Есть ли в космосе деньги?
Три события в мировой и отечественной космонавтике произошли одно за другим.
- Четвертого апреля компания Virgin Orbit знаменитого британского миллиардера Ричарда Брэнсона объявила о банкротстве. Уже уволено 85% персонала.
- Российские космонавты 17 апреля резко осудили предложение Гильдии киноактеров присвоить Юлии Пересильд звание Героя России за полет в космос для съемок фильма «Вызов» .
- Через три дня катастрофой закончился первый полет самой мощной в мире сверхтяжелой ракеты Илона Маска Starship. В 2026 году США планируют высадить людей на Луну. Starship был выбран в качестве посадочной ступени. Эти новости при всей разнице в содержании иллюстрируют процесс развития частной космонавтики в мире.
Предполагаемая награда для Пересильд вызвала эмоциональную реакцию профессионалов, так как она уравнивает полеты космических туристов и космонавтов.
А им давно уже не дают подобных званий за рутинный одиночный полет. Но важнее другое обстоятельство: полет российской актрисы на МКС, в конце концов, был оплачен из бюджета.
Юлия Пересильд после посадки спускаемого аппарата корабля «Союз МС-18». Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС
В мире подобные съемки пока не окупаются — нет платежеспособного спроса со стороны киноиндустрии. И спрос этот в будущем тоже не гарантирован — методы обработки видео и изображений настолько быстро прогрессируют, что с участием искусственного интеллекта скоро смогут генерировать достоверные кадры событий в космосе и в интерьерах космических кораблей, неотличимые от реальных.
Уже очевидно, что объем прибыли от космического туризма, на развитие которого сделали ставку очень многие компании, возникшие на рынке за последнее десятилетие, имеет свои границы.
Они не так велики, как надеялись. Строгие ограничения в области безопасности полетов не позволяют расширить его за счет новых направлений. В результате фильм «Вызов» состоялся как политический и пропагандистский проект государства.
Компания Брэнсона развивала технологию воздушного старта. Из-под крыла лайнера Boeing 747-400 проведено уже шесть пусков (два из них закончились аварией с потерей застрахованной полезной нагрузки) небольшой ракеты воздушного базирования, которая вывела на среднюю орбиту несколько маленьких спутников. Из-за небольшой массы выводимой нагрузки контрактов на запуски оказалось недостаточно хотя бы для погашения долгов — об окупаемости уже никто не говорит.
Ричард Брэнсон. Фото: AP / TASS
Но изготовить надежную ракету с хорошими коммерческими показателями так быстро, чтобы хватило заемных средств, не получилось. Никто не захотел вкладываться в проект на втором этапе, в том числе и сам основатель.
Starship — сегодня главная надежда мировой космонавтики. Авария при первом старте в таких сложных проектах скорее правило. Практически все ракеты-носители, начиная с ФАУ-2, пробивали себе дорогу в армию и на рынок запусков через многочисленные аварии при создании. Илон Маск не теряет оптимизма, как не теряли его и предшественники по обе стороны Атлантики. Пожелаем ему терпения и удачи.
Компания SpaceX ведет разработку Starship в надежде на заключенные с правительством контракты по лунной программе. То есть эти расходы компенсируются опять-таки в значительной мере бюджетом. Финансовая устойчивость SpaceX пока вне подозрений.
Космический корабль SpaceX на стартовой площадке перед летными испытаниями. Фото: ABACA
Однако у Маска есть огромные расходы на чисто коммерческий проект космического интернета Starlink. На нынешнем этапе он даже близко не обещает окупаемости. Причина — огромная надежная сеть частных наземных оптоволоконных линий связи во всех цивилизованных и самых населенных странах, главных потребителях интернет-трафика. Starlink — прямой конкурент наземных сетей.
Есть у великого визионера и другие амбициозные программы. И катастрофа самой дорогой на сегодня ракеты лишь подчеркнула гигантские финансовые риски проектов в самой сложной индустрии на земле.
Надежды инвесторов на госбюджет
Казалось бы, оптимизм обоснован: российский фильм выходит на экраны, не требующий космодромов воздушный старт Брэнсоном освоен. Более двадцати конструкций ракет следующего поколения разрабатываются в США, России, Китае, Европе, Японии, Австралии и на Тайване. Их будут запускать с 17 космодромов по всему миру (сейчас ускоренно строятся по меньшей мере семь новых частных космодромов).
В январе Китай подписал соглашение с Джибути о строительстве африканского космодрома, который будет иметь семь стартовых и три испытательные площадки.
Это обещает высокую конкуренцию на международном рынке космических запусков, который США и Европа почти полностью закрыли для России и Китая. И все же эксперты оценивают перспективы отрасли с серьезными оговорками. Два года назад наша газета писала о буме частной космонавтики в США, Европе и Китае .
Это была эйфория, пузырь на рынке или экономическая революция? Многое зависит от источников прибыли. Хотя объем мирового рынка в прошлом году глава «Роскосмоса» Борисов оценил в 469 млрд долларов, реально частные инвестиции в космос составили всего лишь 9 млрд в США и 2 млрд в Европе.
В основном это связь и торговля данными исследования Земли с орбиты: фотоснимками в различных частях спектра, показаниями приборов, радиолокаторов и так далее. Причина все та же — неясны перспективы окупаемости при высоких рисках и огромной стоимости проектов.
На сегодня самая надежная и существенная часть денег в космической индустрии по-прежнему поступает из госбюджетов.
Белый дом предлагает выделить в следующем финансовом году НАСА $27,2 млрд. Это все расходы страны на мирный космос. Сюда входят работы по лунной программе, организация полетов на дальние планеты, запуски научных приборов и расходы на пилотируемую космонавтику, в том числе на МКС.
Одновременно бюджетный запрос президента Байдена на 2024 год для министерства обороны на сумму $842 млрд включает $30 млрд для Космических сил США, что является крупнейшим в истории бюджетом военно-космической отрасли.
Существенное превышение бюджетных расходов на военный космос над расходами НАСА (оно неизменно последние годы) подсказывает, как будет развиваться освоение космоса в ближайшие двадцать лет — в основу лягут отнюдь не частные деньги.
Нет сомнений, что разрыв в расходах на военный и мирный космос в Китае (где такая статистика в основном закрыта или упрятана в гражданские статьи расходов), который стремительно догоняет Америку, куда более серьезный.
11 ноября 2022 года. Сверхтяжелая ракета-носитель Space Launch System с кораблем Orion стартовала с космодрома в США в рамках лунной миссии Artemis. Фото: AP / TASS
Космос подешевел
Но еще недавно, когда неизвестные широкой публике космические стартапы вышли на биржу, инвесторы покупали их акции весьма охотно. Этому способствовало быстрое снижение стоимости запусков усилиями того же Илона Маска, а также переход к конвейерному изготовлению спутников. Федеральная комиссия по связи США — орган, распределяющий радиочастотный спектр спутников для передачи информации на Землю, — в 2021 г. получила запросы на 38 000 новых аппаратов. Если из них будет запущена половина, количество активных спутников на орбите утроится.
В биржевой инфраструктуре был даже создан специальный индекс космической индустрии, привязанный к акциям основных игроков. Конечно, он немедленно рванул вверх, под влиянием общих надежд и множества инфоповодов. Но постепенно рынок начал меняться под влиянием многочисленных сообщений о неудачах многообещающих новичков.
И действительно, некоторые планы развития на фоне накопленного опыта выглядели как авантюра.
Высоко котировались, в том числе, и компании, не запустившие еще ни одной собственной ракеты. А самые трезвые расчеты по-прежнему исходили из планов бюджетных расходов на космос в США и Европе.
В результате такого долгосрочного дисбаланса инвестиций и прибылей стоимость акций космических компаний покатилась вниз. Подешевели практически все, инвесторы оказались в серьезном убытке. Но как подешевели? Не на проценты, а на многие десятки процентов, некоторые — в разы и даже в десятки раз.
Все это очень напоминает обвал биржевого мыльного пузыря, вроде краха доткомов или необеспеченных ипотечных инструментов.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Уже в который раз перед нетерпеливыми энтузиастами космических полетов встал вопрос: зачем человечеству Луна? Возражения скептиков все те же. Не существует ни одной практической задачи, которую автоматические устройства в космосе не смогли бы сделать взамен человека. Причем быстрее, намного дешевле и абсолютно без риска для жизни.
Второй эшелон догоняет
Тем временем государственные космические агентства продолжают работу над национальными лунными программами. В мире сформировалось два конкурирующих центра. Дальше всех ушли США. Старт был поистине общенациональным: контракты на первичные исследования получили одиннадцать компаний, включая Blue Origin, Boeing, Lockheed Martin, Northrop Grumman и SpaceX. Помимо прочего США сформировали вокруг себя внушительный пул партнеров.
Государства, которые в недавнем прошлом вполне удовлетворялись скромными совместными научными программами с лидерами, формируют национальную космическую стратегию.
Многие уже изучают ближний космос и планеты Солнечной системы собственными аппаратами. Например, у Испании с 7 марта есть свое космическое агентство (Agencia Espacial Española/AEE).
В этом году Южная Корея потратит $674 млн на космические программы: расширение национальной космической промышленности, разработка ракеты-носителя следующего поколения, укрепление потенциала космической обороны. Это самый большой бюджет, который Южная Корея когда-либо выделяла на космос. К 2027 году он будет удвоен.
Львиная доля инвестиций — $450 млн — будет направлена на разработку гражданских спутников и национальной системы спутниковой навигации. Вторая по величине часть бюджета пойдет на разработку KSLV-3 (Korea Space Launch Vehicle-3), ракеты-носителя следующего поколения. И Луна тоже не дает спокойно спать корейцам: в 2032 г. они собираются запустить на KSLV-3 лунный посадочный аппарат собственной разработки.
Не отстает и Индия. Глава космического агентства Индии подтвердил, что оно предпримет вторую попытку осуществить посадку на Луну, сделав эту миссию одним из главных приоритетов космической программы Индии. Председатель Индийской организации космических исследований (ISRO) Кайласавадиву Сиван заявил, что лунная миссия Chandrayaan-3, наряду с программой по пилотируемому полету корабля Gaganyaan, будет главным приоритетом для ISRO.
Собственные лунные амбиции имеют и другие партнеры США, присоединившиеся к лунному проекту «Артемида». Это и Япония, и страны Персидского залива, не говоря уже о Европе. Но многие небогатые партнеры не в состоянии дать даже денег. Взамен они дают согласие на изменение правил поведения в космосе, которые лоббирует Америка.
Экипаж «Артемиды II» (слева направо), астронавты Кристина Кох, Виктор Гловер, Рейд Уайзман и Джереми Хансен. Они будут первыми, кто полетит на капсуле НАСА «Орион». Фото: AP/TASS
Америка — дважды мать лунных программ
Во главе списка союзников, состоящего из самых развитых стран мира, США продолжают усиливать отрыв. Белый дом и НАСА подчеркивают важность двухпартийной поддержки лунной программы. Хотя начало работ над первой миссией снабжения окололунной станции «Портал» (Gateway) отложено, SpaceX разрабатывает версию своего грузового космического корабля Dragon XL, способного доставлять несколько тонн грузов на «Портал» и обратно на Землю. Более того, 30 марта НАСА объявило о создании «Отдела управления программой «От Луны до Марса» (Moon to Mars Program Office). Цель новой организации — адаптация и подготовка достижений лунной программы США для полета человека на Марс.
По первоначальному плану экипаж из четырех человек должен был отправиться на «Портал» и провести там несколько месяцев, имитируя полет на Марс. Затем два астронавта спустятся на лунную поверхность. После возвращения с Луны команда останется на «Портале» еще несколько месяцев, чтобы воспроизвести обратный полет на Землю.
Теперь же полеты на Луну решили проводить напрямую: появился более дешевый и мощный корабль Илона Маска. Изменения в лунном проекте происходят постоянно.
Но в одном эксперты НАСА и комиссии конгресса сошлись — теперь первой на Луну должна ступить женщина.
«Базовый лагерь станет нашей устойчивой опорой на Луне, — говорится в отчете НАСА, — и будет, в конечном итоге, поддерживать миссии продолжительностью от одного до двух месяцев». Необходимыми элементами признаны крупный герметизированный ровер и капитальная жилая постройка, способная разместить четырех человек.
Китай не уступает
Второй центр новой лунной гонки — Китай. Его возможности тоже базируются на мощном и очень быстро развивающемся промышленном потенциале. Китайцы уже строят станции наблюдения и связи со спутниками в Антарктиде и рассматривают возможность отправки к Нептуну зонда с реакторной ядерной энергоустановкой.
Как и в США, в ракетно-космической индустрии Поднебесной развивается частная инициатива. Сегодня там насчитывается более 400 частных предприятий, занятых в космической промышленности, десятки которых сосредоточены на разработке и производстве ракет. Но, в отличие от американских и европейских компаний, финансовый крах такой системе не грозит: все эти компании аффилированы с государством.
Государственная корпорация CASC заявила о намерении провести более 60 пусков в этом году, а частные Expace, Landspace, iSpace и Galactic Energy и несколько новых участников планируют более 20 собственных запусков. При этом в США в прошлом году всеми участниками рынка совокупно проведено 87 пусков. Весь этот новый пусковой потенциал может быть в основном направлен на исполнение внутренних контрактов, поскольку международные санкции ограничивают отправку спутников в Китай для их запуска.
24 ноября 2020 года. Китай запустил ракету-носитель с аппаратом «Чанъэ-5» для лунной миссии. Фото: imago images / Xinhua
Неудивительно, что 24 февраля в Пекине на выставке, посвященной юбилею китайских космических пилотируемых полетов, публике был представлен макет лунного посадочного аппарата.
Китай официально объявил о плане создания Международной лунной исследовательской станции (International Lunar Research Station/ILRS), которая будет построена после 2030 года.
Первоначально она будет автоматической, а затем станет пригодной для длительного пребывания астронавтов.
Москва — младшая сестра Пекина
Проект ILRS подразумевает участие России в качестве ключевого партнера. Но сравнение не в пользу Москвы — партнер назван ключевым просто потому, что помимо государств Персидского залива других пока нет. Правильнее было бы сказать, что Россия — младший партнер Китая в лунной программе.
Как ни странно, это выгодная позиция. Боевым действиям на Украине не видно конца, бюджет испытывает серьезные нагрузки в результате санкций. Кремлю необходимо расширять сотрудничество с Пекином, но лишних денег нет. Статус младшего партнера в таких условиях — рациональный выбор.
Несмотря на все свои проблемы, космическая программа России не умерла. Роскосмос подтвердил план отправить зонд на Луну в июле. Зарубежные СМИ утверждают, что налаживается сотрудничество с Китаем в разработке космических датчиков обнаружения баллистических и гиперзвуковых ракет.
При этом никаких реальных совместных проектов государств БРИКС не видно.
Хотя патриотические эксперты много говорят о такой перспективе противостояния США в лунной гонке и вообще в космосе. Но если единственным космическим партнером Китая так и останется Россия без БРИКС, Пекину будет трудно противостоять попыткам США установить правила для формирующейся космической экономики.
Фото: Анна Акельева / Коммерсантъ
Полеты на Луну, как любовь, — экономического смысла не имеют
А полеты человека на Луну по-прежнему остаются политическим проектом исключительно ради демонстрации возможностей, развития так называемой «мягкой силы». Попытка популярных авторов обосновать их разработкой полезных ископаемых, в том числе топлива для термоядерных электростанций (они раньше, чем через полвека, точно не появятся), — шарлатанство. Доставка килограмма груза на Луну сегодня стоит более полутора миллионов долларов.
А чтобы вернуть обратно живыми и здоровыми хотя бы самих космонавтов по ходу американской лунной программы нужно не менее 15 миллиардов долларов в год. О каких полезных ископаемых тут можно рассуждать? Да и нет там никаких уникальных незаменимых соединений.
Поэтому на земле сегодня есть лишь две страны, первая и вторая экономики мира, готовые потратить огромные деньги и усилия на высадку космонавтов на Луну и поддержку постоянного присутствия там. Но сохраняется вероятность, что рано или поздно избиратель начнет рассуждать, как и пятьдесят лет назад: прогулялись по Луне, еще раз прогулялись по Луне, еще раз… — что дальше? И зачем это было?
Но в будущем доставка грузов в космос будет настолько дешева и надежна, что освоение Луны перестанет, наконец, восприниматься как тяжелое политическое обременение.
Тогда лунную базу будут воспринимать, как сегодня МКС. До этого еще очень далеко. Но успехи Илона Маска внушают надежды всем энтузиастам пилотируемой космонавтики.
А пока китайский космонавт на Луне — часть политической витрины, которую представляют союзникам и торговым партнерам в Азии, Африке и Латинской Америке. Ведь Юрий Гагарин сыграл свою роль, рассказывая о советской стране в поездках по всему миру.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68