ИнтервьюОбщество

Светлана Петрийчук: «Считаю это вероломным нападением абсурда»

Драматург ответила из СИЗО на вопросы «Новой»

Светлана Петрийчук: «Считаю это вероломным нападением абсурда»

Драматург Светлана Петрийчук во время избрания меры пресечения в Замоскворецком суде. Фото: Михаил Метцель / ТАСС

—Какие конкретно документальные истории/протоколы легли в сюжет «Финиста Ясного Сокола»?

— «Финист» возник из трех источников: материалы по суду Варвары Карауловой (фильмы, интервью и т.п.), реальные судебные разговоры, которые выложены на сайте SudAct.ru, и сообщения с открытых форумов (про хиджаб и прочее, это всё с форумов). Ну и дальше — художественный вымысел, сказка.

— Действительно ли вы советовались с муфтиями и правоохранителями?

— Действительно советовались, но все это делала Женя Беркович уже в процессе подготовки спектакля.

— Какую сверхзадачу ставили себе в работе над пьесой?

— Да не ставлю я себе никаких сверхзадач, когда пишу. Просто вдохновляет какая-то история, думаешь о ней, и хочется в ней разобраться. У меня много недописанных пьес — иногда так выходит, что не хватает слов, ну или чувствуется, что еще не время.

— Какие отклики получил текст, когда вышел в жизнь, на каких конкурсах отмечен?

— Пьеса сразу вызвала интерес: в 2019 году она была в шорт-листах «Первой читки», «Ремарки», «Любимовки». Ну и «Золотая Маска» потом.

— Об авторе пьесы известно меньше, чем о постановщике. Давайте это исправим.

— Я родилась в Бишкеке, но всегда предполагалось, что перееду в Москву — все корни по отцу у меня отсюда, из Московской области. Я уехала в Москву сразу же после учебы, окончив Киргизско-российский славянский университет, международные отношения, специальность — журналист-международник. Театра вообще не было в планах, я занималась кино. Но повлиял «Гоголь-центр», видимо, а может быть, учеба в Америке. Короче, в 2017-м я решила поступать в «Щуку». К счастью, не поступила, увидела годичный курс переподготовки в Школе Райкина, пошла к Гинкасу. А Угаров по большой любви как-то параллельно случился.

читайте также
Петр Саруханов / «Новая газета»

Петр Саруханов / «Новая газета»

— Чему научились у Камы Гинкаса и Михаила Угарова?

— У Гинкаса, кажется, прежде всего тому, что в результате я больше люблю писать, чем ставить. А у Угарова… ну, там куча всего, он мне какой-то запал дал, все мои первые пьесы у него на курсах были придуманы.

— Какие темы вас интересуют?

— У меня было только одно правило: писать о том, что я знаю и могу почувствовать. Поэтому пьесы у меня все больше про женщин.

—Чему сегодня важно научить студентов, которые выбирают профессию драматурга?

— «Свидетельствовать реальность», как говорил Михаил Угаров.

— В пьесе «Финист Ясный Сокол» героини оказываются в суде. Могли предположить, что сами когда-нибудь окажетесь в роли подсудимой?

— Нет конечно. До сих пор не могу поверить, что это происходит, и считаю это внезапным и вероломным нападением абсурда.

— Была ли у вас возможность связаться с родными?

— Мне приходит много писем, и среди них были письма от моей семьи.

— Что сейчас, в новой реальности, проживается труднее всего?

— Пока я только успела понять, что бытовые проблемы — точно не главное. Это меня никак не трогает и не унижает. Я буду продолжать отстаивать свое право на творчество.

Читайте также

Елена Эфрос: «В экстремальных ситуациях становлюсь клоуном»

Мама Жени Беркович о первых днях после ареста дочери

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow