Тува. Фото: соцсети
В борьбу с фашизмом первой на планете Земля вступила лошадь. Правда, не тувинская, о коей мой рассказ, а туринская. Бог пишет левой рукой, и почерк у него типа докторского — красивый, но неразборчивый. И вот: до Первой мировой еще 25 лет, до Второй — 50, до 2014-го — 125 лет, происходит пока 3 января 1889 года, центр Турина, площадь Карло Альберто. Из дома, где снял комнату, выходит Фридрих Ницше.
И видит: кучер избивает кнутом лошадь. Бросается к ней, обнимает ее за шею, плачет. Рыдает припадочно, и в этот момент рушится вся его философия, все его беспощадные и циничные умствования. После этого Ницше замолкает уже навсегда. Он не напишет больше ни строчки, что Гитлер и его последователи могли бы использовать: после того покаяния перед лошадью за всех нас философ порвет с человечеством и проведет остаток жизни в невменяемости, очнувшись лишь для смерти в 1900-м.
Фридрих Ницше. Фото: википедия
А ведь его предупреждали — нет ни эллина, ни иудея (это в Новом Завете, в Новейшем, надо полагать, будет так, что нет и ни лошади, ни человека), есть лишь страдания всего живого на планете. Ну и еще может быть (это факультативно пока) на слезы в одних глазах — ответное сопереживание в других.
Кто знает, сколько бы и чего еще Ницше понаписал за эти почти 12 лет? Конечно, напрямую из него национал-социализм и фашизм не выводится, ответственность на интерпретаторах, но, как бы то ни было, лишь благодаря той несчастной кляче Ницше продемонстрировал неизбежный финал на этом пути. И получил, надо полагать, не только лошадиное, но и божье прощение. Ну и любовь, пусть скромную, будущих поколений, что столкнутся со сверхлюдьми и ницшеанством вплотную.
Конский вклад
Ницше был невысокий, аккуратные немцы зафиксировали: 173 см. Обнимать и шептать на ухо лошади слова ему было бы сподручней, будь коняшка не туринской, а тувинской — та хоть и не пони, но мелкая, в холке ниже 140 см. По современным промерам, таких в Туве больше 60%, в т.ч. ниже 130 см — более 20%. Однако с ними общались уже интерпретаторы философа. Монгольская лошадка, с ней немцам пришлось дискутировать еще больше, и того ниже и меньше — 125–135 см в холке или 122–143, по другим промерам. Высокорослость — это, с одной стороны, хорошо, больше видишь и дольше — для тебя рассвет раньше и закат позже (опять же мобильник берет лучше), но это мешает выживанию зимой, что для этих животин куда актуальней.
Туринская лошадь была божьей волей одна, тувинских лошадей на войну с фашизмом выступило более 50 тысяч. А «монголок» и вовсе, судя по советскому 12-томнику Воениздата (История второй мировой), более полумиллиона. Современная наука говорит о 485–500 тысячах, еще 32 тысячи подарили араты (крестьяне-скотоводы).
Кадр из фильма Белы Тарра «Туринская лошадь»
Помощь Тувы, тогда независимой республики (вступит в СССР в 1944-м), в Монголии называют «восточным ленд-лизом». Это неточно, подмога от них шла с юга, а вот помощь Запада, в основном, как раз с востока — через Тихий океан, авиация — по коридору Фэрбенкс (Аляска) — Красноярск. Сравнивать, кто и как нам помогал и насколько искренне, безвозмездно и своевременно, — желающих полно, в сети их выкладок столько навалено, что это говорит больше не о предмете обсуждения, а о каких-то национальных (или вовсе общечеловеческих) чертах, не самых симпатичных, ну или о том, насколько велико влияние пропаганды: основной посыл — в лицемерии союзнического Запада, в том, что Монголия и Тува дали СССР мяса (тушами) больше, чем он (если банки американской тушенки переводить в чистое мясо), дали больше шерсти, не говоря уж про живой скот, овчину, кожу, валенки, фуфайки, рукавицы, ремни, лыжи. А уж если сравнивать экономику стран, численность Монголии (759 тыс.) и Тувы (96 тыс., включая 15 тыс. советских граждан, и лишь 37 тыс. трудоспособных) с США, Канадой, Великобританией, Австралией…
Все так, но к чему эти сравнения от тех, кто не имеет никакого отношения к той Победе? А кто имел — были просто благодарны и американцам за машины и тушенку, и монголам за их полушубки и тулупы, в которых можно было спать в сугробах. И вообще: ленд-лиз — это госакт США, а тувинцы говорили «дузаламчы» (помощь от каждой семьи). И еще говорили: «подарки». И монголы так же говорили. И посылали их эшелонами: сотни вагонов меховых одеял, носков из верблюжьей шерсти, варенья, тушей джейранов, колбасы, масла. В 1942-м, в предзимье из города Ховд вышел караван с подарками из 1200 верблюдов. В феврале 43-го дошел до Бийска.
Какой ленд-лиз? Араты отдавали часть себя, они перегоняли в СССР живых существ — сотни тысяч голов скота. Лошадей монголы отдали на порядок больше тувинцев, ну так у них и территория на порядок больше, и населения — почти на порядок, лошадей же тогда было в 20 раз больше. Тува же отдала половину конского поголовья.
Ну и еще одно, главное. Уже в 1941-м СССР потерял почти половину лошадей, и поправить положение могли только Монголия и Тува.
Караван верблюдов. Фото: rybmuseum.ru
«Гнев Господень»: 208 всадников
Аът — это не то, что случилось с Ницше, это лошадь по-тувински. Ак аът — белая лошадь, аъттыг — имеющий лошадь, с лошадью, аъттыг шериг — конница, кавалерия. Меня учил тувинскому Каадыр-оол Бичелдей, в то время (1992-й) председатель Верховного совета республики. Он дарит свое пособие для изучающих тувинский язык, написав: «С надеждой на взаимопонимание».
В те августовские дни 1992-го в Кызыле широко празднуют Наадым (Википедия и СМИ ошибаются, утверждая, что данную традицию возобновили в Туве с 1993-го, — это не наша тема, но и по нашей теме все эти источники в Сети, если сравнить с архивными документами, врут напропалую — будто без всей этой лжи подвиги тувинцев во Второй мировой приуменьшаются; потому и говорю об этом) и впервые попадаю на тувинские скачки. В их тонкости меня вводит уже президент Тувы Шериг-оол Ооржак. Бору кодан манныг — конь с бегом как у зайца, бору манныг аът — конь с бегом как у волка. Более предпочтителен бег как у волка, это понятно.
Вот она, героическая тувинская лошадка. Массивная башка с широким сократовским лбом, сообразительные, но шалые глаза, крепкая и сухая конституция трудяги, короткая шея и ноги, густые и длинные грива и хвост. Зимой она обрастает длинным пухом.
Д.Б. Жигжитов (Тувинский университет) выделяет два основных типа тувинской лошади: упряжной (с признаками лесной лошади, мощным костяком, ближе к тяжеловозу, но помельче, посуше, погармоничней) и верховоупряжной (с преобладанием признаков степной лошади: тоньше костяк, более подвижная и резвая, с хорошей рысью и иноходью).
Гидролог Вячеслав Родевич исследовал в начале прошлого века бассейн Енисея и в очерке Урянхайского края отметил достоинства тувинской лошади: «кони у сойотов хорошо удаются. Небольшого роста и лохматые, они очень быстры и выносливы, потому что вырастают в степи, круглый год на подножном корму, привыкают к пробежкам до 100 верст за один раз и пригодны для езды на горах некованными».
Тувинские добровольцы. Фото: соцсети
И маршал Буденный, говорят, очень их хвалил, неприхотливых и работящих. И перед войной, в 30-х, тувинскую лошадь, горную аборигенную, взялись укрупнять для верховой езды. Улучшателями выступили жеребцы донской и буденновской, орловской, русской рысистой пород. Ну а как война — жеребцы заводских пород уже насаждались.
В 1945-м в Туве осталось только 66 тыс. лошадей (в 1940-м было 122 тыс.). Коневодство не восстановилось, еще один существенный удар нанесли конец 80-х и начало 90-х — лошадей забивали на мясо. Была страна лошадей, их было больше, чем людей, — сейчас в разы меньше. И природа возвращает свое: кони снова уменьшаются. Промеры 1976 года Всероссийского НИИ коневодства: высота в холке 136,6 см. Промеры 2000 года Жигжитова: высота в холке 132–135 см.
При этом
типичные низкорослые тувинские лошади везут воз не меньше, чем крупные помеси, а по выносливости их значительно превосходят.
Тувинские кони по-прежнему обладают хорошей рысью, и могут идти ею шесть-восемь часов без отдыха в гору и под гору, не проявляя признаков сильного утомления. Ну и главное на войне — их самообеспечение: погрызут кору ивы, и в бой.
В той же Википедии, в десятках СМИ упоминают показания на допросе (или «воспоминание») немецкого офицера Генриха Ремке, как вид скачущих на маленьких лохматых конях тувинских кавалеристов оказал деморализующее действие на его солдат — на подсознательном уровне те воспринимали «этих варваров» как полчища Аттилы. После этого боя — первого для тувинских добровольцев — фашисты дали тувинским кавалеристам название Der Schwarze Tod («черная смерть»). Наверное, показания Ремке существуют (правда, тувинский эскадрон брал село Деражне (Деражное) Ровенской области, а в Википедии сказано, что бой этот был, где Ремке и пленили, за город Деражня Хмельницкой области, а приписали его вообще к Волынской области), но все же подтвердить подлинность Ремке и его слов не получается. Да и кого только гитлеровцы не называли черными дьяволами, ведьмами, смертью и т.п. — правда, столь впечатлительные немцы встречаются все больше в послевоенных славословиях.
Тува. Фото: соцсети
Широко упоминают в прессе (сразу за цитатой из Ремке) мемуар советского генерала, где он пишет, что ужас немцев был связан и с тем, что тувинцы, приверженные собственным представлениям о воинских правилах, принципиально не брали противника в плен. (Откуда же тогда свидетельства того самого Ремке?) И командование Генштаба СССР не могло вмешиваться в их воинские дела, все-таки они наши союзники, иностранцы-добровольцы.
Цитируют и диалог маршала Жукова со Сталиным:
«Наши иностранные солдаты, кавалеристы слишком храбры, не знают тактику, стратегию современной войны, войсковой дисциплины, несмотря на предварительную подготовку, плохо знают русский язык. Если дальше будут так воевать, к концу войны никого из них в живых не останется».
— «Беречь, не бросать первыми в атаку, раненых возвращать в деликатной форме с почестями на родину. Живые солдаты из ТНР (Тувинской народной республики) — свидетели, расскажут своему народу о Советском Союзе и роли их в Великой Отечественной войне».
Нет сомнений, что и этот диалог (ну или в этом роде) был, но все же лучше придерживаться проверенных фактов — Бичелдей сейчас возглавляет Национальный музей имени Алдан-Маадыр. Вот оттуда и будем черпать сведения, еще из сборников научных статей и советских еще книг, сверяя с журналами боевых действий Восьмой гвардейской кавалерийской дивизии из Центрального архива минобороны, выложенными в общий доступ.
История Тувинского добровольческого кавалерийского эскадрона начинается задолго до 1 сентября 1943-го, до проводов из Кызыла на фронт 208 сыновей и дочерей — сначала в Москву идут просьбы об участии тувинцев в войне. И эта история не заканчивается 10 марта 1944-го, когда под Дубно в Западной Украине перед строем 31-го гвардейского кавполка провожают с фронта домой оставшихся 85 бойцов. Потом будет их долгий путь на родину, а многие излечившиеся в госпиталях бойцы эскадрона предпочтут вернуться в боевой строй и уже с другими частями дойдут до Будапешта, Праги, Берлина.
Тувинские добровольцы. Фото: соцсети
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
В эти полгода (1.09.43–15.03.44) много чего уложится. Переход границы, путь в Европейскую часть СССР, боевое слаживание в Муроме и Коврове, через Москву — на фронт, принятие присяги в декабре в Снегиревке (под Смоленском) — теперь 1-й Тувинский кавалерийский отряд именуется 4-м эскадроном 31-го полка 8-й дивизии 13-й армии. И — тысячекилометровый марш оттуда под Ровно: 45 суток по бездорожью, в оттепель, по ночам. С конца января — тяжелые бои. Командир дивизии гвардии генерал-майор Павлов и начштаба гвардии полковник Сараппу потом напишут о тувинской кавалерии:
«Исключительное упорство в обороне и исключительный порыв в наступлении. Презрение к смерти и высокий патриотизм». Недостатка отметят два (и они выглядят продолжением достоинств): «Пренебрежение к маскировке. Скученность в наступлении».
Повсеместная информация о «глубоком конном рейде с декабря 43-го по март 44-го по тылам немецких войск от Киева через Цуманские и Сарненские леса, Чарторыйские болота и Ровенщину до Карпат» — ошибочна. Действительно, потом вышли в тыл немцам, действительно, шли тувинские лошадки по невиданным им доселе болотам и в невиданную слякоть. Но никак не от Киева и не 1200 км по тылам. И рейдом у ставки Гитлера «Вервольф» под Винницей (где он часто и подолгу бывал) тувинские конники не проходили.
Да Гитлер к тому времени и съехал из нее уже окончательно — 15 сентября 1943-го (через полмесяца после отправки на фронт тувинской кавалерии), а все входы в этот бункер и все коммуникации немцы взорвали 15 марта 1944-го (через пять дней после того, как тувинский эскадрон проводили с фронта). Тувинские конники брали Ровно — столицу рейхскомиссара Украины Эриха Коха, его ставку. На этом сверхчеловеке, «эрцгерцоге Эрихе», как его называли коллеги, причастность к смерти более 4 млн человек, 2,5 млн депортированы в Германию в качестве «остарбайтеров». Сам он доживет в польской тюрьме до 90 лет, а вот его близкие соратники столкнутся с тувинской кавалерией. И в боях за Дубно она участвовала.
Лошади не только шли в прорывы и рейды по тылам противника, работали не только под седлом, но и основной тягловой силой армий (в вермахте, кстати, та же история). Они, главным образом, и тянули — в упряжке по шесть или по восемь — тяжелые гаубицы, тянули пушки, подвозили снаряды, обозы с продовольствием, полевые кухни.
На конных подводах перемещалась пехота. Медсанбаты чуть не сплошь были на конной тяге. «Выносливые и неприхотливые монгольские лошадки дошли рядом с советскими танками до Берлина», — напишет генерал Исса Плиев, воевавший в конно-механизированных группах, — это когда конница шла вместе с танками на прорыв.
Свифт и Толстой не врали
О разумности лошадей особо распространяться нет нужды, все помнят, надеюсь, трактат декана Свифта о четвертом путешествии Гулливера — в страну гуигнгнмов, говорящих лошадей. Сомневаться в старых книгах не приходится — весь сегодняшний катастрофический мир прямо говорит о том, что они нам не врали.
Кадр из фильма Белы Тарра «Туринская лошадь»
Если Свифт вас не убеждает, напомню, что в Кембридже 7.07.2012 мировые научные величины додумались, наконец, до того, что традиционные шаманские культуры, в т.ч. тувинцы и монголы, знали всегда, — нейрофизиологи и этологи подписали Декларацию о сознании, констатировав, что многие живые существа (не люди), включая млекопитающих, птиц и некоторых головоногих моллюсков (таких, например, как осьминог), также обладают «неврологическими субстратами, которые генерируют сознание». «Люди в этом не уникальны». Некоторые животные обладают сознанием практически на уровне человека.
Если работы империалистических ученых вас тоже не убеждают, завлабораторией Института систематики и экологии животных Сибирского отделения РАН, профессор НГУ Жанна Резникова советует, например, недавно защищенную диссертацию Марии Самулеевой о наших с вами зоотечественниках — серых воронах, сороках и их самосознании. Там и про лошадей.
Но пока у животных не появятся собственные рассказчики, мы можем гордиться своими подвигами, своей историей, своим умом.
В 1886-м, за три года до происшествия с Ницше (призрак его, несомненно, будет витать над подписантами в Кембридже), публикуют «Холстомера. Историю лошади» Льва Толстого. Толстой умел быть и женщиной, и лошадью и рассказывать изнутри их.
«Мерин не мог более переносить этого, не мог более избегать ударов. Он остановился посередине двора, на лице его выразилось отвратительное слабое озлобление бессильной старости, потом отчаяние; он приложил уши, и вдруг что-то такое сделал, отчего все лошади вдруг затихли. Подошла самая старая кобыла Вязопуриха, понюхала мерина и вздохнула. Вздохнул и мерин.
Посередине освещенного луной двора стояла высокая худая фигура мерина с высоким седлом, с торчащей шишкой луки. Лошади неподвижно и в глубоком молчании стояли вокруг него, как будто они что-то новое, необыкновенное узнали от него. И точно, новое и неожиданное они узнали от него.
Вот что они узнали от него […]».
Толстой смотрит глазами старого, пегого (с пятном) мыслящего существа на наш мир и показывает, как он выглядит со стороны, если непредвзятым взглядом, если по сути. Что-то, надо полагать, такое и привиделось Ницше. Мерин объясняет и свою, и человеческую жизнь, и Толстой, как бы приподнимаясь в небеса, видя сверху этих радостных головастых волченят на заре, мужика, унесшего маслаки и череп, — солидаризируется со старой лошадью, подводя окружающему итог.
«Как будто они что-то новое, необыкновенное узнали от него» — могли ли немцы, другие, не Ницше, тоже что-то такое понять перед смертью или умопомрачением, когда шла на них бритвенная (скученная) атака на этих маленьких мохнатых лошадках?
У Гумилева: «Древний ужас, тот, что ведом в мире только лошадям»…
Сколько в лошади лошадиных сил?
Людям кажется, что они что-то понимают в войне, что есть какой-то смысл в летящих туда и обратно снарядах, пулях, кажется, что эта живодерня зачем-то нужна, но ведь понятно, что люди это себе придумывают, чтобы не кончить как Ницше. А сами лошади? Что они могли понимать в происходящем? «Власть, правительство, война, закон, наказание и тысяча других вещей не имели соответствующих терминов на языке гуигнгнмов».
Люди могут придумать себе что-то, оправдывающее их мучения. А лошади? Они просто исполняли свою тяжкую работу, страдали и погибали. Жизнь солдата невыносимо тяжела. А лошади? Ей не спрятаться в окопе, не зарыться в землю, она и пожаловаться не может, грызи с голодухи повозку.
На войне, по всем солдатским воспоминаниям, что слышал еще от живых людей, от старших братьев отца (Николая, Анатолия, Виктора), лошадей жалели. И просто потому, что это живая душа, и за то, что их доля еще тяжелей солдатской. И за то, что они сильней, красивей и несчастней нас.
С лошадьми были особенные отношения. Скажем, мой прадед Степан Николаевич Развалов (1873–1934), родившийся в селе Жданово Волоколамского района Московской области, сейчас это уже сам Волоколамск, женился на москвичке Федосье Александровне Грузиновой (1874–1942), но настоял на том, чтобы уехать обратно в деревню. Так вот, он слег и больше не вставал после раскулачивания — были у них два коня, и когда их забрали, не пережил. К лошади относились как к ближайшему другу и брату. Лошадям продляли жизни, кормили их первых, потом уж сами. Лечили их — и на войне — точно никак не меньше, чем себя и своих товарищей, конь дороже танка, его четыре года растить.
Лошадь в разрушенном Сталинграде, декабрь 1942 г. Фото: AP / TASS
Мой друг иркутянин Алексей Петрович Никифоров примерно в то же время, когда я был на скачках под Кызылом, пытался догонять на уазике монгольских ребятишек на их конях. Получалось еле-еле. В Монголии в скачках тоже участвуют дети (и девочки), с трех–пяти лет уже можно. Никифоров трехлетних не видел, но шести-семилетних полно. Кроме победителей награждают обязательно и последнего, в одном этом проступает забота о конях, то, что они с ними одно целое.
Кони чувствуют именно их, монголов, говорит Никифоров, ты сядешь на коня (а он опытный наездник), он тебя будет накалывать, монгола — нет.
Так вот, уже после награждения погнали обратно: видят, лежит мертвый конь. И мальчонка рядом обнимает его за шею. Что случилось, непонятно. Петрович хотел остановиться, но монгол Гамба, что был за рулем, не позволил. Посмотрел так — монголы еще говорят, зайца за ухо взглядом берет: у парня беда, не надо к нему сейчас подходить. Постояли, мальчик лег на тело коня, будто хотел слиться с ним, пусть в смерти…
На Кембридж уже ссылался, а вот другой самый известный университет, Оксфордский, опубликовал в сентябре 2003-го большую работу коллектива японских ученых: генетическое разнообразие монгольских лошадей (тувинские следуют сразу за ними) является исключительным, и это указывает на то, что это очень архаичная порода, испытывающая незначительный антропогенный отбор. Другие породы — от них.
Вот и думаю:
лошадь вообще любая — комментарий к Богу. Один из самых удачных комментариев, неискаженный. Лошади — голые. А уж «монголки» и вовсе — «база», как скажет юность, из основ жизни, само естество, незамутненное.
А Германия к ХХ веку — сама цивилизация, культура, сам ум, сама изощренность.
И всему этому уму, всей культуре оказалась грош цена, все обрушилось с вызреванием фашистского режима, обращенного к язычеству и еще глубже и ниже, к самой душной архаике.
Я вовсе не к тому, что архаику эффективно бить только архаикой («монголки» — помимо прочего это все те же боевые лошади армии Чингисхана, немцы, говоря о гуннах, ошиблись непринципиально), нет, бывает по-разному. Я к тому, что весной 1944-го Тува подарила Украине, которую помогла освободить от немцев, 27 тысяч коров — для восстановления колхозов Киевской области. Из телеграммы президиума Верховного совета Украинской ССР президиуму Малого хурала Тувы: «Украинский народ глубоко ценит и никогда не забудет этой помощи…» И когда этой весной со ссылкой на главу Тувы Владислава Ховалыга сообщили, что Тува передаст в войска РФ в зоне СВО 3000 лошадей для налаживания логистических цепочек, транспортировки грузов, гаубиц и личного состава, не все обратили внимание на дату новости: 1 апреля.
Это вроде шутки. И я бы очень удивился, если б это вдруг стало правдой. Бог хоть пишет и левой рукой, и неразборчиво — но пишет, а Ницше с его «Бог умер» — ошибся. Ошибся тогда и ошибается до сих пор.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68