читали, знаемКультура

Не подчиняйтесь заранее и верьте в истину, поскольку ее можно убить

О книге Тимоти Снайдера «О тирании. 20 уроков ХХ века»

Наша субботняя рубрика продолжает изучать, как устроена диктатура с точки зрения литературы. Отойдем на некоторое время от знакомства с типами диктаторов и посмотрим, на чем вообще держится диктатура, с чего начинается, чем заканчивается, на чем основывается; подумаем, что вообще такое свобода и как ее достичь отдельно взятому человеку или отдельно взятому обществу. Этим темам будут посвящены несколько наших ближайших разговоров.

Но начнем с азов — с уроков тирании. Точнее, с тех двадцати, которые выделил в своей книге американский историк, специалист по Восточной Европе Тимоти Снайдер.

Обложка книги «О тирании. 20 уроков XX века»

Обложка книги «О тирании. 20 уроков XX века»

Книга «О тирании. 20 уроков XX века» вышла в 2018 году, когда Трамп занимал президентское кресло уже год. Газета Washington Post сравнила ее с Конституцией — такая же маленькая и такая же жизненно важная. Жизненно важна она не только для американцев, хотя писалась, в первую очередь, для них — в качестве предостережения. Но советы, которые дал Снайдер, как нетрудно догадаться, работают в условиях любой диктатуры. Не то чтобы эти советы содержали в себе великую мудрость и тайное знание — нет, многие из них самоочевидны, а ко многим прислушиваться уже поздно. Но есть среди них и те, которых до Снайдера никто не давал, и те, о следовании которым все успели основательно забыть. В общем, самое время выучить уроки тирании заново. Пройдемся по самым важным из перечисленных в книге.

Не подчиняйтесь заранее

Один из самых важных уроков — и один из тех, учить которые мы уже опоздали.

Любая диктатура, говорит Снайдер, всегда начинается с одного: с того, что ей позволяют начаться.

Не надо заниматься самоуничижением: мол, от нас ничего не зависит, нас обманули. Поначалу все действительно зависит от выбора — или бездействия, или молчания — каждого. Первый диктатор приходит к власти всегда путем выборов, и выбор этот делает субстанция под названием «народ» — будучи в здравом уме и твердой памяти. Другое дело, что будущий диктатор может создать себе идеальный имидж, нарисовать над головой правдоподобный нимб — но на этом его возможности пока заканчиваются. Пока.

Защищайте общественные институты

Еще один урок, за который мы получили двойку. Не надо думать, говорит Снайдер, что уважаемые и горячо любимые вами общественные институты — это абсолюты, которые невозможно поколебать.

Каждый нуждается в том, чтобы находиться под защитой закона, — но проблема в том, что и закон нуждается в защите. То же самое с независимыми СМИ, честным судом, церковью.

Можно долго играть в общество потребления и пользоваться услугами всего перечисленного, но надо помнить, что в условиях диктатуры первое легко заблокировать, второе — коррумпировать, а третье — дискредитировать. А закон, как тоже нетрудно убедиться, легко обнулить.

«Ошибочно считать, что правители, пришедшие к власти благодаря институтам, не смогут поменять или разрушить эти самые институты — особенно если именно это они и обещали сделать».

Снайдер приводит знаменитое высказывание Уэнделла Филипса, которое часто приписывают Томасу Джефферсону: «Цена свободы — вечная бдительность». Или, если перефразировать: цена защищенности — готовность защищать. Нет, не абстрактную «Родину» — вполне конкретные ценности, конкретные буквы Конституции, конкретные СМИ. И этой готовности учит.

Отвечайте за то, как выглядит мир

Снайдер предлагает раз и навсегда распрощаться с удобным девизом «От меня это не зависит!». Диктатура строится за счет каждого молчащего. Но особенно большой вклад в ее развитие вносят те, кто механически повторяет ее диктаторские символы.

«…в 1978 году диссидент Вацлав Гавел написал «Силу бессильных», где объяснял причины стабильности деспотического режима, в цели и идеологию которого уже мало кто верит. Он привел пример с директором овощного магазина, который вешает в витрине лозунг «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!».

Дело не в том, что лавочник в самом деле подписывается под сутью этой цитаты из «Коммунистического манифеста». Он вешает плакат в витрине, чтобы власть оставила его в покое. Когда все следуют этой же логике, мы видим, как публичная сфера покрывается знаками лояльности и сопротивление становится немыслимым».

Можно сколько угодно рисовать определенные латинские буквы на каждой подвернувшейся под руку поверхности, а потом подмигивать окружающим: мол, это я просто так, для вида, но на самом-то деле мы с вами все понимаем! В условиях диктатуры понятия «для вида» не существует.

Кадр из фильма «Великий диктатор»

Кадр из фильма «Великий диктатор»

Помните о профессиональной этике

Профессиональная этика — это тот моральный кодекс, который сохраняется даже в условиях полного обесценивания всех морально-этических норм. Больше того:

это единственное, что может восстановить мораль и этику после их полного краха — и что может этот крах предотвратить.

Если бы каждый юрист заботился о соблюдении Конституции, если бы каждый судья помнил о презумпции невиновности и беспристрастности суда, если бы каждый учитель думал о том, что врать детям нехорошо, если б каждый журналист напоминал себе, что пропаганда не входит в сферу его профессиональной деятельности, — в общем, если бы каждый гражданин страны был профессионалом, мы жили бы в волшебной стране фей и единорогов. Но ведь добросовестное исполнение служебных обязанностей — не такое уж фантастическое требование.

Будьте внимательны к своему языку

Подчинение диктатуре начинается не только с тиражирования ее символов, но и с повторения ее слов. Думаю, за последние годы многие успели заметить, что самым верным знаком политических пристрастий давно стала речь: «своих» от «чужих» можно отличить по употребляемым оборотам — не нужны даже вторичные признаки. Работает принцип носорогов из пьесы Ионеско: одни и те же речевые клише, механически за всеми повторяемые, позволяют не искать каждый раз новых формулировок, не пытаться выразить собственные мысли, а копировать чужие. Так постепенно включается «автопилот» и отключается критическое мышление.

Проблема этих чужих мыслей — в том, что они чаще всего умело составлены лингвистами, которые знают, как работает коллективное языковое бессознательное:

«Виктор Клемперер, литературовед еврейского происхождения, обратил свое филологическое образование против нацистской пропаганды.

Он заметил, как язык Гитлера отрицает легитимную оппозицию: слово «народ» всегда означало одних людей в противоположность другим, встречи лицом к лицу всегда были противостоянием (по словам нашего президента, победой), а любые попытки свободных людей взглянуть на мир иначе становились очернением лидера (или, как это формулирует президент, клеветой)».

Читайте также

Диктатор-бог, но не герой романа

Диктатор-бог, но не герой романа

О книге Мигеля Анхеля Астуриаса «Сеньор Президент»

Верьте в истину

Пожалуй, это самый важный совет из всех приведенных в книге. Суть его в том, что абсолюты и непреложные моральные и юридические нормы — есть, и их нужно отстаивать. Понятия «меня это не касается» не существует. Цинизм вообще плохая жизненная стратегия, которая, кстати, тесно связана с попыткой снять с себя ответственность за все, что происходит вокруг. Самый абсурдный довод в пользу режима, который я слышала в жизни, был одновременно и самым циничным: он сводился к тому, что полки супермаркетов забиты продуктами — то есть страна, мол, живет сытно. Стоит ли говорить, что не только состояние всего, что находится за стенами этих супермаркетов, но и уровень инфляции, и рост цен на эти продукты за последние лет пять или даже года три, и средний уровень зарплат учтены, конечно, не были.

Нужно верить в истину — не в абстракцию, а в конкретику буквы закона, который нельзя обнулить. По Снайдеру, существует несколько видов смертей истины:

  • «Первый вид — это открытая враждебность проверяемой реальности, которая выражается в том, что выдумки и ложь выдаются за факты.
  • Второй вид смерти истины — это шаманские заклинания. Как отмечал Клемперер, фашистский стиль опирается на «бесконечное повторение», призванное сделать выдуманное приемлемым, а преступное — желанным».
  • Третий вид — «магическое мышление», то есть вера в те самые абстракции. При таком мышлении президент как лицо, занимающее определенную должность и имеющее множество должностных обязанностей, превращается в Президента — существо сакральное, в божество, требующее веры и преклонения. Если гражданское общество строится на основе магического мышления, страна скатывается в язычество, а глава может бесконечно повторять мантру «Я — ваш голос! Только я могу занимать это кресло!». И его слова никогда не будут подвергнуты сомнению.

Читайте также

Они пишут новую Библию

Они пишут новую Библию

Единые учебники по истории и российской государственности — проповедь эклектичной религии, в которой нет Бога, но есть государство

Смотрите в глаза и обменивайтесь любезностями

Самый неожиданный из советов Снайдера. Суть его в том, чтобы

напомнить согражданам: человек человеку — человек.

Вежливость и адекватное отношение к окружающим, по Снайдеру, — одна из тех вещей, которые делают человека гражданином.

«Кроме того, это способ поддерживать контакт со своим окружением и разрушать социальные барьеры. Способ выяснить, кому доверять, а кому нет. Если мы вступаем в эпоху доносов, стоит иметь представление о психологическом ландшафте своей повседневной жизни».

Выстраивайте свою частную жизнь

Этот урок посвящен грамотному использованию соцсетей. Дело не только в вопросе о том, что лайкать, что нет и что за это будет. Дело в том, чтобы защищать свою частную жизнь от тех, кого она не касается:

«То, что великий политический мыслитель Ханна Арендт называла тоталитаризмом, было не всесильным государством, а стиранием различий между частной жизнью и общественной.

Мы свободны только тогда, когда мы контролируем то, что люди знают о нас, и то, в каких обстоятельствах они это узнают».

Иными словами, Снайдер советует перестать делать из себя аккаунт «ВК», а из своей жизни — прозрачный аквариум. Власть — да и не только она — все время ищет крючок, на который можно вас подцепить. Постарайтесь не давать ей таких крючков.

Будьте патриотами

Не теми, которых рисует на плакатах и показывает по госканалам государство, — а патриотами в первоначальном смысле слова. Снайдер советует быть теми, кто желает своей стране процветания — и поэтому готов менять ее к лучшему.

«Националист скажет, что "здесь такое невозможно", — и это будет первым шагом на пути к катастрофе. А патриот скажет, что возможно — но мы это остановим».

Будьте отважны

«Если никто из нас не готов умереть за свободу, мы все умрем при тирании».

И добавить тут нечего.

цитаты
  • Герой романа Дэвида Лоджа говорил, что, занимаясь любовью последний раз, ты не знаешь, что занимаешься любовью последний раз. С голосованием то же самое.
  • Жизнь и политика неразрывны не потому, что окружающий мир заботят ваши чувства, а потому, что он реагирует на ваши действия.
  • Профессии могут создавать формы этического диалога, невозможные между отдельной личностью и далеким от нее государством. Если члены профессионального сообщества мыслят себя группой с общими интересами, с неукоснительными для соблюдения нормами и правилами, тогда они обретают уверенность, а в конечном итоге и своего рода власть. Профессиональной этикой до́лжно руководствоваться именно тогда, когда нам говорят, что настала чрезвычайная ситуация.
  • Вероятно, нельзя вовсе избежать экранов, но в двухмерном мире мало смысла, если мы не можем защититься от него мысленным щитом, выкованным где-то за его пределами. Когда мы повторяем те же слова и фразы, что появляются в ежедневном медиапотоке, мы соглашаемся с отсутствием более широких рамок. Чтобы такие рамки возникли, нужно больше идей, а для того, чтобы появилось больше идей, нужно читать. Поэтому изгоните экраны из своей комнаты и обложитесь книгами. Герои Оруэлла и Брэдбери не могли себе этого позволить — но мы пока еще можем.
  • В самые опасные времена те, кто спасся и выжил, обычно знают, кому можно доверять. Не растерять старых друзей — это политика последней надежды. А завести новых — это первый шаг на пути к переменам.
  • Протест может организоваться через соцсети, но ничто не становится реальностью, пока не выльется на улицы. Если тираны не видят последствий своих действий в трехмерном мире, ничего не меняется.

Этот материал входит в подписку

Культурные гиды

Что читать, что смотреть в кино и на сцене, что слушать

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow