СюжетыОбщество

Архимандрит особого назначения

Клирики РПЦ выдворены из Болгарии «за деятельность, угрожающую национальной безопасности»

Архимандрит особого назначения

Храм св. Николая. Фото: Wikimedia Commons

Изгнание из храма

На праздник Воздвижения, 27 сентября, русский храм св. Николая на бульваре Царя-Освободителя в центре Софии оказался закрыт. Впервые после Первой мировой войны на великий праздник в нем не совершалась литургия. Имеющий статус подворья РПЦ при патриархе Болгарском, храм закрыт посольством РФ с согласия Московской патриархии.

Дело в том, что несколько дней назад Агентство национальной безопасности Болгарии предписало покинуть страну в течение 24 часов двум клирикам подворья, назначенным патриархом Кириллом: настоятелю архимандриту Вассиану (Змееву) и секретарю протоиерею Евгению Павельчуку, а также их водителю-охраннику.

По данным Агентства, деятельность этих лиц представляла угрозу национальной безопасности Болгарии. Местные СМИ расценили это как обвинение в шпионаже. Одновременно Вассиан объявлен персоной нон-грата в Северной Македонии, которую он периодически посещал также в качестве официального представителя РПЦ.

Архимандрит Вассиан. Фото: Википедия

Архимандрит Вассиан. Фото: Википедия


Архимандрит Вассиан:

«Мы утром совершали литургию. После службы нам позвонили, пригласили в миграционную службу, нас там, по сути, арестовали. Когда мы спрашивали, какие факты, в чем нас обвиняют, нам отказывались что-либо сказать. По сути дела, арест был без предъявления обвинений… Потом нам сказали: «Или мы вас помещаем в тюрьму, лагерь для беженцев, либо вы немедленно покидаете территорию Болгарии». Мы согласились уехать».

У клириков отобрали документы, их посадили в полицейский микроавтобус, привезли сначала домой, потом в храм, дали собрать личные вещи и доставили на границу Сербии, где вернули паспорта.

Архимандрит Вассиан:

«Как я ни пытался узнать, почему меня выдворили, так и не сказали. Судя по публикациям в СМИ, которые пытались защищать действия властей, нам вменяли в вину то, что мы отстаиваем позицию Русской церкви по расколу на Украине… Никогда не мог подумать, что православная Болгария, которую русские воины освободили без малого 150 лет назад, так унизительно и оскорбительно выдворит русских священников, без предъявления какой-то существенной вины».

Как и положено «дипломату» РПЦ, архимандрит делает из случившегося политические выводы:

«[Болгарские власти] пытаются переписать историю, но народ это не принял. Была активная поддержка, сопереживания болгарских православных христиан и духовенства, возмущение по поводу действий властей».

25 сентября добравшихся до Москвы изгнанников официально принял постоянный член Священного синода РПЦ, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) митрополит Антоний (Севрюк), который высказал им всяческую поддержку. Очевидно, что «пострадавшего за русский мир» архимандрита Вассиана теперь ожидает архиерейская карьера. Примечательно, что предыдущий представитель РПЦ в Болгарии — архимандрит Филипп (Васильцев), ныне представитель РПЦ при патриархе Антиохийском, — также был выдворен из страны в далеком уже 2013 году. Тогда правительство Болгарии направило по этому поводу ноту послу РФ Юрию Исакову.

Интердикт

Нынешний посол РФ в Болгарии Элеонора Митрофанова уверяет, что храм св. Николая принадлежит посольству, которое, собственно, и закрыло его — вплоть до новых распоряжений из Московской патриархии. При этом — парадоксальным образом — посол обвиняет именно болгарские власти в прекращении «благодатной жизни» храма и доступа к мощам святителя Серафима (Соболева), находящимся в его крипте.

Архиепископ Серафим. Фото: Википедия

Архиепископ Серафим. Фото: Википедия

Это один из «идеологических» святых, канонизированных РПЦ уже в современную эпоху в рамках переосмысления концепции «русского мира». Русский епископ-эмигрант, оказавшийся в Болгарии после Гражданской войны, поначалу жестко обличал «красную» Московскую патриархию, созданную митрополитом Сергием (Страгородским) в 1927 г. Но впечатленный успехами Красной армии и резкой переменой «церковного курса» Сталина, после войны принял советское гражданство и приложил большие усилия для установления дружеских отношений РПЦ и Болгарской православной церкви (БПЦ) в формате полной зависимости последней от первой.

Читайте также

РПЦ ГБ

Московская патриархия отметила 80-летие. Как родилась симфония церкви, власти и государственной безопасности

В такой парадигме, вопреки давно изменившимся историческим и геополитическим реалиям, мыслит и МИД РФ. 25 сентября на Смоленскую площадь был вызван посол Болгарии в РФ Атанас Крыстин, которому МИД выразил решительный протест «в связи с выдворением из Болгарии под надуманным предлогом, в кощунственной и оскорбительной манере» представителей РПЦ.

«Очередная провокационная выходка болгарских властей, полностью вписывающаяся в текущие евроатлантические установки по «борьбе с российским влиянием», —

пригрозил МИД РФ, — неизбежно обернется неприятными последствиями». В Болгарии это предупреждение восприняли как угрозу закрытия подворья БПЦ в Москве, действующего при Успенском храме в Гончарах с 1946 года.

Храм раздора

Не дожидаясь развития конфликта, Болгарский патриарх Неофит благословил 25 сентября служить в храме св. Николая болгарским клирикам, которые и так состояли в его клире, но административно подчинялись архимандриту Вассиану. Российское посольство пока сопротивляется их служению в храме, статус которого представляет собой сложную юридическую коллизию: и БПЦ, и посольство РФ считают его своей собственностью, ссылаясь на разные юридически значимые документы.

Храм был построен в 1914 г. на месте разрушенной рыночной мечети по решению синода БПЦ для удовлетворения религиозных нужд сотрудников посольства Российской империи. Указ о строительстве издал император Николай II, а руководил работами архитектор А.Н. Смирнов. Спустя год после освящения храм был временно закрыт: дипмиссия Российской империи покинула Софию, поскольку Болгария вступила в Первую мировую войну на стороне Центральных держав, то есть против стран Антанты. В 1920 г. Болгарское царство признало в качестве российской дипмиссии назначенного генералом Деникиным посла Петряева и его помощников, и посольский храм снова открылся. Его настоятелем стал бежавший из Крыма архиепископ (позже митрополит) Серафим (Соболев). Но в 1934 г. Болгария признала СССР, храм оказался на советской территории и был опять временно закрыт. Но вскоре советские дипломаты передали его Болгарии.

Храм св. Николая в Софии. Фото: Википедия

Храм св. Николая в Софии. Фото: Википедия

Как напоминает Русенский митрополит БПЦ Наум, правительство царя Бориса III в 1936 г. национализировало храм, а 1952-м синод РПЦ официально отказался от любых претензий на бывшую русскую церковную собственность на территории Болгарии. С середины 1950-х гг. Московская патриархия стала назначать своих представителей в Софию, которые служили в храме св. Николая, но на его юридический и канонический статус это никак не влияло. В 1997 г. посольство РФ, вероятнее всего, с подачи Московской патриархии, но втайне от БПЦ, которой тогда управлял престарелый и немощный патриарх Максим,

оформило спорный нотариальный акт, признающий правопреемство РФ от Российской империи и на этом основании провозглашающий храм св. Николая собственностью посольства.

Болгарские журналисты отыскали нотариуса Ивана Дахтерова, подписавшего спорный акт 26 лет назад. Он утверждает, что основанием для признания права собственности посольства на храм стал нотариальный акт 1898 г., предоставленный адвокатом посольства, о передаче земли, на которой впоследствии построили храм, в собственность России. Правда, нотариус не учел важное обстоятельство: современная РФ является правопреемником отнюдь не Российской империи, а СССР, и не отвечает по обязательствам (а равно и не пользуется правами) Российской империи.

Наверное, болгарским юристам в 90-е гг. этот факт не казался очевидным. Но теперь он может стать весомым аргументом в пользу БПЦ, если она начнет судебный процесс против посольства РФ, чтобы вернуть храм себе и возобновить в нем богослужения.

Предлюстрация

Ситуация вокруг русского храма в Софии стала заметным фактором политической дестабилизации в Болгарии, где традиционно влиятельны промосковские партии. Лидеры близких к правому Болгарскому национальному движению партий «Возрождение» и «Атака» Костадин Костадинов и Волен Сидеров провели 24 сентября довольно многолюдную манифестацию у храма св. Николая, обвиняя проевропейское правительство Николая Денкова в «гонениях на веру» и «неблагодарности» русскому народу, освободившему Болгарию от турецкого ига.

Постоянное пикетирование храма проводит группа с говорящим названием «Русофилы за возрождение отечества». Пикетчики даже заявляют, что намерены использовать «инцидент с храмом» для начала общественной кампании по выходу Болгарии из НАТО.

Но официальная София, если не считать маловлиятельного президента Румена Радева, занимает однозначно проукраинскую позицию. А РПЦ вызывает у болгарских властей стойкое отторжение еще со времен политического кризиса, спровоцированного в 2018 г. высказываниями патриарха Кирилла в ходе его последнего (теперь это слово можно использовать наверняка) визита в Софию. Тогда глава РПЦ раскритиковал власти страны за то, что они ставят русский народ в один ряд с другими союзниками Болгарии в деле освобождения страны от османского ига. В ответ вице-премьер страны Валерий Симеонов напомнил, что Кирилл фигурировал в российских СМИ как «табачный митрополит» и известен как «второсортный агент КГБ» под псевдонимом «Михайлов».

После начала СВО, в феврале прошлого года, патриарх Неофит и синод БПЦ одними из первых в православном мире осудили действия российских властей и указали на их несовместимость с заповедями Евангелия.

Работа советской, а теперь и российской разведки «под церковной крышей» не является секретом для экспертов на Западе. Недавно швейцарская пресса опубликовала досье местных спецслужб, следивших в 1970-е гг. за тогда еще юным архимандритом Кириллом и подозревавших его в работе на КГБ. Обстоятельства нашего времени сняли негласный запрет с этой темы, и выдворение священников двойного назначения из Болгарии — только начало процесса принудительного отделения РПЦ от спецслужб. Для начала — за пределами РФ.

Читайте также

Расписались в беспомощности

Как РПЦ отключилась от решения карабахского конфликта

Этот материал входит в подписки

Credo!

Вера. Неверие. Духовный поиск. Конец времен

Другой мир: что там

Собкоры «Новой» и эксперты — о жизни «за бугром»

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow