это самое глупое решение, которое можно было бы принять, — констатирует Сергей Креков. — Оно только запустит процесс развала отрасли. Сегодня УК работают по принципу перекрестного финансирования. То есть у них в портфеле есть дома с разным уровнем платежеспособности. В одних собираемость 90%, в других — 30%, в среднем получается 60%. Очевидно, что они используют деньги тех, у кого лучше платежная дисциплина, чтобы оплачивать долги тех, кто задерживает платежи. Если управляющим компаниям запретить это делать, их задолженность перед РСО будет расти в геометрической прогрессии, а следом пойдут и массовые банкротства.

Есть еще одна зависимость долгов от «тонкостей» отопительного сезона. Обозначу ее на примере нескольких многоквартирных «сталинок» в Восточном административном округе столицы. В октябре, ровно с того самого момента, как в дома начали подавать тепло, в большинстве квартир, имеющих батареи с регуляторами, эти регуляторы были установлены на минимум или вовсе отключены. Сообщения об этом в чат жильцов шли непрерывно. Некоторые наивно полагают, что раз тепло не потребляется в полном объеме — значит, и оплачиваться будет так же. Напомню: деньги в этом случае с нас берут не за то, что мы реально потребляем, а за то, что нам поставляют. И если сейчас начисления идут по средним показателям, то после перерасчета (а он непременно будет) все встанет на свои не очень приятные места. В этот самый момент дисциплина плательщика, увидевшего неожиданные суммы, может дать сбой. Первая реакция — как правило, возмущение и непонимание: откуда что взялось? В итоге покрыть непредвиденные расходы смогут не все. Значит, опять долги будут расти.

Вот как раз на старте отопительного сезона я получила неожиданную возможность пообщаться с работниками ЖКХ воочию. Контакты с ними, как правило, происходят в одностороннем порядке — через наши жалобы. А тут случилась авария. После ее устранения представители РЭУ отправились в поквартирный поход — убедиться, что все в норме. Увидев на пороге «обходчика», я задала вопрос, который не давал покоя не только мне: зачем так неистово топить в квартирах, когда за окном еще вполне тепло?

— Вы почитайте, что люди в чат жильцов пишут: почти все отключили батареи, когда в дома дали отопление.


Сначала у моего собеседника случился эмоциональный выброс: «Да вы хоть обрежьте все батареи, платить все равно придется!»

Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»

Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»

Затем, уже под запись, состоялся более предметный разговор. Представляться мужчина не пожелал, но должность свою назвал — зам главного инженера РЭУ.

— Вы хотите оплачивать столько, сколько вам реально нужно? Не будет такого, — категорично заявил он.

— Но есть же какая-то нормативная база: тепло в дома подают при определенной температуре на улице.

— Конечно! Но когда нынче включили батареи? Когда на улице плюс 15 было. Для меня это удобно. Почему? Потому что в квартирах тепло, заявок немного, и у нас есть время, чтобы отрегулировать систему. Для меня как инженера это хорошо. А для мужика, который, блин, платит бабки, — плохо: на улице плюс 15, а у него батареи горячие! Кто будет платить? Мы с вами будем платить!

— Тогда зачем включили? Дополнительные деньги собрать?

— Приказ был по городу, как и в прошлом году. Это с 2020-го началось, в пандемию. Когда всех дома держали на привязи, помните?

— Но давайте все-таки уточним: при каких параметрах нам должны включать тепло?

— Смотрят на среднесуточную температуру. Складывают день, ночь — и делят на два.

— Если уже включили, но резко потеплело, отключить не могут?

— А это в законе не оговаривается. Включили и включили.

— Вы еще с порога сказали: «И у меня такие же проблемы…»

— Так я где живу? В Москве. И конечно, у меня дома жена матюкается точно так же.

— По поводу?

— Что платить за гики надо. Что хотят, то и чудят. Говорят: для людей лучше, если мы включим. Но мы же понимаем, для кого это лучше.

— Так многие полагают, раз батареи отключили, то и платить не придется…

— Да все равно, отключили или нет. Счетчик-то внизу считает. Они вам сейчас выставляют по нормативу, а в конце года сделают перерасчет, все гики будут учтены. И вы заплатите, и я заплачу — куда денемся. Понимаете, фишка в чем?

— Понимаю, потому и возмущаюсь.

— А что мы поделаем? Возмутимся! Это единственное, что у нас осталось.

Чем глубже погружаешься в проблему, тем сильней убеждаешься, что уровень действующих тарифов экономически не обоснован. Возможность населения их оплачивать в расчет не берется. А сами показатели даже в регионах-соседях отличаются в разы. И вот вопрос: а можно, собственно, понять, как тарифы устанавливаются?

— Никто не знает, — отвечает Креков. — Экономическое обоснование действующих тарифов в ЖКХ — самая секретная информация. Например, у бытового газа и электроэнергии для граждан странная диверсификация стоимости. В Москве это обходится дешевле, чем в Московской области. Если внимательно изучить методики, утвержденные правительством, можно увидеть, что они позволяют установить на услуги ЖКХ фактически любой тариф. Это результат договоренности между властью и поставщиками услуг, а оплачивают этот «договорняк» граждане. Все это — основа для чудовищной коррупции и злоупотреблений!

Лишь один пример (данные публиковались во многих СМИ, в том числе федеральных):

цитата

«По информации следователей, с 2007 по 2014 год фигуранты дела и другие неустановленные лица передавали высшим должностным лицам Республики Коми деньги за установление максимально выгодных тарифов на тепло- и электроэнергию. Уточняется, что фигуранты действовали в интересах ЗАО «Комплексные энергетические компании».

Что реально можно и нужно сделать, чтобы выбраться из долговой ямы? Руководитель «Народного жилищного инспектора» называет 4 пункта:

  • Установить для населения уровень тарифов в соответствии с платежеспособностью. Изменить политику индексации тарифов в регионах: растут доходы — повышаем, падают — снижаем.
  • Изменить механизм выплаты субсидий. Граждане, имеющие на нее право, получают субсидию безотносительно того, оплачена «коммуналка» вовремя или нет.
  • Создать внебюджетный фонд «плохих долгов» для рефинансирования компаний отрасли. В обмен на долговые обязательства граждан они получают денежные средства. А фонд работает с долгами.
  • Ввести прямые расчеты за поставленные коммунальные ресурсы в обход УК.
  • Обнулить все долги и начать с чистого листа. Такое предложение уже тоже было.

Ольга Путилова, «Новая газета»

Санкт-Петербург

Рекордный рост долга

С конца октября несвоевременно оплачивающие жилищно-коммунальные услуги петербуржцы находят в своих почтовых ящиках необычные «письма счастья» — судебные долговые квитанции за ЖКУ нового образца. Эти платежные документы внешне непохожи на привычные горожанам розовые и белые платежки, которые рассылает Единый информационно-расчетный центр Санкт-Петербурга. Главное отличие — на долговых квитанциях размещен QR-код. Отсканировав его, через мобильное приложение онлайн-банка можно оплатить имеющуюся задолженность за пять минут. Тогда, уверяют жилищники, долги не будут предъявлены к принудительному взысканию через службу судебных приставов.

Подобные «письма» петербургским должникам теперь планируют присылать ежемесячно. За неуплату задолженности грозят арестом имущества, запретом на выезд из России и на совершение регистрационных действий с имуществом, а также взысканием части доходов через суд.

Долги за «коммуналку» (по официальным данным — свыше 3 млрд рублей) у жителей Северной столицы накопились даже несмотря на то, что тарифы на ЖКУ в Петербурге не индексировались с 1 декабря 2022 года. Правда, надо отметить, что тогда жилищно-коммунальные услуги подорожали сразу в среднем на 8,5% (хотя до этого они уже повышались в июле 2022-го — на 5%). Так, плата за горячее водоснабжение выросла в конце прошлого года на 8,4% (до 126,69 руб./м3), за холодное водоснабжение и водоотведение — на 8,5% (до 36,54 руб./м3), за отопление — на 8,4% (до 2111,40 руб./Гкал), а за обращение с отходами — на 8,5% (до 1367,57 руб./м3). Цены на электричество, в зависимости от типа дома и суточной системы исчисления, увеличились с 8,2 до 9,4%.

В Смольном также не смогли проигнорировать тот факт, что задолженность по оплате ЖКУ населением начала расти год назад — ровно с того момента, как в последний раз были повышены тарифы. При этом, по оценкам чиновников, нынешний рост долга стал рекордным за последние 10 лет — сейчас он доходит до 300 млн рублей в месяц. А собираемость платежей не достигает 90%.

Между тем, по словам чиновников, тарифы на ЖКУ всегда формируются под влиянием инфляции (обычно их индексируют чуть ниже ее уровня). Есть опасения, что искусственно сдерживаемый рост тарифов в 2023 году обернется неприятным сюрпризом в недалеком будущем.

Ранее ближайшая индексация тарифов на услуги ЖКХ в Петербурге ожидалась с 1 июля 2024 года. Но инфляция диктует свои условия, и сегодня уже рассматривается возможность пересмотра стоимости коммунальных услуг в Северной столице с 1 января. Предполагается, что средний ежемесячный платеж на семью из трех человек вырастет с 1 января 2024 года на 248 рублей, а через полгода или год (это пока не решено) — еще на 221 рубль.

Нина Петлянова, «Новая газета»

Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»

Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»

Свердловская область

«Жить, скажу честно, непросто»

В 2022 году районными, городскими судами, а также мировыми судьями с жителей среднего Урала было взыскано более 8 млрд 228 млн рублей по долгам за коммунальные услуги, в эту же сумму вошли долги по платежам за капитальный ремонт. В 2021 году судами области были удовлетворены исковые требования о взыскании задолженности по коммунальным платежам на сумму более 9,5 млрд руб. Какова задолженность населения региона в текущем году, пока неизвестно.

— У нас счет за коммунальные услуги выходит примерно на 7–8 тысяч в месяц зимой, — говорит 33-летняя Ирина, жительница Екатеринбурга и многодетная мама. — Квартира двухкомнатная в обычной «хрущевке», прописаны в ней четверо. Были бы все прописаны, счет еще больше был бы. Я вижу, что в сравнении с прошлым годом счет увеличился примерно на 500 рублей. Работает в семье только муж, у него зарплата в последние годы не менялась. Жить, скажу честно, непросто, приходится на многом экономить, чтобы и детей кормить, и «коммуналку» оплачивать, — сетует Ирина.

В ноябре 2022 года региональная энергетическая компания пыталась поднять цены на электричество сразу на 35%, но из-за резко возросшего уровня протестных настроений повышение отменили. Но вместе с ним отменили ночной тариф на электроэнергию, который позволял горожанам экономить в выходные и праздники. Отмена двухэтапной тарификации запутала не только рядовых свердловчан, но и самих коммунальщиков. Сегодня все платят по усредненному тарифу в 5,15 рубля за кВт/ч. С 1 июля 2024 года РЭК предложил установить минимальный тариф на электричество в размере 5,46 рубля, максимальный — на уровне 5,49 рубля. Предположительно это позволит ежегодно собирать с населения примерно на 1,9 млрд рублей больше.

— В сравнении с ценами на продукты «коммуналка» выросла не так ощутимо, — рассказывает 62-летняя Лариса, пенсионерка из Полевского. — Счет увеличился примерно на 600 рублей. К примеру, содержание жилья выросло на 100 рублей, газ — на 75. Возросли затраты и на вывоз мусора — рублей на двадцать. И так практически по каждой позиции в платежке. Со мной живет мама, которой как репрессированной государство возвращает до 40% из суммы платежа за ЖКУ. Только это нас и спасает от накопления новых долгов. У меня же пристав забирает три четверти пенсии за долги по кредиту. Я написала кучу писем в службу судебных приставов, чтобы мне хотя бы половину пенсии на жизнь оставляли, не могу же я на 6 тысяч рублей выживать. Но уже несколько лет все мои обращения игнорируются.

Больше всего в цене выросли затраты на капитальный ремонт. В Екатеринбурге многодетная семья из пяти человек, проживая в квартире площадью 45 м2, ежемесячно платит за капремонт 679 рублей, год назад платила 477 рублей. В фонде капремонта столь резкий рост тарифа объясняют повышением цен на строительные материалы, удорожанием работы и ремонта техники и даже изменением цен на продукты — строителям тоже надо кушать.

Изольда Дробина, «Новая газета»

Фото: Арден Аркман / «Новая газета»

Фото: Арден Аркман / «Новая газета»

Владивосток

Хуже, зато дороже

— Особенно, конечно, возмущает рост цен на горячую воду, которой нет у всего города, и на вывоз мусора. Вы вообще видели, как его вывозят? С горем пополам после жалоб соизволяют свинарник вокруг баков убрать. А если, не дай бог, дождь пойдет или три снежинки упадет, пиши пропало! Можно ждать мусоровозку неделями. Предполагаю, что ни на какой полигон они нашу помойку не вывозят — разве что в ближайший лес, — говорит Наталья, живущая центре города.

Коммуналка в Приморье, как и в целом по стране, подорожала не как обычно — летом, а в конце прошлого года, причем сразу на 9,1–11,6% (в зависимости от территории). Во Владивостоке до 1 декабря 2022 года 1 кВт/ч электроэнергии стоил 3,44 руб., после — 3,83 руб. Отопление выросло в цене с 2626,88 за Гкал до 2931,59 руб. Холодная вода — с 56,1 руб. (если брать водоснабжение и водоотведение вкупе) до 62,6 руб. Вывоз мусора — с 81,7 до 91,1 руб. Управляющие же организации стоимость своих услуг поднимают по собственному усмотрению.

Кстати, электричество по двухтарифному счетчику в декабре подорожало на 22% за дневные показатели и на 15% — за ночные (при этом такими счетчиками, по данным Агентства по тарифам Приморского края, пользуется около 60% населения, но можно легко перейти на однотарифный).

Если верить квитанциям, стала лучше работать управляющая компания Ленинского района. В июне 2022 года квартплата за «двушку» на Светланской улице составляла 833,5 руб., с июля — 837 руб., в мае 2023-го — с какой-то радости 934 руб., в июне — 885,5 руб., в октябре — 881 руб.

Но если верить глазам, то лучше наша УК работать, конечно, не стала: покосившаяся подпорная стена, из-под которой течет годами, двор в жутчайших ямах, месяц без холодной воды. И над всем этим «великолепием» — провисшие провода. Только дворник радует зимой и летом, но этого как-то маловато для роста цен на 50 рублей с квартиры (90 квартир — 4500 с дома; но КПД управляющей компании как был нулевым, так и остался, за что платить-то?). Или вот капитальный ремонт. Если в январе (за декабрь 2022-го) я платила 383,7 рубля, то в октябре (за сентябрь) — 418,2 рубля.

И такие проблемы во всех районах дальневосточной столицы. Например, Приморский экологический оператор за двухкомнатную квартиру с двумя прописанными людьми за октябрь 2022 года прислал квитанцию на 163 рубля, а в октябре этого года — уже на 178 рублей.

В начале ноября прокуратура Владивостока запустила горячую линию по вопросам ЖКХ. Только 2 ноября на нее поступило более 300 сообщений. Горожане жалуются на бездействие управляющих организаций, на отсутствие горячей воды и отопления (сезон стартовал 23 октября, несколько дней заполняли систему, после этого мэр Константин Шестаков рассказал о 32 порывах и пообещал быстро все исправить). Надзорное ведомство, в свою очередь, пообещало отреагировать на каждое обращение.

По информации популярного городского сервиса VL.ru/off, на утро 3 ноября без отопления в городе оставалось 411 домов, без горячей воды — 395.

Валерия Федоренко, «Новая газета»

Читайте также

Коммунальи

Коммунальи

Шестиподъездный дом в центре дальневосточной столицы больше месяца жил без воды. Об этом знали все. И ничего

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow