18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ БОРУХОВИЧ (ТУМАКОВОЙ) ИРИНОЙ ГРИГОРЬЕВНОЙ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА БОРУХОВИЧ (ТУМАКОВОЙ) ИРИНЫ ГРИГОРЬЕВНЫ.
Приказом Роспотребнадзора от 16 мая 2023 года (копия есть в редакции) Максютову отведено двое суток на то, чтобы освободить кресло: его последним рабочим днем должно стать 18-е число. В качестве причин такого экстренного увольнения названы: «непринятие мер по урегулированию и предотвращению конфликта интересов», нарушение требований закона «О противодействии коррупции», нарушение постановления правительства «о распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей… в целях противодействия коррупции», возникновение «личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов». Напомним, что Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» ведомственно подчиняется Роспотребнадзору.
В самом «Векторе» говорят, что к отставке привел комплекс причин. Намекают, в числе прочего, на какие-то обстоятельства личного характера: будто бы одна молодая коллега получила зарплату и полномочия, которые никак не соответствовали ее образованию, компетентности и научному статусу, это злило остальных ученых, они жаловались на Максютова. Источники «Новой» считают, что главной причиной увольнения стала все-таки разработка неэффективной (как выяснилось) вакцины «ЭпиВакКорона». Точнее, не сама разработка, а то, что на «Векторе» ею занимались в ущерб другим, гораздо более перспективным исследованиям в той же области. Ровно об этом писала «Новая» в июне 2021 года.
Когда стало совсем очевидно, что «ЭпиВакКорона» не работает, хуже того — появились научные статьи о том, что привитые ею люди статистически чаще переносят ковид в тяжелой форме, ученые начали добиваться запрета этой вакцины. С лета 2021 года, по информации «Новой», как минимум трое сотрудников «Вектора», не связанных с «ЭпиВакКороной», ездили в Москву. К своим обращениям в Минздрав и другие ведомства они прилагали публикации о вакцине, в том числе — в «Новой».
Анна Попова, глава Минздрава. Фото из открытых источников
Эффект, которого они добились, стал в чем-то неожиданным для них самих: о том, что вакцина запрещена, новостей пока не поступало, но директор «Вектора» должен ответить. Если всё так, то
подпись главного санитарного врача РФ Анны Поповой под приказом об увольнении выглядит особенно странно: ее имя фигурирует в патенте на «ЭпиВакКорону»,
а комментарии, которые в 2021 году давал «Новой» по этому поводу Роспотребнадзор, не оставляют места для сомнений в том, что Попова хотела войти в авторский коллектив.
Напомним эту историю. Весной 2020 года в России, как и везде в мире, начали обсуждать создание вакцины против новой коронавирусной инфекции. На эти цели правительство выделяло деньги. Одним из центров, где велись исследования, был «Вектор». На совещании в Кремле Ринат Максютов доложил, что у них в институте уже существуют шесть кандидатных вакцин. Предстояло выбрать, какой из проектов получит финансирование.
«ЭпиВакКорона». Фото: Артем Геодакян / ТАСС
Шесть или сколько кандидатных вакцин у них были на самом деле — неизвестно, но две многообещающие разработки были точно. Правда, трудоемкие и небыстрые. Занимались ими серьезные ученые. Одна вакцина — векторная, как будущий «Спутник», другая — мРНК-вакцина, которая в случае успеха могла стать достойным конкурентом «Пфайзеру» или «Модерне».
Еще одним проектом занималась группа под руководством ученого Александра Рыжикова (и его сына-предпринимателя). Их пептидная вакцина вызывала живейший интерес в научном мире: до сих пор никому не удавалось создать эффективную вакцину на этой платформе. Как мы знаем теперь, в итоге и не удалось, но весной 2020 года это не было очевидно. В 2017 году группа Рыжикова уже регистрировала пептидную вакцину против лихорадки Эбола, но проверить ее эффективность не успели, потому что в Африке кончилась эпидемия.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Александр Рыжиков. Фото: naukogradpress
Источники в «Векторе» рассказывали «Новой», что с началом пандемии группа Рыжикова решила реанимировать разработку, но теперь сделать на той же платформе вакцину от ковида. Ринату Максютову предстояло доложить «наверх», какую из их шести кандидатных вакцин стоит финансировать.
Авторы других проектов называли реальные сроки, то есть — долго. Рыжиков, как говорят в «Векторе», обещал результат быстро. И кандидатом № 1 была признана пептидная вакцина.
В конце марта 2020 года правительство Постановлением № 723-р выделило Роспотребнадзору 1,4 миллиона рублей «на выполнение работ по разработке средств профилактики и диагностики новой коронавирусной инфекции». И глава Роспотребнадзора Анна Попова передала эти деньги группе Рыжикова. Более того: ее имя потом появится в патенте на «ЭпиВакКорону» в ряду соавторов. На запрос «Новой», нет ли в этом конфликта интересов, Роспотребнадзор отвечал отрицательно.
По данным источников «Новой», в самом начале работ у Рыжикова и коллег были очень неутешительные результаты испытаний пептидной вакцины на животных, и в институте об этом знали. Виварий, в конце концов, один. То есть не мог не знать об этом и Максютов, попросивший денег именно на эту лучшую из шести кандидатных вакцин. Если это так, то разработчики изначально получали деньги под пустышку.
Позже, по информации «Новой», ученые из «Вектора» лично обращались к Анне Поповой, призывая прекратить разработки «ЭпиВакКороны», знакомили ее с результатами исследований. Но вакцина была зарегистрирована и пущена в гражданский оборот.
Более того: в какой-то момент, как рассказывали «Новой» сотрудники Научного центра имени Гамалеи, где был разработан «Спутник», Анна Попова пыталась лишить конкурентов Рыжикова лицензии на работу с особо опасными инфекциями. Если бы это удалось, то эффективной вакцины не получилось бы не только на «Векторе», а вообще в России. А так — за создание «ЭпиВакКороны» президент Путин наградил Рината Максютова орденом Пирогова, Рыжиков и члены его группы тоже были награждены.
Фото: Станислав Денисенко / Коммерсантъ
То, что вакцина оказалась очередным «фуфломицином», выяснилось случайно — только благодаря группе волонтеров-испытателей, которых привлекли для клинических исследований. Среди них оказались биологи, они начали задавать вопросы, привлекли независимых исследователей. Но «ЭпиВакКорона» продолжала победное шествие по прививочным кабинетам, где-то людям даже впаривали ее под видом «Спутника». Когда стало ясно, насколько подмочена ее репутация, на «Векторе» свое детище попытались просто переименовать.
В какой степени связан с этой историей приказ об увольнении Максютова, повторим, — неизвестно. Источники в «Векторе» говорят, что несколько раз ему поступали из Роспотребнадзора предложения уволиться по собственному желанию, но он упорствовал. Вопрос, по данным наших источников, стоял в конце концов так: или Максютов — или сама Попова.
По состоянию на 18 мая, впрочем, увольнение Максютова — еще не окончательно решенный вопрос. Пока есть только приказ Анны Поповой. Но Максютов, как говорят его подчиненные, собирает в институте подписи в свою защиту, а за время пандемии у него появились покровители более могущественные, чем глава Роспотребнадзора. Этого, во всяком случае, опасаются сейчас его подчиненные.
Открытка из «Вектора», 2020-й год. В центре — Ринат Максютов
«Вектор»
Федеральное бюджетное учреждение науки «Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор». Находится в Кольцове под Новосибирском. Основан в СССР в 1974 году.
В 1972 году, за два года до создания НИИ МБ, Советский Союз присоединился к Международной конвенции о запрещении биологического оружия. Считается, что объединение «Биопрепарат», в которое входил НИИ МБ, ориентировалось именно на разработку биооружия в нарушение конвенции. Руководство объединения это всегда отрицало. Однако бывший сотрудник НИИ МБ Сергей Попов писал: «…Мое участие в программе разработки биологического оружия стало уже необратимым… Так называемая открытая легенда, адресованная всем, заключалась в том, что цель института — ускорить развитие промышленной микробиологии… Это была законная цель, прикрывавшая программу биологического оружия, ведь все это выглядело мирной программой. За одним исключением — эти модифицированные микробы, в конечном счете, должны были убивать».
Об этом же писал бывший замдиректора «Биопрепарата» Канатджан Алибеков в книге Biohazard (русскоязычный вариант — «Осторожно! Биологическое оружие»).
В 1985 году на базе НИИ МБ создано Научно-производственное объединение (НПО) «Вектор», в 1994 году оно получило статус Государственного научного центра, подведомственного Министерству здравоохранения. В 2005 году «Вектор» перешел в ведомственное подчинение Роспотребнадзора.
«Вектор» — одно из пяти предприятий, включенных в федеральный проект «Санитарный щит страны». В 2021 году из госбюджета на создание «санитарного щита» было выделено 30 миллиардов рублей.
Главный разработчик препарата «ЭпиВакКорона» Александр Рыжиков по образованию физик, окончил физфак Новосибирского государственного университета. По словам коллег, был специалистом по аэрозолям. С 2002 года возглавляет в «Векторе» отдел зоонозных (передаваемых от животных) инфекций. В июне 2020 года Рыжиков и другие создатели «ЭпиВакКороны» указом президента Путина награждены орденом Пирогова.
Фото: Эмин Джафаров / Коммерсантъ
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68