СюжетыКультура

Чуждое многообразие

В австрийском Брегенце проходит летний фестиваль со знаменитой «оперой на озере»

Чуждое многообразие

Сцена из оперы на озере «Мадам Баттерфляй». Фото: Bregenzer Festspiele Karl Forster

Афиша этого фестиваля сама по себе — произведение искусства. Она рассчитана на разные вкусы и интересы. В программе симфонических концертов: произведения Дворжака и Рихарда Штрауса, Равеля и Айвза, Сибелиуса и Шостаковича. Если цикл «Шуберта «Прекрасная мельничиха» — то с участием кукол, если опера — то поставлено так, чтобы довольны остались и меломаны, и завсегдатаи режиссерского театра.

Многотонный листок

Главный магнит Брегенца — «опера на озере», когда сцена находится в воде, а семь тысяч зрителей наблюдают за происходящим из огромного амфитеатра на берегу. Причем оркестр играет в концертном зале по соседству, где оперу представляют в случае дождя, звук на берег передается благодаря технически хитроумной и совершенной системе, только ее модернизация обошлась фестивалю в несколько миллионов долларов. Колонки встроены в саму сцену — там их 45, еще 25 в «звуковых башнях» по бокам, а остальные 270 распределены по зрительному пространству, их общая мощность — 370 000 ватт. Но дело не в цифрах, а в качестве звука — он устраивает знатоков.

Сцена представляет собой огромный, будто парящий лист рисовой бумаги. Вероятно, это самый тяжелый лист в мире, вес всей конструкции около 300 тонн (декорации Майкла Ливайна). По ней перемещаются около сотни исполнителей, причем Чио-Чио-сан проводит на сцене 97 минут из 120, которые продолжается опера — она чуть короче второй редакции 1904 года, которая легла в основу нынешней постановки.

Сцена представляет собой огромный, будто парящий лист рисовой бумаги. Фото: dpa / picture-alliance

Сцена представляет собой огромный, будто парящий лист рисовой бумаги. Фото: dpa / picture-alliance

Исчезнувший Клейст

В афише драматических спектаклей фестиваля должны были показать комедию немецкого классика Генриха Клейста «Разбитый кувшин». Спектакль берлинского Немецкого театра рекламировался как одно из главных событий программы. В последнюю минуту заболел выдающийся актер Ульрих Матес, исполняющий главную роль, из-за этого отменили все показы, а заодно и литературно-музыкальный вечер с его участием. Матес должен был читать новеллу Клейста «Землетрясение в Чили», связанную с природной катастрофой 1755 года в Лиссабоне, только действие у Клейста перенесено в 1647 год, изменена и география. Размышления о вере и бессилии человека, вызванные этой трагедией, сильно подорвали основы просветительского мышления.

Обидно не только за организаторов — такие расходы сопоставимы, наверное, с парой недель дождей для «оперы на озере». Обидно за самого Клейста, который мог стать главным драматургом Брегенца 2020-х. В прошлом году здесь уже показывали спектакль Немецкого театра по его повести «Михаэль Кольхаас», не раз экранизированный в Германии, в том числе Фолькером Шлендорфом. В каком-то смысле это один из главных текстов литературы, причем не только немецкой, но и европейской.

История торговца лошадьми, мстящего сильным мира сего за проявленное к нему неуважение, — ключевой сюжет в биографии независимой личности, в становлении чувства собственного достоинства, на котором построена европейская цивилизация.

В финале повести — и спектакля режиссера Андреаса Кригенбурга — суд оправдывает Кольхааса во всем, что касается его мести оскорбившему его юнкеру, возвращает отнятое, но приговаривает к казни за сопротивление законной власти. При этом принц обещает осужденному взять на себя все расходы по содержанию его семьи и образованию его детей.

Сюжет, с трудом представимый себе в России 1808 года, когда повесть писалась — страна тогда только еще начинала разбираться с запрещенным «Путешествием из Петербурга в Москву». И хотя «Разбитый кувшин» — комедия, а не драма, пьеса тоже посвящена власти и интригам, идиотизму судей и вечному стремлению к получению новых должностей, возможности «быть ближе» любой ценой. Право власти на насилие — манит, наслаждение ею не знает границ — как хорошо, что мы далеки от этих растлевающих душу ценностей!

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Сцена из спектакля «Разбитый кувшин». Фото: PF-Emo-DerzerbrochneKrug

Сцена из спектакля «Разбитый кувшин». Фото: PF-Emo-DerzerbrochneKrug

Не знаешь, что и думать

Один из самых красивых проектов фестиваля — «барочная опера» «Фэгготы и их друзья» британского композитора Филипа Венейблса и американского режиссера Теда Хафмана. Здесь масса музыкальных инструментов, звучащих прямо на сцене, много отличных певцов и музыки от барокко до джаза, и необычное либретто, где за основу взят роман Ларри Митчела 1977 года. Хорошо тем, кто не имеет о нем представления и вообще не понимает английский, на котором идет спектакль, а только прочитал список фестивалей, участвовавших в постановке — здесь и Экс-ан-Прованс, и фестиваль в Манчестере, и лондонский The SOUTHBANK CENTRE.

Правда, случайно открытая программка способна насторожить — вместо тем искусства там обсуждаются штрафы венгерским книжным магазинам за распространение вредной литературы (Орбан — наш рулевой!), разгон гей-парада в Тбилиси — и поминается Государственная дума на Охотном Ряду в связи с запретом смены пола.

Главное, чтобы программка открылась незадолго до отхода последней электрички, тогда можно при желании досрочно покинуть зал, испытывая гнев и ужас одновременно.

Но вынужденное бегство не спасает от простых вопросов.

  • Стоит ли ставить крест на европейском искусстве, если оно занимается обсуждением ненужных нынешней России ценностей?
  • Считать ли мировой контекст исчезнувшим, а диалог с современниками завершенным?
  • Можно ли говорить о чужой боли, если закон в этот момент начинает приближаться к тебе в виде улыбки чеширского кота и дамоклова меча одновременно?

Навязанное молчание оборачивается в какой-то момент прорывом всех плотин. Самоисключение из мировой цивилизации призрачно, можно самого себя добровольно исключить из мирового процесса, но сам процесс о тебе не забудет.

Поэтому придется разговаривать.

Читайте также

То ли дождик прошел, то ли Моцарт прозвучал

То ли дождик прошел, то ли Моцарт прозвучал

Завершился Мюнхенский оперный фестиваль, прошедший под управлением Владимира Юровского. Куда из России исчезают дирижеры

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow