КомментарийПолитика

Ручное управление ужасом

Почему террор — экономический банкрот и политический самоубийца

Ручное управление ужасом

Петр Саруханов / «Новая газета»

«Террор» в переводе с латыни — просто «ужас». Его рецепт стар, как мир: демонстрацией крайней жестокости он, по идее, деморализует и парализует несогласных. Однако в этой новой нормальности репрессий мы перестаем ориентироваться, когда для их оценки пользуемся прежними инструментами понимания — категориями нравственности и права. Террор необходимо понять вне моральных и правовых оценок — это холодно рассчитанная эффективность: «банальность зла».

Ханна Арендт

Ханна Арендт

Автор этой конструкции — Ханна Арендт, глубочайший исследователь нацизма, испытавшая его сполна и на собственной шкуре, замечает где-то мимоходом: «Если мы ничего не можем сделать, мы можем хотя бы понимать». Вот и девиз. Пепел ее сигареты на фотографии 1969 года вот-вот упадет, но не падает: мысль совершается неторопливо и тем самосохраняет себя и нас перед лицом ужаса, когда первый порыв — закрыть глаза и бежать. «Смотрите, не ужасайтесь» (Матф. 24:6).

Никто из судей, следователей, прокуроров и тюремщиков не испытывает ненависти к Алексею Навальному — в худшем для себя случае, он их только раздражает. Он сел добровольно и пока пожизненно, держится с мужественным достоинством, но, судя по его последнему посту, перестает понимать террор. Опираясь на нравственные категории, он предлагает отвлечься на коррупцию 90-х, которая, конечно, нуждается в такой оценке, но сейчас нам надлежит удерживать в центре внимания его самого, Кара-Мурзу*, Евгению Беркович, новосела в СИЗО — Григория Мельконьянца и уже внушительную толпу других таких же рационально политически репрессированных.

«Не ужасаясь», мы должны сохранять такое же хладнокровие, как и операторы репрессий, — встанем, таким образом, не выше них, но и не ниже.

Правовая оценка этим «делам» с учетом всего зафиксированного в их материалах когда-то будет дана, предварительно ее можно сформулировать и сейчас, но это ничего не прибавит к имеющемуся знанию и лишь заставит нас снова впасть в ступор. «Суд должен не устранить террор, а обосновать и узаконить его без фальши и без прикрас», — учил Ленин в записке к проекту УК 1922 года. Яснее не скажешь, а нам, выполняя завет Ильича, остается лишь очистить сегодняшний террор от квазиюридических «фальши и прикрас». На эту тему думали и многие другие умные люди, и мы воспользуемся их неюридическими подходами.

Алексей Навальный. Фото: Александр Земляниченко / ТАСС

Алексей Навальный. Фото: Александр Земляниченко / ТАСС

Мишель Фуко заметил тесную связь между Властью и Знанием: кто предстает знающим, тому доверяют власть, но и кто обладает властью, формулирует Знание и назначает знающих. На этой основе Фуко развил теорию «биополитики» как современной формы принуждения:

Власть, которая не может (во всяком случае, пока) прямо контролировать «знание» подвластных, старается захватить их тела с помощью разнообразных «дисциплинарных практик». Навальный — крайний случай захвата тела, а наши дети, чьи тела Власть принудительно тащит на «уроки о главном», — другой край континуума.

Мобилизованные с промытыми мозгами где-то в середине, а мы пока ближе к детскому краю: можем высказываться (вслух, то есть телесно), но не без опаски. Угроза насилием — тоже насилие, а эффективность террора в этом и состоит: относительно уверен в своей безопасности может быть только тот, кто не перечит Власти.

Читайте также

Убийца Иван Папенко как ролевая модель

Убийца Иван Папенко как ролевая модель

Безотчетная жестокость теперь везде, для многих она и означает патриотизм

Идеи Фуко развивает Джорджо Агамбен, согласно которому парадигмой всякого государства является не «город» со свободными гражданами, а концлагерь как «пространство исключения». «Отверженный» в концлагере исключен из отношений морали и права, ему милостиво оставлена только беззащитная «голая жизнь» — это Навальный. Но Левиафан может добраться до каждого. Агамбен приводит примеры, в том числе связанные с терроризмом и пандемией ковида, в подтверждение своей концепции, а в качестве противоядия видит некий анархизм — в этом мы ему сочувствуем, но не понимаем, откуда бы он взялся в этом мире, где главным необходимым злом оказывается конформизм.

Идеологи «русского мира», включая Дугина, чьи колонки публикуются на сайте правительственного агентства РИА «Новости», сложному Фуко и путаному Агамбену предпочитают Ивана Ильина, у которого все просто. Суть воззрений этого философа, приветствовавшего в Германии 30-х гитлеровский режим, состоит в том, что русский человек обладает особым нравственным чутьем, а значит, и правом принуждать других к соответствующему поведению путем их «заставления».

Директор «православного радио «Радонеж» на телеканале «Спас» открыто провозглашает, что те люди на Украине, которые сопротивляются братскому «заставлению», не заслуживают к себе христианского отношения: на них распространяется только Ветхий Завет, но не Новый. Надо понимать, что в таком же положении, с точки зрения РПЦ, находятся и те, кто думает иначе в России.

Эти философы, абстрагируясь от моральных оценок, описывают некую реальность принуждения, внешне близкую к юридической — как в романе Кафки. Но формальный закон на таком основании построить нельзя: в основе любого права лежат идеи свободы воли и соразмерности, не говоря уже о критерии ясности. Тут на помощь Левиафану приходят «дисциплинарные практики», на которых акцентирует внимание Фуко, а мы называем их разнообразный набор «неправом».

В перевернутом мире неправа центральной фигурой становится полицейский — суд закрывает глаза на те его практики, которые выходят за пределы легитимного насилия, а законодатель подгоняет под эти практики подходящие нормы. Бесконечные карцеры Навального основываются на тюремных практиках, а не на законе; поправки (процедурно — одна «поправка») к Конституции 2020 года проведены вопреки ей самой с помощью изощренных практик; когда после начала СВО полиция хватилась, что ей недостает инструментов для репрессий, Дума подогнала судам в срочном порядке поправки в КоАП и УК о «дискредитации» и «фейках». С позиций права это «Кафка», а практически работает как террор.

Фото: Эмин Джафаров / Коммерсантъ

Фото: Эмин Джафаров / Коммерсантъ

Это не «полицейское государство», в котором существует обратная иерархия: действия полицейского ограничены законом, а нелегитимное насилие пресекается судом. Но это и не полный произвол —

нынешний террор нормативен, в ужасе лишь избранное меньшинство. Его нормативность вынесена в область «понятий». «Действуйте по закону!» — всегда уверенно отвечает президент на вопросы, касающиеся судьбы конкретных персонажей. Ты по’эл — нет?!.

Операторы неправа должны уметь сами ориентироваться в сложной и нигде не зафиксированной логике «понятий». Она заложена в архаических паттернах, которым поведение индивидов Homo sapiens следовало на протяжении тысячелетий до возникновения права с его определенностью. Этот доцивилизационный код, логика силы и неправа записаны и сохраняются в сознании каждого из нас, и надо лишь настроить индивидуальное сознание операторов таким образом, чтобы оно обращалось к ним, минуя (но не игнорируя полностью) современное писанное право.

Важную роль в этом играет механизм рекрутирования операторов, отсева, отбора и обучения. Так, большинство судей сегодня назначается из состава их помощников, которые за годы подготовки или проявляют себя как «понятливые» и продвигаются вверх, часто получая, наряду с новыми должностями и окладами, доступ к квазилегитимным коррупционным практикам, или покидают судебное поприще. Аналогичным образом формируются и кадры полиции и следствия.

Фото: Иван Коваленко / Коммерсантъ

Фото: Иван Коваленко / Коммерсантъ

Для чего годами создавалось «неправо» и что оно поддерживает? То же, для чего в Конституцию была внесена юридически бессмысленная поправка о «предках, передавших нам идеалы и веру в Бога». Все — ради создания картины мира, в которой «великая», но не историческая, Россия побеждает наконец злокозненный Запад, а ее правитель спасает мир.

Власть таким образом принуждает нас к строго определенному «знанию», а когда новых учебников и общей пропаганды для этого становится недостаточно, к телевизору подключается гильотина.

Почему такое положение не может существовать долго?

Во-первых, кажущийся рациональным террор обязательно переходит границу, за которой становится иррационален — это действующий закон, но уже исторический.

Во-вторых, как говорит каноническая Зоя Космодемьянская: «Всех не перевешаете».

В-третьих, не «революция пожирает своих детей» (Дантон, 1794 год): она — лишь обнуляет конституцию и право, а «ее детей» (скорее — отцов) пожирает развязанный на этом основании террор. Ужасом невозможно управлять. Экономически он — банкрот, политически — не только убийца, но и самоубийца. Но это последняя стадия, которую нам предстоит наблюдать, запасшись хладнокровием, как попкорном.

Империи рушатся — Человек бытийствует. Но бытие — это только такая реальность, в которой есть смысл.

* Признан Минюстом «иноагентом».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow