…37-летний Максим Иванов пришел в кировское отделение фонда «Защитники отечества» и потребовал помочь с документами. Разговор перешел в конфликт, ранее судимый вагнеровец избил троих работников фонда и был задержан. В госфонде поддержки участников спецоперации Иванов якобы требовал удостоверение ветерана боевых действий, но получил отказ.
В Подмосковье задержали трех бывших коллег Иванова, их подозревают в похищении людей с целью выкупа — по 5 млн за человека.
…В Волгоградской области арестован ранее объявленный в федеральный розыск экс-боец ЧВК «Вагнер» Алексей Хлебников. Летом в лесу он, угрожая ножом, изнасиловал 13-летнюю девочку. Потом прятался в доме у тетки. Там его и взяли. С СВО вернулся в мае, а в «Вагнер» попал из колонии, будучи осужденным к 11 годам за убийство.
Журналисты «Агентства»* насчитали 27 убийств, совершенных вернувшимися домой участниками СВО, в 19 из которых подозревают бывших вагнеровцев. В одном случае уже вынесен обвинительный приговор: 34-летний Сергей Руденко отправлен на одиннадцать с лишним лет в колонию за убийство и кражу.
«Новая» уже рассказывала о многочисленных случаях насилия со стороны отслуживших. Чаще в сводках фигурирует «Вагнер», причин тому две.
- имеющийся у значительной части бойцов криминальный опыт (с недосиженными сроками),
- контракт с ЧВК зэки заключали на полгода. А после смерти Пригожина многие из тех, кто и хотел бы его продлить, возвращаются по домам. Напомним, в отличие от них, мобилизованных отпускают разве что в короткие отпуска. А контракты профессиональных военных превратились в бессрочные с момента подписания указа о частичной мобилизации. Так что среди вернувшихся на гражданку вагнеровцев просто больше.
Сколько? В марте пресс-служба «Конкорда» публиковала заявление владельца компании Евгения Пригожина о том, что более пяти тысяч осужденных, заключивших контракт с ЧВК «Вагнер», получили помилование. По его словам, после освобождения они совершали гораздо меньше повторных преступлений, чем обычно фиксируется в России.
К середине лета глава фонда «Русь сидящая*» Ольга Романова* говорила уже о 20 тысячах освобожденных от тюрьмы и контракта.
При этом их судьба отличается от варианта, при котором они же вышли бы по УДО. В этом случае пришлось бы регулярно отмечаться в УИИ (Федеральная служба исполнения наказания), а любая провинность могла вернуть в зону с ухудшением режима. Однако акты помилования все обнулили: ни рецидива (в случае совершения нового преступления), ни надзора.
Ни социализации: травма тюремная усугубилась травмой военной, социальной реабилитации ни для обычных зэков, ни для «частников» не предусмотрено. А навыков мирной и свободной жизни нет. Российская тюрьма им не способствует.
Навык легального насилия, делегированного ЧВК государством, усугубляет ситуацию.
Общество получило тысячи не социализированных людей с ПТСР, которые умело обращаются с оружием и привыкли к жизни в окопе.
Ну а не до конца определенный статус бойцов ЧВК, который по многочисленным свидетельствам затрудняет получение ряда документов, дает причину для дополнительного раздражения: государство, позволившее частной компании предложить заключенным рискнуть жизнью для достижения поставленных этим государством задач, снова открестилось от них после. Вчерашние герои репортажей пропагандистов — снова люди третьего сорта. Сами себя они оценивают совсем иначе.
И вот полиция задерживает бывших вагнеровцев, разгромивших ростовскую гостиницу. Местные журналисты пишут: отмечая возвращение с передовой, они мочились на матрасы и ломали мебель. Отдыхали после боев перед возвращением на родину — в Пермь.
А в Нижегородской области 55-летний вагнеровец Олег Гречко с несколькими судимостями за убийства, вернувшись с СВО, обиделся на сестру, в доме которой жил. Вечером 28 сентября брат и сестра поссорились, и бывший боец ЧВК так разозлился, что облил женщину бензином, а затем сжег. Он и сам попал в больницу с ожогами, там и сознался.
Убийства или покушения на них путем поджога — одни из самых жестоких, раньше они нечасто встречались в сводках. Однако за этот год и именно с участием вагнеровцев — уже много. И продолжаются: недавно в Красноярском крае задержали бывшего бойца ЧВК «Вагнер» Степанова по подозрению в убийстве двоих человек. Следствие считает его виновным в умышленном поджоге дома, где находились две женщины, 68 и 35 лет. Их тела нашли пожарные.
В ночь на 5 октября на берегу реки Арсеньевка в Приморье нашли обгоревшую машину с обугленным телом на заднем сиденье. Погибшей оказалась местная жительница, многодетная мать. Ее душил, а потом вместе с машиной сжег ее труп знакомый — ранее судимый экс-боец «Вагнера».
Фото: Евгений Разумный / Коммерсантъ
Случаи домашнего насилия, и прежде многочисленные, теперь — более страшные. В Липецке 31-летний боец ЧВК «Вагнер» напал на жену и ее четырехлетнюю дочь от первого брака. Девочку несколько раз ударил по голове, она умерла. В Нижегородской области мужчина, вернувшийся с СВО, на глазах у малолетних детей зарезал жену.
Насилие на сексуальной почве тоже растет. В Ростовской области задержан мужчина за изнасилование несовершеннолетней. Пострадавшая — 13-летняя девочка. Восьмиклассницу изнасиловал не раз судимый вагнеровец, находившийся в отпуске.
Еще один отпускник задержан за изнасилование 15- и 16-летних девочек в Волгоградской области. Ранее — после возвращения с СВО — он уже попадал под подозрение в грабеже у подростка. А 9 октября познакомился с двумя девочками, пригласил домой, пригрозил зарезать и изнасиловал. Одна смогла вылезти через окно и попросить у прохожих помощи. Ранее он уже отбывал срок.
В Гуково Ростовской области боец ЧВК ударил мужчину ножом, а после изнасиловал ручкой веника. Был завербован из колонии. Через полгода вернулся домой. Отмечал с приятелем. Схватил нож со стола и несколько раз ударил его в спину, а потом с упавшего стащил штаны, взял веник…
Портал правовой статистики Генпрокуратуры показывает рост преступности в 2022 году в ряде регионов. Например,
- в Ярославской области прирост 14,2%, или на 2302 преступления больше, чем в 2021 году.
- Томская область: прирост 10,49% — на 1765 преступлений больше, чем в 2021-м.
- Самарская область: прирост 8,73 — на 3780 преступлений больше, чем в 2021-м.
По сообщениям Медиазоны* и правозащитников, из колоний каждой упомянутой области в ряды ЧВК было завербовано по несколько сотен человек. Сколько вернулось, неизвестно. Впрочем, общий рост преступности может быть связан скорее со снижением уровня жизни.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Есть, однако, и специфические криминальные деяния. В регионах сильный прирост зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия.
- В Удмуртии — на 34,95%.
- В Самарской области — на 33,88%,
- в Белгородской — на 22,73%.
Это напоминает скачок аналогичных преступлений в 2014–2015 годах, когда добровольцы возвращались с Донбасса с трофеями.
Легитимизации насилия способствует утрата государством монополии на него. Демонстрация расчлененки, казней, убийств в бою стала самым популярным контентом в соцсетях, а СВО — его неиссякаемым источником. Пропаганда, утратившая этические ограничения, призывает убивать. Потерявший способность критически мыслить человек, из ситуации постоянной угрозы жизни вернувшийся в мир, где его никто не ждет, идет понятным ему путем. За 10 лет в колонии он не научился обычной жизни — российская система исполнения наказаний вовсе этому не способствует. А к обыденности смерти привык за шесть месяцев на фронте.
Культ смерти — в устах философов, священников, пропагандистов. Что удивляться тогда жестокости ветеранов с тюремным опытом? Дезадаптированные люди делают то, что умеют, видя, как эти, запретные прежде навыки становятся социальной нормой. Ведь именно это следует из иных телеэфиров или телеграм-откровений.
В 2022 году зафиксирован резкий рост числа убийств и покушений.
- В Москве — на 54%,
- в Белгородской области — на 96,15%,
- в Тамбовской области — на 69,23%,
- в Курской области — на 53,44%...
Криминологи знают: рост числа убийств в тылу — примета любого военного конфликта. К примеру, уровень убийств в США вырос с 4,5 случая на 100 тысяч населения в 1963 году до 9,3 в 1973 году — на это указывает социолог Искэндэр Ясавеев*. Он же, ссылаясь на ряд исследований в Латинской Америке, говорит, что
после любой войны активизируются организованные преступные группы, заполняющие «брешь в общественной безопасности» в условиях слабого государства, которое не способно обеспечить защиту своих граждан.
В состав таких групп легко рекрутируются участники парамилитарных формирований, оставшиеся не у дел.
Архивные сведения о преступности в СССР в 1940-е годы соответствуют гипотезе о послевоенном росте убийств. В СССР
- в 1944 году было зарегистрировано 7131 убийство,
- в 1945-м — 7969,
- в 1946-м — 10 218.
Число разбойных нападений увеличилось с 13 357 в 1945 году до 29 368 в 1946-м.
Во время вьетнамской войны США число убийств возросло более чем в два раза — с 4,5 (на 100 000 человек) в 1963 г. до 9,3 в 1973 г.
С проявлениями посттравматического стрессового расстройства столкнулась, по официальным данным, почти треть американских ветеранов войн в Ираке и Афганистане.
По данным «Коммерсанта», с января 2008-го по март 2015 года в ГАС «Правосудие» упоминается 1177 бывших военнослужащих — обладателей боевых наград, находившихся под судом. Это — участники афганской, чеченских войн, конфликта на Донбассе.
Через афганскую войну, по официальным данным, прошло около 620 тыс. советских военнослужащих. В чеченских войнах участвовало столько же. По сведениям Союза ветеранов Афганистана, после вывода контингента минимум 35% его членов остро нуждались в психологической помощи, до 70% выражали готовность в любой момент вернуться в горячую точку. 3,7 тысячи из них в конце 1989-го были осуждены за убийства и грабежи.
По данным Центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского, на которые ссылается «Коммерсантъ», в 2003 году 70% ветеранов Чечни страдали посттравматическим синдромом. Годом позже среди них было зафиксировано более тысячи попыток самоубийства. В 2005 году, по данным Союза ветеранов участников локальных войн, 13 тыс. бывших бойцов состояли на учете в психоневрологических диспансерах. В местах лишения свободы находились около 100 тыс. ветеранов.
15 сентября 2023 года в Казани вернувшийся с фронта (слева) взорвал светошумовую гранату на глазах у детей во дворе жилого дома. Кадр с домофонной камеры
Повторим, государство позволило нынешним «добровольцам» выйти из зон, вооружиться и рискнуть своей и чужой жизнями. Пошло на нарушение собственных правил, чтобы извлечь этих людей из мест лишения свободы и использовать на передовой. Пренебрегло для этого интересами потерпевших от их преступлений. Приняло закон, запрещающий их «дискредитацию». Но системы комплексной психолого-социальной реабилитации для них не придумало.
И не придумало, как обезопасить окружающих. Вместо этого помилованным нашли неожиданное место — школу.
На днях в Сургутскую школу № 29 в преддверии Дня отца пригласили на встречу с третьеклассниками участника СВО Романа Татаркина. На сайте сургутского горсуда можно найти три приговора его полному тезке. Вот если вы — «иностранный агент», вас к детишкам не пустят. А если рецидивист — пожалуйста. Замминистра просвещения Александр Бугаев лично пригласил участников форума ветеранов боевых действий СВО принять участие в «Разговорах о важном». А министр Сергей Кравцов на Всероссийском педагогическом форуме заявил, что ветеранов переподготовят на военруков. Учитывая, что акт помилования судимость снимает, никаких преград для экс-заключенных и тут не может быть.
Ну а чтоб наверняка, группа депутатов только что внесла в Госдуму проект поправок в Трудовой кодекс, который разрешит осужденным за тяжкие и особо тяжкие преступления после погашения судимости «заниматься педагогической и тренерской деятельностью» с детьми и подростками.
* Минюст РФ считает «иностранным агентом».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68