СюжетыПолитика

Компромиссом придавило

Как потерпела крах политическая стратегия сербского президента Вучича, при чем здесь бандитские разборки и «кремлевская угроза»

Компромиссом придавило

Белград. Портрет президента Сербии Александра Вучича на многотысячной антиправительственной акции протеста. Фото: AP / TASS

Чуть больше месяца назад, 22 августа, президент Сербии Александр Вучич встретился со своим коллегой из Украины Владимиром Зеленским, а уже 29 сентября координатор стратегических коммуникаций в Совете нацбезопасности США Джон Кирби объявил, что Соединенные Штаты следят за вызывающим тревогу размещением сербских военных вдоль границы с Косово.

Эти две сцены наилучшим образом иллюстрируют, как сербская стратегия балансирования между Западом и Россией потерпела свой закономерный крах. Если учесть, что данная стратегия Вучича являлась структурно неустойчивой, начиная с 24 февраля 2022 года, можно даже удивиться, что она продержалась вплоть до прошлой недели.

Вучич упустил исторический шанс в прошлом году, когда он мог прочно связать будущее Сербии с Западом и извлечь из этого выгоду, как личную, так и для государства. Однако официальный Белград решил не принимать никакого решения по поводу вооруженного конфликта в Украине в надежде на то, что разделенная Европа вернется в прежнее состояние, когда Запад был готов сотрудничать с нынешней Россией, а Сербия могла спокойно пользоваться ее поддержкой в Совете безопасности ООН по вопросу Косово.

Такая стратегия была выбрана благодаря одному из личных качеств сербского президента — несклонности к риску, хотя условия ведения внешней политики в новой холодной войне на европейском континенте предполагают риск, а также — из-за прибыльных финансовых связей некоторых российских государственных компаний (к примеру, «Газпрома» и РЖД) с высокопоставленными сербскими чиновниками из рядов Сербской прогрессивной партии Вучича и Социалистической партии Сербии министра внешних дел Ивицы Дачича.

Президент Сербии Александр Вучич. Фото: AP / TASS

Президент Сербии Александр Вучич. Фото: AP / TASS

На тактику Вучича прятать голову в песок Запад отреагировал своей стратегией, нацеленной на закрытие двух горячих западнобалканских вопросов: нерешенного статуса Республики Косово и дисфункциональности Боснии и Герцеговины.

Фактически Вучич проигнорировал начало новой холодной войны так же, как печально известный президент Югославии Слободан Милошевич в свое время не захотел признать новую глобальную обстановку после окончания первой.

Тем самым Вучич не оставил влиятельным западным государствам, заинтересованным в мире в регионе Западных Балкан, никакой альтернативы, кроме как разработать окончательный план решения косовской проблемы.

Этот план был принят в марте текущего года, и называется он «Охридский договор». План предполагал, что Косово предоставит определенный уровень политической автономии сербам в Косово, а Сербия взамен разблокирует вступление Косово в международные организации.

Но проблема в том, что ни Белград, ни Приштина не собирались этот план выполнять. Косово боялось, что Сербия создаст еще одну Республику Сербскую, на сей раз в составе Косово, через которую она будет политически дестабилизировать Косово и оказывать определенный контроль на внутриполитические процессы. Со своей стороны, Белград не хотел, чтобы Косово де-юре стало международно признанным государством, потому что такое решение не поддержал бы сербский электорат.

Премьер-министр Косова Альбин Курти. Фото: AP / TASS

Премьер-министр Косова Альбин Курти. Фото: AP / TASS

Обе стороны саботировали претворение договора в жизнь. Премьер Косово Альбин Курти отверг возможность предоставления политической автономии косовским сербам до того, как Сербия позволит Косово вступить в ООН. За это время Курти планово и систематически наращивал присутствие косовских органов безопасности в сербской части Косово — на севере государства. На шаги Курти Вучич отреагировал тем, что вывел сербов из всех косовских институтов — правительства, парламента, муниципалитетов, полиции, судов.

Столь напряженная ситуация напоминала мексиканское противостояние или поединки из голливудских фильмов, когда равные противники держат друг друга на прицеле. Все сводится к тому, кто первый моргнет.

И первым совершил ошибку Вучич, ну или хотя бы структуры, тесно связанные с ним. В Косово в конце сентября была разгромлено бандформирование, состоящее из сербов севера Косово, совершившее неспровоцированную атаку на патруль косовских полицейских. Лидером этой формации является Милан Радоичич, который официально занимал пост заместителя президента партии Сербский список — главной политической организации косовских сербов, состоящей в коалиции с партией президента Вучича. Против Радоичича еще ранее ввели санкции США и Великобритания. Причиной стали обоснованные предположения, что Радоичич является не только политиком, но и главой ОПГ.

До прошлой недели Радоичич представлял себя как честного политика и бизнесмена, человека, который борется за права сербов в Косово, защищает их от Курти. Точку в этой игре поставили события 24 сентября, когда группа сербов с Косово напала на представителей косовской полиции и убила одного из них, а впоследствии укрывалась в монастыре Баньска, подвергая опасности паломников, оказавшихся там в тот момент.

После того как полиция Косово предоставила неопровержимые доказательства участия Радоичича в этом нападении, он, укрываясь в Сербии, публично признался в организации этой неуспешной акции. 3 октября в Белграде он дал показания в полиции, а теперь ему грозит и официальное обвинение со стороны сербской прокуратуры.

Патруль косовских полицейских на дороге возле деревни Баньска, где было совершено нападение на косовскую полицию. Фото: AP / TASS

Патруль косовских полицейских на дороге возле деревни Баньска, где было совершено нападение на косовскую полицию. Фото: AP / TASS

Вновь повторяется ситуация, когда Сербия была вынуждена экстрадировать своих военных преступников международному трибуналу по бывшей Югославии в Гааге. Западные страны теперь постараются, чтобы процесс против Радоичича не был постановочным, и это в лучшем случае для Вучича, а в худшем — будет проведено международное расследование описанных трагических событий на севере Косово, и тогда Вучичу также придется экстрадировать Радоичича в Приштину.

Параллельно с этим процессом на Западе уже ведутся дискуссии по поводу потенциальных санкций против Сербии из-за возможной причастности ее органов безопасности к акции сербских боевиков.

А учитывая то обстоятельство, что Вучич не был готов присоединиться к санкциям против России, президент Косово Вьоса Османи спокойно может обвинять Сербию в интервью CNN в том, что у Белграда есть планы начать войну в регионе Западных Балкан и что курирует это якобы Кремль.

Возможно, ее утверждения не соответствуют реальности, но стратегия балансирования Вучича позволила использовать данный нарратив.

И за полтора года Вучич прошел путь от важного гаранта стабильности в регионе до подозреваемого в том, что он прилагает усилия по разжиганию войны и действует не сам по себе.

А Курти, против которого ЕС и США стали вводить санкции из-за его бескомпромиссной позиции по вопросу автономии косовских сербов, попытался примерить роль борца против влияния Кремля на Балканах (по старой рецептуре холодной войны) и этим белил свой имидж на Западе. А Вучич… Вучич прошел путь от учительского любимчика до хулигана.

Читайте также

«Перемен!» — требуют сербы. Но разных

«Перемен!» — требуют сербы. Но разных

Шансы либералов взять власть в свои руки улучшаются. Если они, конечно, договорятся между собой

Этот материал входит в подписку

Другой мир: что там

Собкоры «Новой» и эксперты — о жизни «за бугром»

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow