Петрович. Фото из личного архива
Подходы Петровича и специалистов ООН к изменениям климата и надвигающемуся продовольственному тоталитаризму — когда за нас будут выбирать, что нам есть, — различаются, но непринципиально. А видение и оценка ситуации вовсе удивительно совпадают.
Петрович — путешественник, проводник, сталкер, водит отдельных счастливчиков по Сибири. Впрочем — водил, все в прошлом: иностранцы больше по понятным причинам не едут, с китайскими туристами он работать не хочет. С русскими тоже, хотя бывают исключения. Одно время богатых русских — политиков, бизнесменов, столичную богему — водил в Монголию, сами его упрашивали. Как, впрочем, и американцы. Тех тоже не столько сама Монголия интересовала, сколько собственные эмоции, расширение их диапазона, шок. У кого-то дочка кололась, и — хоть куда, но лучше на другую планету, чтобы дух захватило, пусть хоть на время забудет. У другого творческий кризис или застой, нужна встряска, разрыв шаблона.
Петрович говорит, что мог озолотиться на одних монгольских турах, он первый вышел на этот рынок, знал, что и как, но, когда увидел в этих лунных пейзажах русские бутылки, решил прекратить, и все, больше туда туристов не водил. Вообще никаких.
«Это как с валютными охотами. Я тридцать этих валютных охот провел, прежде чем увидел глаза оленя. И понял тут же, что я никогда не буду стрелять, и водить стрелков больше не буду».
Итак, проповедь самоограничения от Петровича. Обратите внимание на акценты, расставленные им в конце.
Петрович. Фото: Алексей Тарасов / «Новая газета»
***
— Ты видел мой сайт? Там голова волка. Художник, который делал заставку, чуть не сошел с ума. Поначалу не то рисовал: очень красиво, но волков целиком. Говорю, ты мне голову волчью покажи. Сейчас смотрю — обыкновенная голова, может, я чересчур много в нее закладывал. Ну, может, и не он с ума сошел, а я. Рассказываю.
В тот раз я приехал на Хубсугул (озеро на севере Монголии), говорю: ребята, мне завтра надо на лодке переплыть на тот берег. Они: да-да. А сами оживленные такие. Я уже знал цену их обещаниям и не верил в монгольское «маргааш» (завтра). Это значит — хрен знает когда. И вроде уже учил их, что надо — значит, надо. Но они — степняки, понимаешь, кочевники, дети природы, для них «маргааш» полностью зависит от скотины, пастбищ, это другой календарь, другие причинно-следственные связи. Только когда начал их понимать, они выстроились и стали понимать меня, до этого ничего не работало, никакие мои назидания. В тот момент мы еще не нашли общего языка. Да-да, говорят, сиди здесь, на берегу. И ускакали. Мне коня не оставили. И я остался один.
На той стороне, Дархатской, самые волчьи места, потому что там скотина проходит — у каждой семьи своя траектория. В общем, они по коням, я им говорю: хорошо-хорошо. Думаю: хоть какое-то уважение к себе за это время завоевал? Ну или чему-то научил? Ага. Я глубоко заблуждался.
Палатки у меня не было. Вернее, она была, смешная такая, одиночная. И я сижу на берегу Хубсугула, костерчик у меня. Вдруг смотрю: пять или шесть собак бегут. И тут же понимаю: какие собаки? Откуда здесь собаки? У них они не будут, это исключено, жить, как у нас, вне села. Они, видишь, там низкорослые, волки-то. Не как наши. Но это я постепенно врубался.
Вот четверо пришли, легли метрах в трех от костра. Два еще подошли — с другой стороны. Но моя спина к воде Хубсугула. И тут я со всей отчетливостью понимаю: это — волки.
А они так дружелюбно смотрят на меня. Хвостами машут. Они ждут, когда костер потухнет. Четкий расчет. И до меня доходит, что совсем скоро они меня сожрут. Это сейчас я так веселюсь, рассказывая, а тогда каждая шерстинка на мне дыбом встала.
Архи у меня было полбутылки — монгольской водки молочной. И швейцарский ножичек — с маленьким лезвием. Я долбанул водки — силы появились, тем более не жрал ничего, я только приготовился есть. Бравада какая-то в поведении моем возникла, начал с ними разговаривать. А они, понимаешь, слушают, хвостами машут, падлы такие. Ну не сожрут, поди, думаю. Еще сдуру налил им: пощадите крутого пацана. У меня деревянные плошки были, куда наливать.
Не то что пьяный был — охреневший. Плошку двигаю тому, кто слева сидел. Думаю, прямо с рукой откусит, нет — отодвинулись все как по команде на полметра. Морды положили на лапы. И так мило на меня смотрят… Это сейчас так вспоминается. А тогда-то мне все хреновей становилось от этой милоты. Так прямо по-доброму: ты наш, ты свой… Ножичек уже открыл.
Петрович. Фото: Алексей Тарасов / «Новая газета»
А костер догорает. У меня топляк только был. Подкинул — не горит. Ну все, крандец. Уже вижу кишки свои, фиг знает что. Всё, всё уже. И думаю — так просто не дамся. Страшно, но, когда выпил всю водку, разбил бутылку о камни — фильмов насмотрелся. Те сразу подвинулись на полметра обратно — представляешь?! И так же с интересом на меня смотрят. Ну, думаю, в воду, что ли? Натурально, тебе надо плыть. И я с огрызком бутылки, глядя на них, рыча — они-то, кстати, нет, не рычали, они хвостами махали, на меня смотрели, — зашел в воду. Та-а-ак холодно — хотя и выпил. Начало июня. А Хубсугул выше в два раза Байкала над уровнем моря. Высокогорное озеро, альпийская зона. Не, думаю. Пусть лучше… Но это вру уже, это сейчас так подумал, а тогда все на уровне инстинктов. Инстинкт самосохранения заставил вернуться. И в этот момент вижу силуэт. Хреначит та-а-акой зверь.
Подходит, садится. Волк. Красавец. А эти лежат. Перестали хвостами махать. Но смотрят на меня, не на него.
А он вгляделся в меня так внимательно, на какую-то секунду всего. Что я заметил — у него порвана была губа. Видно, что в драках бывал. Все, думаю, этот сейчас мне начнет рвать горло, он самый опытный.
А он голову повернул налево, чего-то буркнул своим. Кху-кхр. Поднялся, развернулся и медленно стал уходить. И они все шестеро снялись и пошли за ним, на меня не глянув даже на прощание. И я еще не верил, не спал до утра.
А утром, если уже не днем, прискакали монголы. Извини, говорят, извини, извини. Приехали мы вчера, встретились с теми-то и теми — ну к кому ускакали они вчера. Короче, напились. И у них ну не все стадо, но сорок голов ночью волки порезали. Не пожрали — ну они же знаешь, просто рвут. Сорок овец.
Волки у моего костра выжидали, оказывается. Пока эти пили. Потом вожак пришел: все, пора сниматься. Представляешь? Он ждал, пока они погреются, что ли, у костра моего, фиг знает, и они снялись и ушли туда, когда все монголы уснули.
Для монгола добыть чона (волка) — это величайшее счастье. Я был с ними на охоте, знаю. В каждом монгольском улусе происходило одно: увидят, что мы на конях идем, я группу веду, через два часа оборачиваешься — за тобой 30 дополнительных всадников. Ага, ты видел эти кадры. Скотоводы, понимаешь, кочевники — это особые отношения с природой. И с волками. А тут маленькая стая — и сорок овец порвали у них. Забрали с собой волки только четверых или пятерых. У них бывает такое. Режут, да. Но нам ли осуждать волков.
У каждого уважающего себя монгола, у каждой семьи должно быть 70 минимум овец, ты что, минимум 30 лошадей и сарлыков (яков) 40 должно быть. Это их жизнь.
Потом уж мне интересно стало, реконструировал события, оказалось, за два-три часа волки прошли к ним — думаешь, сколько? 40 километров. По рельефу такому, сложному. Махом, понимаешь? Так вожаку надо было еще за ними прийти. Я ж и временные интервалы начал восстанавливать. Они начали пить часов в девять вечера. Почему я этого волчару, главного у них, изобразил на своем сайте-то? Он, красавец, намотал 80 километров в течение четырех часов без всяких проблем. (Думал об этом раньше, если коротко, то к такому выводу пришел: для таких, особо умных волков, времени нет. И смерти нет. Разве что погода, движение луны.)
Петрович. Фото: Алексей Тарасов / «Новая газета»
Ветер был, и стая отсиживалась у меня, а вожак там наблюдал, когда монголы нажрутся. А те друг друга давно не видели и на радостях-то… Потом пришел, на меня внимательно посмотрел, оценил — ты нам на хрен не нужен, и увел своих. Я про него все и попытался художнику объяснить, про его голову и на сайт ее поместить, а сейчас смотрю — голова обычная. Но с порванной губой — у них не губа, конечно, по-другому называется.
И этот его внимательный взгляд. Нам не до тебя, это мы так, погрелись, слышишь? Теплоту твоего огня взяли и пошли к монголам, к своим, наказали их — монголы не должны пить.
Только у вожака был такой взгляд, а эти смотрели так, блин, по-доброму и мило. Какой ты, наверное, сладкий был в их глазах.
[…] Я тебе скажу. Я в штаны насрал от страха — и ведь не хотел, страх сам вытащил из меня все. А волк лизал мою руку — думал, откусит ее. Как ты посмотришь на это, что ты подумаешь? А волк знает наперед.
Волк знает, что ты обосрешься, как-то он это предвидит и типа учит тебя: много у вас всего, скотины много разводите. И всё прете и прете. Всё дальше и больше. Скоро свиней будет столько же, сколько людей. Курей в разы больше. Только за год люди выращивают и съедают 60 миллиардов кур. В семь с половиной раз больше, чем их самих. Волк нам для того и дан, чтобы в себя приходить. В назидание дан. Вы для волков оставьте всю скотину. Отдайте волково волку. Чтобы получить килограмм огурцов, в 130 раз меньше воды надо, чем сарлыку — на кило веса. Нет, ну а почему, для чего волк в ажиотаж входит и режет весь скот, до которого может дотянуться? Что он нам этим показывает? Какой знак дает? Что мы волчье мясо едим?
Тот, с порванной губой вожак — я тебе не все в начале рассказал. Ты веришь, нет, я обсирал штаны, а он мне лизал руку. Он посмотрел так внимательно, потом подошел ко мне. И в глазах его одно было: как ты говняно пахнешь. И ушел. Дал понять человеку, что он воняет. И удалился. И его стая за ним.
Я думал, с ума сойду.
***
В общем, волки хотят, чтобы люди стали людьми. О душе своей вспомнили и об истощаемой планете, где не мясо — вода скоро станет проблемой. Петровича иногда бывает трудно понять, он себе на уме, а говорит, часто опуская смысловые звенья. Как в хорошем романе. Но, кажется, я понял его. «Мы пропали бы совсем, когда б не волки да вороны», — написал не Петрович, другой поэт, но и он — о том же.
Волки действительно спасали и спасают — не людей, но наши души. Там, где волков еще не всех истребили. Вот еще одна история, уже моя собственная: в конце октября 1994 года попадаю на живодерню (на дату внимания не обращайте, она не существенна, поскольку и два года назад подобное вдруг стало достоянием гласности). Самый Север, Арктика, Таймыр, километра два от Хатанги. Местное начальство встречает начальство краевое, столы накрыты на снегу на берегу реки. Уже стемнело, когда олени пошли переправляться, ломая прибрежный лед. Палят в них из ружей и карабинов, гостям все пытаются всучить «Сайгу» — тоже пострелять.
Олени, несмотря на то, что их убивали, все шли и шли под пули. «Главное — первого пропустить. Вожака. Дальше бей хоть с закрытыми глазами. Когда «дикарь» идет, мы все выходим».
«Дикарь» — это дикий северный олень.
Переправа оленей через Хатангу. Фото: А.Савченко / соцсети
Палят прямо от стола, замахивая очередной стакан. Процесс называется «диковка». Челядь туши вытаскивает, вырезает печенку. И тут же, теплую, ее под водку употребляют.
А олени всё идут и идут. Бегут навстречу. Говорят, брали еще от добытого язык, сердце, почки — не знаю, не проверял.
И всё, туши потом, уже после нашего отбытия, должны были сжечь. Убивают их не на еду и даже не ради развлечения — просто чтобы «дикаря» не было в таком количестве. Чем больше убьешь, тем лучше.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Чисто волки — просто резали. Но это кто другой бы с волками сравнил, я не буду.
А пытались люди волкам уподобиться, потому что до этого волков они убили — и популяцию «дикарей» регулировать некому, надеяться не на кого, всё сами, всё сами.
А иначе, говорили мне, «дикари» уводят домашних оленей с собой. Иначе «дикари» плодятся в невообразимых масштабах. И тогда начинается мор: карта Таймыра — вся в могильниках оленьих, павших от сибирской язвы. Около 40 очагов. Это бакоружие, невосприимчивое к вечной мерзлоте, и это чревато для всех тварей.
Так говорили пьяненькие хатангские чиновники. Они — я потом их узнал подробней — обычные люди.
А обычный человек не может такое делать. Поэтому и было столько водки, ее лили и лили, заливали ею себя по бортику, по глаза, по брови. Эти расстрелы стали сезонным явлением, а так — нельзя. Не мир — живодерня. А на живодерне жить не получается.
Переправа оленей через Хатангу. Фото: А.Савченко / соцсети
В таймырской и эвенкийской тундре именно волки всегда монопольно и идеально регулировали численность «дикаря» — они за тысячелетия адаптировались друг к другу, стали единой системой, природа как-то справлялась без нас. Волки спасали нас от греха. А потом человек решил отнять у волков их мясо себе, перестреляв конкурентов с вертолетов. И, убив волков, пришлось человеку идти дальше.
Волков перебили еще при СССР. В 1986-м наш общий с Петровичем товарищ Юрий Ермолин (как оператор, с режиссером Сергеем Мирошниченко) снял в этих же местах великую документальную картину «Госпожу тундру». Там есть отрезок про волков на снегу — расстреливают с вертушки по одному, и вот гонятся за крупным самцом. Юрий потом рассказывал, что альфа-самцы брали вертолет на себя и, себя выдавая, маня за собой, уходили — уводили от своих семей, от стай и, отбежав достаточно, пропадали — да, вставали за деревом, сливаясь с ним, как в Монголии сливаются с телеграфными столбами, или сами вытягивались деревцем, вертикалью, не шевелясь.
Но этому волку не спрятаться, вертушка спускается к самой земле. И камера фиксирует, как преследуемый, собрав силы, бросается, оскалив зубы, на вертолет — на ствол, на винты, на железо.
Волков перебили. И Юрий рассказывал об идущих по реке плотах метров по 300–400 — из оленьих туш, связанных рогами. Жара, марево, фиолетовые пятна в глазах, красная река. Они не спали сутками — заснешь в лодке на минуту, очнешься — и не можешь понять: вокруг снова бойня. Юра показал, как плывущих оленей бьют с лодок. И как потом сами «охотники» говорят, что так нельзя, что это неправильно, что они сами осознают, как в них меняются человеческие качества, мучаются.
Когда я приехал туда, били с берега. Тоже мучались и били.
Бог милостив: многие годы спустя волки появились снова. Их жизни идентифицируются смертями вокруг. Они снова нас пробуют спасти. Требуют отдать их мясо. Говорят: хватит уже. Ведь никому из людей впрок не пошли эти тысячи оленьих туш, что отвоевали от волков. Никуда и никому эта оленина не сдалась, кроме крайне немногочисленной группы аборигенов и старожилов, которые на оленине жили всегда.
В природе не найти справедливости, все всех используют и жрут. Вся история человечества — о том же, мы недалеко ушли. Кого у нас помнят? Самых отъявленных людоедов. Не только, конечно, не только.
Человек устроил так, что большинство живых тварей на планете — таких же млекопитающих, как мы, — живут только потому, что мы их жрем, и только до тех пор, пока мы их не сожрем. Они появились, чтобы быть съеденными, все эти коровы и овцы.
Узнать бы у них: зная о своей судьбе заранее, они захотели бы на этот свет?
Мы подражаем муравьям. Достойный идеал. Их масса больше, чем всех людей всей планеты. Муравьи тоже разводят свой скот — тлю.
Но, по некоторым данным, человек давно уже не в природе, у него есть душа, этим он выделился, и ему бы в самый раз другие образцы для подражания искать.
