КомментарийПолитика

Слушания строгого режима

Процесс по делу Алексея Навального подходит к концу: судебное следствие завершено, стороны переходят к прениям

Слушания строгого режима

Выездное заседание Московского городского суди по делу Алексея Навального на территории ФКУ ИК-6 («исправительной колонии строгого режима №6») УФСИН России в поселке Мелехово. Фото: соцсети

На выездном заседании в колонии строгого режима Мосгорсуд заканчивает рассмотрение уголовного дела против оппозиционера Алексея Навального и бывшего технического директора ютуб-канала «Навальный LIVE» Даниэля Холодного. Слушания проходят в закрытом режиме и в ускоренном темпе — по 4‒5 заседаний в неделю. Прокуратура и защитники обвиняемых уже завершили представлять свои доказательства суду. 13 июля стороны перейдут к прениям.

В июле 2021 года Мосгорсуд признал ФБК* и другие структуры команды Навального экстремистскими организациями, а в сентябре того же года Следственный комитет возбудил против политика и его соратников дело о создании экстремистского сообщества и участии в нем (ч. 3 ст. 282.1 УК), заодно добавив еще два эпизода за призывы к экстремизму (ч. 1, 2 ст. 280 УК). По версии следствия, Навальный создал сообщество, целью которого была «дискредитация органов государственной власти», а его соратники призывали «к экстремистской и террористической деятельности».

Самого политика и уехавших из России Леонида Волкова**, Ивана Жданова** и «иных лиц» обвинили в руководстве экстремистским сообществом. Любовь Соболь**, Георгия Албурова**, Руслана Шаведдинова** и Вячеслава Гимади, также покинувших страну, — в участии в этом сообществе.

Все «экстремистские» эпизоды объединили в одно производство с остальными уголовными делами против Навального.

Так, ему еще вменили «экзотическую» статью за создание НКО, посягающей на права граждан (ч. 2 ст. 239 УК). Дела по этой статье заводят крайне редко и в основном против руководителей и участников религиозных сект.

Следствие считает, что деятельность ФБК, которым Навальный руководил вместе со Ждановым, Волковым и «иными лицами», возбуждала в гражданах социальную рознь, политическую ненависть и вражду к представителям власти, препятствовала законной деятельности госорганов, а также побуждала людей «к совершению различных противоправных деяний».

Помимо прочего, Навального также обвинили еще по трем статьям:

  1. финансирование экстремизма с использованием служебного положения (ч. 2 ст. 282.3 УК),
  2. вовлечение несовершеннолетних в совершение опасных действий (п. «а», «б» и «в» ч. 2 ст. 151.2 УК),
  3. реабилитация нацизма (ч. 3 ст. 354.1 УК).

В конце мая уголовное дело поступило в Мосгорсуд. Тогда стало известно, что помимо Навального на скамье подсудимых также оказался Даниэль Холодный. Он находится в СИЗО с марта 2022 года по обвинению в участии в экстремистской деятельности и ее финансировании. Рассмотрение дела по существу началось 19 июня под председательством судьи Андрея Суворова. Это уже второй процесс, когда дело Навального слушается на выездном заседании в исправительной колонии. Тогда заседания проходили в покровской ИК-2 во Владимирской области, где была организована видеотрансляция заседания, на которую пускали всех аккредитованных журналистов. На этот раз Мосгорсуд решил провести слушания в деревне Мелехово ИК № 6 Владимирской области, но уже в закрытом формате.

На первом же заседании судья удовлетворил требование прокурора Надежды Тихоновой (представляла сторону обвинения на прошлом процессе в ИК-2.Ред.) рассмотреть дело без посторонних. Заседание было закрыто из-за письма из государственного органа, поступившего в суд, о том, что в материалах дела есть данные о личности и показаниях свидетелей, которые не стоит афишировать, сообщил РАПСИ. Кроме того, по данным агентства, закрытие обосновали данными о готовящихся провокациях во время рассмотрения дела. О каких провокациях во время процесса на территории колонии шла речь, не уточняется.

Даниэль Холодный. Кадр из видео

Даниэль Холодный. Кадр из видео

Все это время, пока идет процесс, о том, что происходит внутри зала, почти нет никакой информации. Адвокаты обвиняемых не могут комментировать какие-либо детали, относящиеся к делу. Хотя с таким ускоренным графиком, по которому идет процесс, им это сделать физически непросто. Как уточнила «Новой» адвокат Даниэля Холодного Светлана Давыдова, гособвинение и адвокаты уже завершили представлять свои доводы в суде, завтра, 13 июля, пройдут прения сторон, обвиняемые выступят с последним словом и после этого судья удалится для постановления приговора.

На одно из заседаний защита вызвала на допрос главного редактора «Новой газеты» Дмитрия Муратова.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Дмитрий Муратов,

главный редактор «Новой газеты»:

— Меня вызвали на допрос в качестве свидетеля. Эта идея принадлежала адвокату Ольге Михайловой. Я всегда отзываюсь на просьбу суда быть присяжным, свидетелем или быть общественным защитником, как в деле правозащитника Олега Орлова (обвиняемый в повторной дискредитации армии. Ред.). Я считаю, что институт суда при всех ныне диких перекосах все равно очень важен. Это причина, по которой я решил пойти свидетелем. Я совершенно не хотел участвовать в этом деле по зуму. Ужасно надоело тыкаться мордой в «аквариум». Меня пригласили на допрос во вторник [11 июля] к 14 часам в ИК-6 в поселке Мелехово Владимирской области.

Фото: «Новая газета»

Фото: «Новая газета»

Там все было, на мой взгляд, вполне прилично организовано. После 20-минутного ожидания меня запустили внутрь сначала на одну закрытую территорию, потом — на зону после досмотра и сдачи всех гаджетов. Внутри зоны было абсолютно безлюдно, я не увидел там ни одного зэка. Было пусто, было полное ощущение, что это какой-то действующий макет, город, в котором снимают кино. Процесс проходит в местном клубе, внутри есть комната для ожидания свидетелей, меня пригласили сразу. Охрана осуществлялась не только сотрудниками ФСИН, но и специальным подразделением людей, вооруженных по-космически и в масках. Все это продолжение кастинга для фильма Лукаса про «Звездные войны».

Заседание проходило в актовом зале, зрительских мест не было: стол судьи, с одной стороны — государственное обвинение, с другой — Навальный и Даниэль Холодный с адвокатами. Меня допрашивал Алексей Анатольевич приблизительно час.

Он в отличной интеллектуальной форме, реагировал на ответы, на шутки и был самоироничный, легко узнавались его точные и дерзкие формулировки.

Я не врач, не судебный криминалист, на мой взгляд, Навальный выглядел на процессе намного лучше, чем на том известном снимке, когда участвовал в суде по видеосвязи. Он очень худой, но в нем нет, условно говоря, слабости и изнеможенности.

Слева направо: адвокат Вадим Кобзев, оппозиционер Алексей Навальный, адвокаты Ольга Михайлова, Светлана Давыдова и бывший технический директор YouTube-канала Навального Даниэль Холодный во время заседания суда. Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ

Слева направо: адвокат Вадим Кобзев, оппозиционер Алексей Навальный, адвокаты Ольга Михайлова, Светлана Давыдова и бывший технический директор YouTube-канала Навального Даниэль Холодный во время заседания суда. Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ

Судья и государственный обвинитель спокойно давали вести допрос. Я не буду углубляться в детали, поскольку, возможно, это как-то может навредить обвиняемому. Было задано множество вопросов, один из основных: сталкивался ли я с тем, что Навальный участвовал в свержении власти, и является ли он экстремистом. Я не буду приводить все свои ответы, это было долго. Сказал судье, что не являюсь политическим сторонником Навального. В частности, не считаю «Умное голосование» этически удачной затеей, но в этом и нет политического захвата власти. Это логика политической борьбы. «Умное голосование» фактически заменило графу «против всех», которая когда-то была в избирательных бюллетенях. Я постарался резюмировать, что участие в выборах — это не про свержение власти, а как раз наоборот. Возможность легитимной смены власти без интриг, крови и переворотов. Я говорил, отвечая на вопрос, что российская элита обычно власть получить хочет, а в выборах участвовать не собирается. Это основная мысль Навального в его политической работе. Он предлагал и сам участвовал во всех возможных выборах. Не только в выборах мэра Москвы в 2013 году, это не только попытка зарегистрироваться и участвовать в выборах 2018 года, но и дюжина попыток зарегистрировать свою партию.

Все это попытки в легитимном поле заявить о своей политической программе. И хоть убейте, честно, не увидел в этом никакого экстремизма и терроризма.

* Организация признана судом экстремистской и запрещена в РФ.

** Признаны Минюстом «иностранными агентами».

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow