Полный соцпакет и смысл СВО
«Священник — самая желанная цель противника, снайперы в первую очередь целятся в батюшок», — сообщил членам Федерального собрания РФ патриарх Кирилл, выступая с трибуны Госдумы в конце января. Хотя еще недавно РПЦ сетовала, что ее клириков не пускают на фронт. За первые восемь месяцев СВО на передовой побывало лишь пять священников , но в ноябре это число увеличилось до 25. Пятеро клириков РПЦ официально признаны погибшими на фронте. Это стало для патриарха поводом попросить дополнительных преференций, которых у РПЦ в армии и так немало: «Закрепить в законодательстве положения об обеспечении священнослужителей, окормляющих воинов в зоне боевых действий, а также членов их семей, такими же социальными гарантиями и льготами, какие предоставляются и военнослужащим, задействованным в ходе проведения специальной военной операции».
Соответствующий законопроект в момент выступления уже лежал у патриарха в портфеле. Московская патриархия совместно с Минобороны намерена привлекать духовенство к капелланской службе «полным социальным пакетом» офицера-контрактника. Как утверждает глава правового управления патриархии игумения Ксения (Чернега), идею законопроекта поддержал президент Путин, который «наложил на нее резолюцию о необходимости проработать и поддержать».
В октябре прошлого года, когда в стране ощущался «кризис смыслов» СВО, Кирилл провел в храме Христа Спасителя Всемирный русский народный собор. Его целью был поиск внятного религиозного объяснения СВО, которое могло бы мотивировать россиян на «священную народную войну» . В проповедях многих российских иерархов «священный характер», который был как бы незаметен с февраля по октябрь, стал центральной темой. Глава «физкультурной» комиссии при патриархе митрополит Мурманский Митрофан (Баданин), бывший капитан-подводник, в одной из своих проповедей заявил:
Митрополит Мурманский Митрофан (Баданин):
«Вся Европа поклонилась князю тьмы. И что страшнее всего, поклонились наши братья — славяне, украинцы. Это наш тот же самый русский народ. И мы этого не можем допустить!» Отвечая не на самый очевидный вопрос о том, с кем же бьются ВС РФ, Митрофан возгласил: «С древним змием, который собирает под свои знамена черные всю нечисть этого мира, которая поклонилась князю тьмы, поклонилась доллару, продала душу за деньги!» Мурманский архипастырь объяснял с амвона, что у народа Украины уже «изменен генетический код», но российская армия способна решать даже генетические проблемы.
![Игумен Арсений (Соколов). Фото: Московская духовная академия](https://novayagazeta.ru/static/records/fdd0c0aa96394ed8833a0c1f94bb8ade.jpeg)
Игумен Арсений (Соколов). Фото: Московская духовная академия
При всех стараниях патриарха основная часть иерархов РПЦ хранит молчание по самому насущному вопросу современности, а ее украинский филиал (УПЦ МП) активно протестует против СВО. Почти 300 священнослужителей РПЦ из России и зарубежья подписали в начале СВО краткое, но внятное пацифистское заявление. Первая подпись под ним принадлежит представителю патриарха Московского при патриархе Антиохийском игумену Арсению (Соколову), который поплатился за это своей церковно-дипломатической карьерой.
История и структура
На Руси капелланской службы не существовало. Штатные военные священники — явление имперского периода, когда большой регулярной армии с большими геополитическими амбициями требуется особая идеологическая и пропагандистская служба, решающая проблемы мотивации солдат. Регулярные капелланы появились в армии Петра I после того, как официальная церковь лишилась патриаршества и превратилась в бюрократическую структуру во главе с назначаемым императором обер-прокурором. Характерно, что высшие чины военного духовенства вплоть до середины XIX в. имели схожие звания — обер-священника (для сухопутных войск) и обер-иеромонаха (для военно-морского флота). Их оклад равнялся генеральскому, в то время как рядовой полковой священник «зарабатывал» на уровне полковника.
![1-й всероссийский съезд военного и морского духовенства в Петербурге. Фото: архив](https://novayagazeta.ru/static/records/9e79f799626a4305ac5d4af46d0a8a2e.jpeg)
1-й всероссийский съезд военного и морского духовенства в Петербурге. Фото: архив
Александр III утвердил в 1890 г. Положение о военном духовенстве, которое действовало вплоть до революции. Все капелланы были объединены под началом протопресвитера военного и морского духовенства, который назначался Синодом по представлению военного ведомства и утверждался императором. Сколько-нибудь заметным полковое священство стало лишь в годы Русско-японской войны. Один из немногих святых российской церкви того времени — св. Николай Японский — оказался в весьма деликатном положении: его паства состояла в основном из верноподданных японского императора. Дневниковые записи святителя раскрывают трагическую противоречивость «империалистической» войны и положения духовенства в предреволюционной России.
«Ненавидят нас [русских] все народы… За что бы нас любить и жаловать? Дворянство наше веками развращалось крепостным правом и сделалось развратным до мозга костей; простой народ веками угнетался тем же крепостным состоянием и сделался невежественен и груб до последней степени; служилый класс и чиновничество жили взяточничеством и казнокрадством, и ныне на всех ступенях служения — поголовное самое бессовестное казнокрадство везде, где только можно украсть; …духовенство, гнетомое бедностью, еле содержит катехизис — до развития ли ему христианских идеалов и освящения ими себя и других?.. И при всем том мы — самого высокого мнения о себе… Недаром нынешние бедствия обрушиваются на Россию — сама она привлекла их на себя» (Дневники св. Николая Японского. Том 30, 1904, запись 187).
«Ненавидят нас [русских] все народы… За что бы нас любить и жаловать? Дворянство наше веками развращалось крепостным правом и сделалось развратным до мозга костей; простой народ веками угнетался тем же крепостным состоянием и сделался невежественен и груб до последней степени; служилый класс и чиновничество жили взяточничеством и казнокрадством, и ныне на всех ступенях служения — поголовное самое бессовестное казнокрадство везде, где только можно украсть; …духовенство, гнетомое бедностью, еле содержит катехизис — до развития ли ему христианских идеалов и освящения ими себя и других?.. И при всем том мы — самого высокого мнения о себе… Недаром нынешние бедствия обрушиваются на Россию — сама она привлекла их на себя».
(Дневники св. Николая Японского. Том 30, 1904, запись 187.)
![Георгий Шавельский. Фото: архив](https://novayagazeta.ru/static/records/898c5d909b9f41749189b4c9d4a71a23.jpeg)
Георгий Шавельский. Фото: архив
Накануне Первой мировой войны, в июле 1914 г., в Петербурге прошел первый Всероссийский съезд военного и морского духовенства (второй, и последний, собрался уже в революционное время, летом 1917-го). Съезд постановил, что военное духовенство должно решать чисто гуманитарные задачи, выходящие за рамки стандартного «душепопечения»: оказывать первую помощь раненым, помогать в их эвакуации, писать похоронки, устраивать общества помощи инвалидам, библиотеки и воинские захоронения. Одним из самих едких и эмоциональных критиков синодально-бюрократического строя церкви был последний военно-морской протопресвитер Георгий Шавельский, оставивший обширные мемуары.
Большевицкий наркомат по военным делам ликвидировал институт военно-морского духовенства в конце января 1918 г. К тому моменту в армии Российской республики служило около 2800 священников. Но традиция продолжалась в белогвардейских формированиях. Например, генерал Врангель назначил главой духовенства Вооруженных сил юга России епископа Севастопольского Вениамина (Федченкова) — человека со сложной судьбой, имевшего в эмиграции репутацию «красного», но вернувшегося в СССР и подвергшегося гонениям уже в 1960-е.
Сегодня в РПЦ стараются связать традицию своего военного духовенства с событиями Великой Отечественной войны, в разгар которой, 4 сентября 1943 г., на встрече трех митрополитов со Сталиным в Кремле было положено начало формированию церковной администрации советского времени.
В публикациях РПЦ последних лет эта встреча характеризуется как судьбоносная, а о Сталине пишут уже не как о кровавом тиране и гонителе церкви, а как о «богоданном вожде» и «генералиссимусе Победы» .
Вот и новое поколение военного духовенства не испытывает идеосинкразии даже по отношению к таким очевидным врагам церкви, как Ленин или Дзержинский (см. фото собрания военного духовенства в Балашихинской епархии в Московской области в январе этого года).
![Собрание военного духовенства в Балашихинской епархии. Московская область. Январь 2023 года. Фото: соцсети](https://novayagazeta.ru/static/records/0a2858c8a64347f89b5b6f4f00d0d158.jpeg)
Собрание военного духовенства в Балашихинской епархии. Московская область. Январь 2023 года. Фото: соцсети
Важный компонент этого мифа — иерархи и священники, сражавшиеся на полях ВОВ. Например, будущий патриарх Пимен (Извеков, +1990) дослужился до старшего лейтенанта, а один из основателей Свято-Тихоновского университета в Москве протоиерей Глеб Каледа управлял реактивными «Катюшами» под Сталинградом и Курском.
Хотя церковные каноны запрещают человеку, пусть даже невольно убивавшему других, служить в священном сане, батюшки-ветераны, увешанные орденами и медалями, были неотъемлемой частью образа РПЦ в послевоенном СССР.
Наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий (Воронов) говаривал: «У меня половина братии — фронтовики. [Если монастырь попытаются закрыть,] будем отстреливаться до последнего патрона».
Истоки современного «военного богословия» в РПЦ — тоже в переосмыслении Великой Отечественной. Патриарх Кирилл утверждает, что огромные жертвы советского народа в той войне были необходимы ради «явления Божественной справедливости, без которой не может быть бытия мира».
В том же духе высказывался митрополит Белгородский Иоанн (Попов), по мнению которого, война — это «жертва, которая была принесена за безбожие».
Было бы неверно утверждать, что РПЦ просто послушно повторяет штампы кремлевской пропаганды и исполняет заказы власти. Идеология патриарха Кирилла — один из источников и одна из составных частей идеологии СВО как глобальной «апокалиптической битвы света со тьмой»…
Отдел Московской патриархии по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами был создан в июле 1995 г. Его возглавил епископ Красногорский Савва (Волков), который после скандала с церковным приютом для мальчиков был сослан в Приднестровье. Савву сменил радикальный протоиерей Димитрий Смирнов , затем Отдел возглавляли епископ Клинский Стефан (Привалов) и епископ Бронницкий Савватий (Загребельный). После начала СВО иерархический уровень руководителя Отдела резко понизился — его возглавил недавно рукоположенный священник Олег Овчаров. Уроженец Грозного, он более 20 лет преподавал в университете Минобороны РФ.
![Священник Олег Овчаров. Фото: Ярославская духовная семинария](https://novayagazeta.ru/static/records/096f68132573434eb1582e31414204b2.jpeg)
Священник Олег Овчаров. Фото: Ярославская духовная семинария
Переломным пунктом новейшей истории военного духовенства РПЦ стало издание в 2009 г. указа президента РФ Дмитрия Медведева о введении в ВС РФ штатной должности помощника командира по работе с верующими военнослужащими, что позволяло армейским священникам получать довольствие из оборонного бюджета.
Сразу после издания указа было назначено 15 штатных священников, сейчас принято говорить о «сотнях», однако точное их число узнать непросто (разные источники приводят цифры от 150 до 500). Эпизодически сообщается о выезде в войска имамов и буддийских лам.
«Военный» отдел патриархии — довольно бюрократизированная структура, включающая секторы Сухопутных войск, ВМФ, ВВС, РВСН, ВКО, ВДВ, Росгвардии, МВД, Пограничной службы ФСБ (не ФСБ в целом!), Федеральной таможенной службы, ФСО, организационно-мобилизационный, информационно-издательский, информационно-аналитический, учебных заведений и общественных связей.
Военное духовенство РПЦ славится радикализмом взглядов — недавно погибший в Херсонской области «десантный батюшка» Михаил Васильев считал, что частичная мобилизация пошла бы успешнее, если б русские женщины нарожали больше детей.
Его коллега из Военно-морской академии в Петербурге иеромонах Вениамин (Ковтун) утверждал, что насаждение ЛГБТ в Украине страшнее гибели мирных жителей, а заповедь «Не убий» относится к Ветхому Завету.
В поисках миссии: политрук или психолог
По заявлению Минобороны, священников РПЦ в качестве помощников командиров планируется внедрить во все подразделения начиная с уровня бригады. Министерство ставит перед ними такие задачи:
- борьба «с ксенофобией и религиозной нетерпимостью»,
- «предупреждение националистических и иных экстремистских проявлений в воинских коллективах»,
- «повышение морально-нравственного уровня личного состава Вооруженных сил».
Для сравнения — министерство обороны Украины по-другому определяет задачи военного духовенства (там это называется капелланской службой). На первом месте стоят совершение богослужений, просвещение, духовное окормление и благотворительность.
По уставу ВСУ, капеллан не может отказать в духовной помощи представителям других конфессий или атеистам, он должен иметь высшее образование и подчиняется непосредственно главнокомандующему того рода войск, в котором служит. В ВС РФ таких требований к армейским священникам нет.
Украинский капеллан о. Максим Стрихар признает, что верующих людей в современной армии мало, и модная фраза «В окопах атеистов не бывает» — абсолютный миф. Но каждому солдату на войне нужна коммуникация, поэтому священник тут, прежде всего, психолог. Чаще чем литургии или исповеди о. Максиму приходилось совершать на фронте… венчания: «Люди находили друг друга, они шли на смерть и хотели быть вместе».
![Украинский капеллан о. Максим Стрихар на фронте. Фото: соцсети](https://novayagazeta.ru/static/records/2ecd5727f88f4cb98cf95bba04353755.jpeg)
Украинский капеллан о. Максим Стрихар на фронте. Фото: соцсети
В РФ внедрение штатного военного духовенства в РФ и — особенно — массовое строительство храмов РПЦ в воинских частях, увенчавшееся появлением гигантского «главного храма ВС РФ» в подмосковной Кубинке, вызвали протесты. Слишком очевидно все это противоречит конституционным принципам отделения церкви от государства и равенства всех религиозных объединений перед законом. Ст. 4 федерального Закона о свободе совести (№ 495-ФЗ) прямо запрещает «создание религиозных объединений в… воинских частях».
Со своей стороны и армейское духовенство не вполне довольно своим «промежуточным» статусом. Как показывают данные опроса, проведенного по заказу Минобороны, основные противоречия возникают из-за «параллельного» подчинения рясофорных военнослужащих епархиям и органам военного управления, чьи интересы часто не совпадают. Кроме того, в распорядке дня воинских частей отсутствует время для «работы с верующими военнослужащими», а там, где такое время пытались в распорядок включить, возникал ропот со стороны инаковерующих или неверующих, которых направляли на хозработы, пока православные предавались своей духовной жизни.
Зарубежный опыт
![Католический капеллан служит Мессу для морских пехотинцев США во время Второй мировой войны. Фото: Public Domain](https://novayagazeta.ru/static/records/51e179cc9be74487a2eaa2855d352ef9.jpeg)
Католический капеллан служит Мессу для морских пехотинцев США во время Второй мировой войны. Фото: Public Domain
Военное духовенство — разумеется, не чисто российский феномен, на Западе или в Украине оно появилось значительно раньше, чем в Московии. Запорожские или донские казаки приглашали на свои рады, или круги, священника — его благословение обеспечивало легитимность решений казачьего общества. На запорожском острове Хортица — в неформальной столице казаков — с XVI в. стояла Покровская церковь, которая многократно сжигалась неприятелем и восстанавливалась вновь. В XVII в. появились особые казачьи монастыри, в том числе Черный Вир на Афоне, где состарившиеся одинокие казаки коротали дни в молитве и посте. При Богдане Хмельницком капелланом служил митрополит — бежавший из-под турецкого владычества Иосиф Коринфский. Он погиб в битве под Берестечком.
Капелланская служба на штатной основе в Речи Посполитой сформировалась в конце XVII в., а в Австро-Венгрии — в середине XIX в. Среди капелланов этих стран были украинцы — к моменту начала Первой мировой войны австрийская армия насчитывала уже 100 украинских католических капелланов. Поликонфессиональной украинская капелланская служба стала уже после революции.
Структуры капелланского служения разных стран различаются, но в странах христианского большинства они чем-то схожи. В состав генеральных штабов входят отделы по религиозным вопросам, которые включают как военных чиновников, так и старших капелланов, представляющих разные религиозные традиции. Например, в армии Великобритании служит более 350 клириков, в том числе мусульманские, буддийские и индуистские. В армии ФРГ около 200 священников, но только Римско-католической и Евангелическо-лютеранской церквей — другие вероисповедания туда пока не допущены.
![Католический капеллан служит Мессу для военнослужащих Гражданской войны США (1861—1865 г.).Фото: Public Domain](https://novayagazeta.ru/static/records/ef43c7dc82ae4074bda3022d129498e6.jpeg)
Католический капеллан служит Мессу для военнослужащих Гражданской войны США (1861—1865 г.).Фото: Public Domain
Пожалуй, наиболее развита капелланская служба в крупнейшей армии Запада — американской. Там служат почти 2700 капелланов в офицерском звании, которые представляют более 120 религиозных объединений
(в том числе, Православную церковь в Америке и архиепископию Константинопольского патриархата). Как правило, они имеют психологическое образование (в США нет офицеров, специально отвечающих за воспитание личного состава и психологичекую помощь) и свой штат помощников, который обслуживает как стационарное, так и походное молитвенное помещение, имеющиеся при каждом гарнизоне. Имя Бога упоминается в воинской присяге США, а все капелланы имеют офицерские звания и хорошую зарплату.
По Женевской конвенции 1949 г., капелланы, которые не берут в руки оружия, имеют особый статус — даже в случае пленения им предоставляется право продолжать служение среди военнопленных.
От Христа к Марсу
Ключевая проблема в положении православного армейского духовенства — это канонический запрет на ношение оружия и непосредственное участие в военных действиях. 27-е апостольское правило лишает сана любого клирика, который только лишь ударит другого человека. Правило ссылается на пример Христа, Который «Сам быв ударяем, не наносил ударов». 5-е правило св. Григория Нисского запрещает рукополагать в священный сан человека, хотя бы по неосторожности или случайно убившего другого.
![Патриарх Кирилл и спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин на расширенном заседании коллегии министерства обороны РФ в Национальном центре управления обороной. Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС](https://novayagazeta.ru/static/records/27e11f9778c34e6ea25d5e627afd61a8.jpeg)
Патриарх Кирилл и спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин на расширенном заседании коллегии министерства обороны РФ в Национальном центре управления обороной. Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС
Когда во время прошлогодней частичной мобилизации патриарх Кирилл добивался брони для клириков или семинаристов, он ссылался именно на эти правила. Рядовое духовенство в массе своей соблюдает их не так строго — современные священники, когда-то служившие в армии, охотно ездят на сборы и стрельбы, где позируют с оружием. Минобороны предписывает военным священникам носить обычную военную форму, только без знаков отличия и с крестиком в петлице.
За последние 30 лет в РПЦ сформировалось особое военное богословие, которое позволяет без особого труда трансформировать заповедь «Не убий» в призыв «Поражай врагов отечества» («Новая» публиковала расследование этого феномена). В среде военного духовенства вызревают самые вычурные теории, обосновывающие «сакральный» характер СВО.
И если рубикон, отделяющий христианство от языческого культа бога войны Марса, еще не пересечен, то РПЦ подошла к нему как никогда близко. По словам Вселенского патриарха Варфоломея, «РПЦ превратилась в инструмент легитимации российского экспансионизма и основу его стратегии… Вера становится основой идеологии путинского режима» .