Пишу предыдущее предложение и знаю, что Петрович меня за такую ортодоксальную позицию раскритикует, у него-то как раз душа разлита по всей планете, душа и в ветке пихты, и в птахе на ней, он себя с ними ассоциирует, и это с нами, с людьми, — большой вопрос. Ну раз мы о душе в себе забываем, то ее, получается, как бы и нет? Волки нам, по Петровичу, и напоминают о душе: поищите ее, вспомните.
Что там: вся Земля, по Петровичу, ворчит на нас, говорит подземным колокольным гулом, и интенсивность этого гула начиная где-то с 2012-го возрастает. Пора бы услышать.
Петрович. Фото: Алексей Тарасов / «Новая газета»
***
Волки — главные друзья Греты Тунберг, бескомпромиссные борцы с глобальным потеплением и парниковыми газами — куда там последней конференции ООН по изменению климата в Глазго осенью 2021-го (Грета о ней: blah-blah-blah). Волки уничтожают ключевых персонажей, тех, на ком ответственность за климатические катастрофы: коров, свиней, кур.
Мы едим скотину, а скот ест планету. Это для скота вырубают леса (функцией которых и бегают волки) — под поля. Растить овощи и злаковые — на корм скоту, под пастбища, где скоту пастись и резвиться, нагуливать нам обед. Скоту, что дышит и испускает газы — углекислый, метан, оксид азота и прочие парниковые.
Это реальная глобальная проблема: парниковый потенциал метана, производимого нашим обедом, коровами, в 28 раз больше углекислого газа, и они дают четверть всех антропогенных выбросов метана. Еще ученые подсчитали, что в целом животноводство дает 18% всех парниковых газов. Есть другие ученые, они говорят, что скот дает выбросов больше всего транспорта. Больше всей промышленности, говорят следующие ученые. Но их все равно никто не слышит, что бы и как бы они ни говорили.
Но даже если бы услышали. Что дальше?
Эти оценки и иллюстрации — хоть от Петровича, хоть от международных экспертов по продовольственной безопасности — кажутся бессмысленными, бесполезными. Так, комментарии на полях. Немного даже смешные, нас уже убеждали, что мясо — вредно, и какая разница из-за чего: из-за дефицита ли, как в СССР, из-за необходимости ли борьбы с глобальным потеплением. Не сегодня, еще вчера надо было выбирать: боремся ли мы с изменениями климата, или «за глобальную продовольственную безопасность» — эти цели друг другу противоречат.
Петрович. Фото: Алексей Тарасов / «Новая газета»
Но вот монголы, номады, сибирские автохтонные народы — они мясо только и едят, как их переучить? В СССР вертолетами собирали детей кочевников в интернаты на каши, и что?
«Из 120 человек, учившихся со мной в интернате, лишь двое живы. Кто застрелился, кого застрелили, кто-то утопился, кто утонул. Мы не вписываемся в современную цивилизацию, неконкурентоспособны, как лодочка-долбленка и моторный катер».
Это эвенкийский классик Алитет Немтушкин. И это он говорил мне, когда ему было 53 года. Это, конечно, не только из-за рациона, не только из-за переучивания мясоедов на макароны и огурцы. Конечно, не только.
Китай раздувается, его все больше, и он все больше мяса и молока уминает. Кто возьмется им рассказывать, что зря они это затеяли и пусть возвращаются к рису? Будут их стыдить, будут им внедрять общества анонимных мясоедов?
Земля теряет устойчивость не только из-за того, что началось 24 февраля. Цивилизация в принципе прошла точку невозврата, ее золотой век завершился, и серебряный тоже, у нас, оказывается, все уже было, и ничего из прошлого не вернуть, и будущее будет совсем не таким, какое мы могли бы ожидать. Но уж вовсе скверных последствий еще не поздно избежать?
Проблема грядущего продовольственного кризиса и, возможно, продовольственного тоталитаризма — нерешаема, об этом говорит весь человеческий опыт.
Ведь обо всех этих угрозах мы все слышим с рождения, я, например, отлично помню из детства, из 70-х, черную книжку «Диалоги» («Наш народ, недавно отметивший 60-летие Великого Октября, с радостью встречает день грядущий. Что касается буржуазного общества, оно находится в тисках противоречий») с моделями мира доктора Медоуза («Пора нажать на стоп-кран»), автора всемирно известного доклада Римскому клубу «Пределы роста», с комментарием советских ученых, там вообще все зарубежные статьи-прогнозы о возможных последствиях цивилизации даны так — с нашим ответом. И что? Сдержанный оптимизм советских ученых тогда хоть на чем-то базировался — позднесоветское бытие с отсутствием мяса в магазинах и пластика в упаковках, с переработкой вторсырья, с нацеленностью на передовые промышленные технологии, на развитие науки и образования, с его полемикой о самограничении было куда экологичней сегодняшней России, куда доброжелательней к будущему, но от всего этого легко отказались. А в придачу к буржуазным радостям жизни почему-то непременно идет ложка сахара, запечатанная в отдельную пластиковую капсулу, и прочая чушь и дурь потребительского рая.
А до Медоуза был его учитель профессор Форрестер, эту цепочку можно продолжать до Мальтуса и, наверное, дальше. И что? Человечество посыпало голову пеплом и изменилось? Да, сейчас происходит большой слом, и в теперешнее постиндустриальное время Маркс и другие материалисты ХIХ века, вероятно, уже не столь важны, база теперь не экономика, а культура, мода, всякие штуки в интернете, и те, кто задает курс, как раз уже не имеют никакого отношения к вызывающему, показному потреблению, мы все в курсе, как скромны миллиардеры, как много среди них вегетарианцев и веганов. Не только в Западной Европе и Северной Америке, но и, например, среди богатых и продвинутых русских. Сколько их среди молодых, в том числе в России. Им важнее, как Петровичу, ощущение своей правоты. Не моральной, нет, тут существенней, ставки выше.
Но для массового человека это вегетарианство — нечто вроде страшной экзотики ХIХ века, когда чуть не всех российских олигархов подозревали в том, что они скопцы; об этом у Александра Эткинда в «Хлысте»: «русские банкиры, особенно те из них, кто успешны и щедры, — кастраты; но об этом не знают даже их друзья»… И этот сознательный выбор единиц, это самоограничение самых сознательных погоды на планете не сделает, во всяком случае, пока. А время поджимает.
Но нефть, как известно, заменила китовый жир не потому, что всех китов убили. И каменный век еще раньше завершился не потому, что камни кончились.
Чуда никто не отменял, вдруг снова сбоку что-то прилетит и устроит нам все тут? Надежда на инопланетян — то есть на волков. Волки знают, что мы обхезались, но они нас снова пожалеют,
скажут, а мы услышим их голос: мясо с мясом едите, слишком много вам дано. Все у вас есть, у вас всего больше, чем надо, избыток крови в вас. А кому прок-то? И все у вас теперь краденое. У детей же ваших. А стыренное отнимется. Вот и вечный город ваш уже разваливается.
Так душа говорит, у души зубы и пасть, кто сказал, что душа — это нечто воздушное, невидимое, неосязаемое?
Землю мы почти доели. Надо еще три-четыре новых планеты
Будет ли завтра доступно среднему классу настоящее красное мясо, не станет ли его цена запредельной? Не перейдет ли говядина в разряд непозволительной и неодобряемой роскоши?
Полтора миллиарда коров на Земле и в целом крупный рогатый скот давно уже держат за одного из главных виновников глобальных изменений климата. Они испускают в атмосферу значительный объем метана, для их пастбищ требуются все бо́льшие вырубки лесов. С 1971 по 2010 год производство мяса в мире утроилось и продолжает расти.
Об этом, в частности, — в докладе клуба «Валдай» (2022 года) «Изменение климата и продовольственная безопасность: ждет ли нас продовольственный тоталитаризм». Авторы — Мария Апанович, доцент МГИМО; Олег Барабанов, профессор МГИМО, профессор РАН; Елена Маслова, старший научный сотрудник Института Европы РАН и Института международных исследований, доцент МГИМО; Александр Кауфманн, специалист по инвестициям в агробизнес в ФАО (Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН). Они пишут: помимо изменения производственных практик (выращивание растительного и искусственного мяса), нас ждет увеличение цен на мясную продукцию. Медийно этот шаг будет преподноситься как забота об экологии. В ЕС и России уже обсуждаются проекты по введению специального налога/акциза на потребление коровьего мяса и молока по аналогии с акцизами на табак и алкоголь.
В нулевые годы считали, что связка «неурожай — голод» ослабевает, а все большую важность приобретают социально-политические трансформации, конфликты и войны. Доклады ФАО говорят об обратном. Наибольший урон наносят климатические шоки, а именно — засухи и наводнения, и это не спорадические стихийные бедствия (хотя и их количество выросло в два раза с 1990 по 2016 год), а следствие климатических изменений. Тенденции опустынивания и засух могут вызвать масштабный голод и продовольственную несостоятельность целых стран, что повлечет за собой гуманитарную катастрофу.
По оценкам ФАО, около 10% мирового населения голодает, с 2014 года число голодающих перестало уменьшаться, в 2020-м произошел резкий рост на 1,5%. При этом в 2019 году около 3 млрд человек не могли позволить себе здоровое питание. Сегодня на планете число голодающих и людей с ожирением примерно равно.
И еще один тезис: если бы все население Земли потребляло по стандартам Запада, то для этого потребовались бы ресурсы от трех до пяти планет, как наша.
Что такое «стандарты Запада», авторы не расшифровывают, избегая политики, но у них же можно найти высказывание о том, что эти стандарты относительны и подвижны: «Одной из тем экологической этики в среднесрочный период станет призыв к отказу от потребления коровьего мяса и молока и к снижению объемов животноводческого производства, что усилит разрыв между Севером и Югом. Но если в развитом мире этот экологический призыв может быть услышан, то для беднейших стран мира сокращение объемов животноводства приведет к возрастанию угрозы голода».
То есть от сознательного Запада мы ждем самоограничения и скромности, а развивающемуся миру сложно что-то предъявлять, проблем у него и так хватает. Ну а что Россия? Авторы не вспоминают конкретные высказывания (в том числе первых лиц российского государства), а говорят уклончиво о «чрезмерно оптимистических прогнозах, звучавших в политизированных дискуссиях о последствиях изменения климата для умеренных и бореальных областей Земли: якобы после потепления эти регионы превратятся в своего рода «счастливые субтропики» с теплым и мягким климатом. В ответ на это высказываются предостережения о таянии вечной мерзлоты, непредсказуемости режима осадков».
Две трети России — вечная мерзлота. Тая, она выдает в атмосферу метана никак не меньше коров и быков (а метан способствует глобальному потеплению гораздо больше, чем углекислый газ). То есть тут мы конкурируем с мировым животноводством. Разумеется, нет никакой нашей ответственности в том, что мы северная страна и вот так сложилось. Но факты таковы, тогда как мир хочет себя спасти.
С тем, что наша вечная мерзлота больше не вечна, ничего не сделать, а, как пишут в докладе, «внимание к сокращению антропогенных выбросов метана вполне оправданно». Но это угрожает голодом. Значит ли, что по мере обострения проблемы продовольственной безопасности будет необходим глобальный переход к нерыночным механизмам распределения базовых продуктов питания? Это вполне возможно, считают авторы доклада, замечая, что перед нами встает призрак Левиафана по Гоббсу, того государства-монстра, от которого, по крайней мере в развитом мире, в последнее столетие общества стремились отойти. «Продовольственная диктатура» и «продовольственный тоталитаризм» вряд ли будут лучше других тоталитаризмов.
Восприятие продовольствия как одного из ключевых общественных благ рано или поздно может получить политическое и юридическое закрепление на глобальном уровне. В этом случае государство утратит суверенный контроль над теми излишками продовольствия, которые производятся на его территории. Его изъятие и распределение в нуждающиеся страны будет производиться по решениям международных структур. Такой сценарий развития событий по мере усиления негативных последствий изменения климата уже не кажется фантастическим.
С одной стороны, он демонстрирует в радикальной форме ту глобальную солидарность, о которой много говорят. А с другой — гоббсовский Левиафан грозит стать глобальным, и продовольственный тоталитаризм будет осуществляться на глобальном уровне. Таковы выводы авторов доклада.
Петр Саруханов / «Новая газета»
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68