СюжетыКультура

То ли дождик прошел, то ли Моцарт прозвучал

Завершился Мюнхенский оперный фестиваль, прошедший под управлением Владимира Юровского. Куда из России исчезают дирижеры

То ли дождик прошел, то ли Моцарт прозвучал

Дирижер Владимир Юровский. Фото: Фото Wilfried Hösl

Когда после «Войны и мира» Сергея Прокофьева Владимир Юровский дирижирует в мюнхенском театре оперой «Так поступают все», думаешь, что мастер расслабляется.

Но начинаешь смотреть и слушать — и все сразу меняется.

Во-первых, постановка австралийского режиссера Бенедикта Эндрюса, вслед за либретто великого Лоренцо да Понте, совсем не комедия и даже не «Школа любви», как написано на заднике занавеса. Это школа прощания со всеми иллюзиями. Не только про то, что любовь не вечна, сердце переменчиво, а нестабильность отношений повергает в депрессию. Это опера о нестабильности всего и вся, включая собственное понимание людей, их психики и характеров, наивной веры в других и в себя, особенно в тех, кого считаешь близким и кто вдруг оказывается дальше любого незнакомца. Сюжет, строящийся вокруг пари между циником-вуайером Доном Альфонсо (отличная работа Йоханеса Мартина Кренцле) и двумя парами влюбленных (Фьордилиджи — Луиза Алдер, Дорабелла — Эвери Амеро, Гульельмо — Константин Криммель, Феррандо — Себастьян Колхеп), начинается как шутка, а завершается внутренним опустошением. Если, конечно, отсчитывать шутку с момента переодевания офицеров в балканских мачо, а не с первой сцены между Доном Альфонсо и служанкой Деспиной (Сандрин Пьо), напоминающей практику БДСМ.

Шутка способна обернуться драмой, иная глубина должна не манить, а отталкивать исследователя. Не зря при жизни Моцарта оперу показали всего 10 раз, и не только смерть заказчика — австрийского императора — тому причиной. Конфликт между радостью мелодии и обескураживающим содержанием не оценила и публика эпохи бидермайера, лишь благодаря Рихарду Штраусу оперу вернули на большую сцену, но долгие годы предпочитали ставить как развлекательную, несмотря на то что в истории музыки мало таких же глубоко меланхоличных произведений, как шедевр Моцарта и Да Понте.

И хотя наслаждение, с которым дирижирует Юровский, очевидно, это наслаждение формой, а от смысла скорее хочется выть.

Искусство руководить

«Так поступают все» показали в Мюнхене в рамках традиционного летнего фестиваля.

Летние фестивали отличаются размерами. Но не всегда размер имеет значение — по крайней мере, с точки зрения искусства. И не всегда только премьеры определяют лицо фестиваля.

Сцена из оперы «Семела». Фото: Monika Rittershaus Semele

Сцена из оперы «Семела». Фото: Monika Rittershaus Semele

В Зальцбурге или Экс-ан-Провансе, как правило, все показывают впервые, редко повторяют какой-нибудь прежний хит. Фестиваль же в Мюнхене показывает свои премьеры последнего сезона, а иногда и предпоследнего, это фестиваль одного театра — Баварской государственной оперы. Раньше ею руководил Кирилл Петренко, но после того как Берлинский филармонический оркестр пригласил его главным дирижером, генеральным музыкальным директором оперы стал Владимир Юровский.

Юровский полюбился мюнхенской публике. Ей нравятся и его открытость, и лекции перед концертами, и вообще его воспринимают как не только талантливого, но и умного музыканта.

Репертуар при нем выстроен — загляденье. Здесь и «Борис Годунов» в постановке Каишто Бийето под управлением Василия Петренко. И классическая «Волшебная флейта» — ее ставил еще легендарный Август Эвердинг. Правда, сам спектакль настолько старый, что непонятно, как его сегодня смотреть.

Последняя премьера — генделевская «Семела» дирижера Стефано Монтанари и режиссера Клауса Гута, известного специалиста по Генделю, с Брендой Рае в главной партии. Красивый, современный и актуальный спектакль о том, как Зевс, то есть власть, понимает свою силу и свое право разрушать наивные упования человека на счастье, а самого человека уничтожать только потому, что он слабее.

Что уж говорить о подборе исполнителей в Мюнхене: в спектаклях по-прежнему много российских певцов — здесь и Елена Стихина, и Ильдар Абдразаков, и представительница нового поколения Александра Янгель. В «Войне и мире» российские исполнители работают вместе с украинскими и молдавскими.

Руководить театром — искусство, доступное не каждой яркой личности, Юровский справляется и с этим.

Сцена из оперы «Борис Годунов». Фото: Wilfried Hösl

Сцена из оперы «Борис Годунов». Фото: Wilfried Hösl

Дирижеры исчезают

Хотелось бы сказать полуоптимистично: голод на дирижеров в России только начинается, как уже начался голод на режиссеров. Кроме Владимира Юровского, прекратили работать Василий Петренко — он ушел из ГАСО, Валентин Урюпин вынужденно оставил «Новую оперу», Алевтина Йоффе, многолетний главный дирижер театра имени Наталии Сац и немноголетний — Михайловского театра, покинула и Петербург, она, как и Урюпин, делает европейскую карьеру. Туган Сохиев, уволившись в прошлом году из Большого театра и Оркестра Капитолия Тулузы, выступает с французским оркестром — уже в качестве приглашенного дирижера. Большой театр так и остается без главного, во многих провинциальных городах ситуация та же.

Читайте также

Погром заказывали?

Почему театральная сцена снова стала площадкой для политической расправы, а «Молот ведьм» — инструкцией для репрессий

Прошлой весной многие спрашивали, что теперь ожидает российскую культуру. Ответ было предсказать нетрудно, сложнее предвидеть масштабы перемен.

И выставочная, и музыкальная жизнь продолжается, однако без международных контактов она явно лишилась прежнего размаха и прежнего блеска. Многое и многих заменить невозможно — тот же фестиваль Юровского «Другая музыка» без него уже не тот, а его уникальные концерты-лекции «Истории с оркестром», собиравшие полные залы, остались в истории.

В новом сезоне Юровский будет дирижировать в Мюнхене двумя премьерами — «Летучей мышью» в постановке Барри Коски и «Пассажиркой» Мечислава Вайнберга (режиссер Тобиас Кратцер). В сентябре вместе с оркестром оперного театра, которому исполнилось 500 лет, он отправляется в большое европейское турне. В длинном списке городов могла бы быть и Москва, но сами понимаете. После того как имя дирижера попало в пресловутые «черные списки»,

появится ли Юровский в России, остается неясным. Времена, когда «Российская газета» печатала его интервью под заголовком «Без свободы не может быть музыки», остались позади. Однако логично было бы зарезервировать за ним возможность однажды продирижировать Прокофьевым и в Москве.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow