Справка о публикациях в «Новой» для тех, кто действительно заинтересуется этой важной темой.
Петр Саруханов / «Новая газета»
«Группы смерти» (18+)
Статья, после которой в обществе заговорили об этой проблеме. С детьми в социальных сетях работают системно и планомерно, шаг за шагом подталкивая к последней черте. Как родителям распознать надвигающуюся беду.
«Группы смерти год спустя» (18+)
Сразу после публикации текста Галины Мурсалиевой в 2016-м Следственный комитет РФ потребовал от местных управлений проанализировать все уголовные дела, возбужденные по фактам детских самоубийств. Тогда же в ГСУ СК по Санкт-Петербургу было возбуждено уголовное дело по факту доведения до самоубийства несовершеннолетних неустановленными администраторами подростковых групп в социальных сетях. О первых результатах расследования стало известно 15 ноября 2016 года из сообщения официального представителя СКР Светланы Петренко: «Следствие располагает данными о том, что с декабря 2013-го по май 2016 года злоумышленники создали восемь виртуальных сообществ в сети «ВКонтакте», где открыто пропагандировали суициды и склоняли к их совершению несовершеннолетних пользователей… В настоящее время следователи проводят серию обысков… у администраторов и участников «групп смерти», имеющих псевдонимы Филипп Лис, Филипп Море, Мирон Сетх, Хранитель Истины и другие, изымаются электронные носители и иные материалы, имеющие значение для расследования, допрашиваются свидетели и потерпевшие».
Обыски прошли в десяти регионах России, но задержан в тот день был только 21-летний Филипп Будейкин, известный под ником Филипп Лис (по приговору суда отбыл наказание и в апреле 2019 года вышел на свободу). И о нем, и о других персонажах, которые фигурировали в официальном сообщении СКР, было рассказано в первой публикации «Новой» о «группах смерти». Методика их общения с подростками была идентичной, они явно действовали по одной схеме. Но почему Будейкин был задержан и осужден, а остальные остались лишь в статусе свидетелей? На этот вопрос есть ответ.
В процессе расследования было выявлено 15 эпизодов гибели детей из разных городов России, связанных с деятельностью «групп смерти». Об этом в интервью «Новой» рассказал Антон Брейдо, начальник отдела 1-го управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу, руководитель следственной группы, которая расследовала первое в стране уголовное дело по доведению до суицида в соцсети: «Мы говорим про 15 детей, которые погибли, совершили суициды. Мы отправляли поручения и сами ездили в разные регионы России, проводили допросы, проверяли все связи ушедших из жизни подростков. Смотрели их компьютеры, разбирались во всем. Проверили все что можно, <…> но проблема в том, что они беспрекословно подчинялись администраторам, а те требовали, чтобы дети все уничтожили перед совершением суицида… А нам нужна конкретика, чтобы установить причинно-следственную связь».
До своего ареста Филипп Будейкин (он же Филипп Лис) в интервью сайту saint-petersburg.ru заявлял, что он лично довел до суицида 17 подростков. Это интервью было опубликовано вскоре после скандала, разгоревшегося из-за публикации в «Новой». В нем Будейкин объяснил свои мотивы: дети погибли, потому что он считал их «биомусором». Однако следствие сумело доказать вину Будейкина только по двум эпизодам — да и то лишь потому, что пострадавшие дети выжили. Остальные — ушли, оставив подчищенные странички в соцсетях и любые следы, ведущие к закрытым чатам, в которых они общались с администраторами.
Можно предположить, что другим фигурантам именно так удалось уйти от ответственности: они довели свою страшную работу до конца. Не осталось выживших, и некому было давать показания.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
В 2017-м вышла книга Галины Мурсалиевой «Дети в сети. Шлем безопасности ребенку в интернете»
Помимо истории в ней доказывается, что, по сути, игра в китов — надстройка над всеми базовыми уязвимостями подросткового возраста. Зона риска над зоной риска, явление, матрица которого в социокультурной реальности есть, а противоядия нет.
«Белая ложь и черные дыры» (18+)
В разговоре с профессором факультета психологии МГУ Галиной Солдатовой размышляли о поиске противоядий, о защите детей от киберпреступников. В том числе, об использовании родителями различных стратегий медиации, технических возможности для блокировки нежелательного контента, для безопасного серфинга в сети.
«Выживший» (18+)
Прямая речь первокурсника, который зашел в «группы смерти» из любопытства, а вышел только с помощью психиатров.
Он рассказывает о 50 заданиях игры — нарисовать кита фломастером, представить, как тебе лучше умереть, и все тому подобное.
…«Психиатры, работавшие с выжившими, говорили о том, что их пациентам приходилось делать нечто стыдное, непереносимое. Настолько непереносимое, что подросткам казалось, что они не могут этого вспомнить, а на самом деле — вспоминать не хотели. Администраторы групп внушали им: задания помогут избавиться от комплексов и страхов, а на самом деле — формировали страхи и зависимости — присланные фотоотчеты о выполненных заданиях становились предметом шантажа».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68