Сложности с геолокацией в центре Москвы рядовые горожане заметили еще в начале мая. А когда на время закрыли доступ к аренде автомобилей, и таксисты выпали из нормального режима работы, проблема стала очевидной. К концу месяца ее наличие уже публично признавали сервисы заказа такси. С помехами GPS столкнулись не только водители личных авто и таксисты, но и пользователи каршеринга, электросамокатов, велосипедов (многие из них ориентируются на голосовых помощников, ведущих по маршруту), обладатели «умных» часов (в частности, при расчете пеших и беговых маршрутов) и даже пешеходы. Обратиться к навигатору на малознакомых улицах стало привычкой, особенно для туристов.
Все «прелести» сбоящей навигации ощутила на себе буквально на днях, когда вынуждена была воспользоваться услугами такси в районе Павелецкого вокзала. После заказа машина была мне обещана через 11 минут. Сначала ожидание сокращалось: 8–6–5 минут, затем резко увеличилось до 14. В этом цифровом диапазоне программа зависла, ничего не сообщая. В итоге водитель прибыл на место через 18 минут. Но… совсем не туда, где я его ждала. Пришлось постоять еще минут пять.
Стояла я перед бизнес-центром, откуда периодически выходили люди и садились в такси. Пока ждала, стала свидетелем нестыковки водителя и пассажира. Один из них буквально пошагово объяснял таксисту, как доехать до точки. И делал это громко, превратив стоящих рядом в невольных слушателей.
При встрече с моим водителем сверили показатели. Ну, конечно! Привычная в последний месяц картина: навигатор таксиста отображал меня не там, где я находилась. Причем моя локация, хоть и в небольшом квадрате, но менялась несколько раз, если верить навигатору.
Когда уже тронулись, тему, само собой, продолжили: Кремль, беспилотник, GPS…
Мурат (имя водителя изменено) с поездками по центру Москвы справляется в целом и без навигатора. Хотя не москвич, в столицу приехал из Алматы. А пространство Садового кольца изучил, занимаясь своей основной деятельностью. По профессии Мурат программист. Как сам говорит, с высшим образованием «по электричеству». Разрабатывает и устанавливает программы, связанные с освещением. Работает по контракту в крупной компании, которая обслуживает офисы и прилегающие к ним территории в центре Москвы. Этой работой занимается с 8 до 17, а после таксует, чтобы снимать хорошую квартиру для своей семьи.
Мурат на возникшие проблемы не жалуется, а вот в некоторые тонкости взаимоотношений «пассажир — водитель» в изменившихся условиях посвящает. Например, рассказывает, как вынуждены поступать водители, если навигатор не ведет в точку, где находится клиент.
— Они [водитель и пассажир] не могут друг друга найти. Чтобы не потерять свою «активность», водитель нажимает «на месте» (не доехав при этом до пассажира. — О. П.).
— Что значит не потерять «активность»?
— Когда нам приходит заказ, если мы не принимаем его, 4 или даже 6 баллов могут снять с «активности». А если заказ принимаем и сразу отменяем, снимают уже 16 баллов. И если такое случится 4 раза, нас блокируют на три часа и заказов вообще не дают. Поэтому, чтобы не потерять активность, они принимают заказ…
— …до клиента из-за помех в навигации доехать не могут, но сообщают, что прибыли. А дальше что?
— Дальше через 7 минут можно отменить заказ уже без потери активности (что таксист и делает).
— Следовательно, нам, пассажирам, надо иметь в виду следующее: если программа показывает, что водитель на месте, а его нет, значит, водитель просто не может меня найти?
— Да, все так. Техподдержка рассылает водителям сообщения, чтобы такие вещи не делали.
— А что взамен?
Пожимает плечами, молчит.
Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС
— Что означает активность, это ваш рейтинг?
— Нет, это не рейтинг. Она показывает, что мы работаем без простоев, каждый заказ принимаем. Некоторые ведь, если невыгодно, заказ могут не взять.
— Много водителей сейчас вынужденно не работает?
— Много. Вот машину я у друга взял на аренду. У них свой автопарк есть, они из Дагестана. Дагестанцы много работали на такси. Где-то 300 машин у них есть. Сейчас, после этой «заглушки», примерно 200 машин стоит. Перед праздниками водители сдали машины, а когда уже поняли, что не работает навигация, даже не принимали машины обратно. 200 машин в одном парке, а сколько таких парков…
— А сколько, кстати?
— По «Яндексу», сертифицированных парков 450.
— 300 машин — это большой парк?
— Нет, это средний. Я знаю 4–5 парков, у которых в собственности 5–6 тысяч машин — у каждого.
— Пассажиры могли заметить проблемы хотя бы по времени ожидания. Насколько, кстати, по вашим сведениям, оно изменилось?
— У нас примерно до 15 минут продлилось. Раньше доехать до точки было 3–4 минуты максимум.
— В вашей группе (сообщество водителей) не писали, сколько машин в других парках простаивает?
— Работают сейчас примерно 60–70% (в системе «Яндекс»), остальные стоят. Машины так-то есть, только они внутри центра не работают.
Мы все, таксисты, ожидаем обычно, что с пятницы до воскресенья нормально работать будем. В будние дни у нас не особо выручка хорошая. А вот в выходные она поднимается. Заказов в эти дни много бывает именно в центре. Но теперь навигация не работает, никто не хочет сюда [в центр] ехать.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
— А сколько в деньгах таксисты потеряли за этот месяц, можно прикинуть? Что водители в группе пишут?
— В марте-апреле писали, где-то 120–130 тысяч выходило у тех, кто на арендном автомобиле работает. Сейчас пишут, что выручка снизилась до 90 тысяч.
Другой водитель, с которым удалось поговорить, — из подмосковной Балашихи. Алексей работает давно и преимущественно по Москве. Но сейчас подумывает сойти с привычного маршрута. Хочет установить приложение «Мой район» и ограничить ареал поездок. Так уже сделали многие коллеги Алексея. Но сам Алексей сомневается: «Работу это, конечно, облегчит, но в деньгах серьезно потеряю. В принципе, город я знаю неплохо. Но в начале мая пришлось покружить по переулкам в районе Бульварного. Думал, навигатор меня от пробок уводит, не сразу понял, что он просто глючит. Нервно как-то все это. Клиента недавно вез, он про заглушки ничего не слышал, так начал мне советовать — замени навигатор, а еще лучше телефон. А ты думаешь про себя, какие он после этого баллы поставит.
— Много водителей не работает сейчас?
— В парке видел, столько машин простаивает… Еще очень напрягает, что техподдержка не видит твой маршрут. Пишут «вы превысили скорость». А ты вообще на светофоре стоишь. Или про какой-то опасный маневр, а ты едешь по прямой, скорость — 30 км. Нам сначала сказали, что сразу после 9 мая, после праздника, все закончится. Теперь говорят: ну, закончится когда-то…
Телефон Алексея закреплен на панели управления вертикально. Всю нашу поездку он практически не снимает пальца с экрана навигатора. На мой вопрос, в чем смысл, объясняет, что так «можно удерживать маршрут».
На тематических форумах категорично настроенные граждане пишут про старых московских таксистов, которые знали город, как свои пять пальцев, без всяких гаджетов. Бессмысленно напоминать таким людям, что и город тогда был меньше, и техника проще.
Фото: Александр Щербак / ТАСС
Замечу, что тема «как раньше ездили» обрела нынче новое звучание. Карты, атласы, дорожные указатели, интуиция, даже компас — по мнению определенной категории граждан, вполне способны заменить «все эти джипиэсы». В конце концов, никто не отменял хорошо знакомый советским людям вариант — «дорогу покажешь?».
Между тем все настойчивей разговоры об «альтернативной навигации». Эксперты рынка согласны, что наиболее понятной и доступной альтернативой GPS могли бы стать сервисы мобильных компаний. Только нужно ли это самим компаниям — вопрос. Навигационные сервисы в чистом виде — это не заработок, считают эксперты.
И напоследок коротко о новых реалиях, которые сложились в отсутствие полноценной геолокации:
- точка посадки в такси отображается некорректно;
- маршрут иногда невозможно завершить, геолокация сбоит или подает совсем слабые признаки жизни, реальное местонахождение автомобиля вырисовывается причудливым образом (едешь по Арбату, а фиксируют тебя где-нибудь в Косино); ожидание поездки может оказаться дольше нее самой;
- протяженность маршрута рассчитывается неверно — и в сторону удорожания;
- слепо доверять навигатору опасно, вероятность, что доберетесь в нужную точку, стремится к нулю.
Официальных комментариев по поводу искажения сигналов спутниковой навигации сегодня нет. Поэтому довольствуемся версией глушилок и перехватчиков сигналов. А виноваты во всем, видимо, дроны, не иначе…
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68