Во вторник на сайте Госдумы появился внесенный президентом законопроект о денонсации ряда европейских конвенций, участником которых РФ до сих пор, предположительно, остается, несмотря на свое заявление о выходе из Совета Европы в марте 2022 года.
Вместе с проектом и пояснительной запиской распространяется и текст тех конвенций, из которых предполагается выйти, — около 150 страниц на английском и столько же в официальном переводе на русский. Умножая на число депутатов Думы (450) и членов Совета Федерации (208)
получаем английского текста на 98 700 листах формата А-4, не считая пакетов, которые придется размножить для аппарата обеих палат — загублена целая роща.
Содержание проекта интригующе не понятно. Мы обсудили его с адвокатом Каринной Москаленко, съевшей на европейских конвенциях собаку, но и она не взялась ничего утверждать однозначно, ограничившись общим суждением: «Снявши голову, по волосам не плачут».
Каринна Москаленко. Фото из личного архива
Логика «на опережение», по мнению Москаленко, была в предложении президента денонсировать Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию — это застрахует российских чиновников от выдачи правосудию стран-участниц в рамках этой конвенции. Но такая инициатива была внесена в Думу еще 9 января, и сейчас она уже прошла профильный комитет. Теперь же президент предлагает денонсировать устав Совета Европы, основную Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, а также ряд документов о предоставлении «привилегий» — то есть особого статуса членов национальных делегаций, судей ЕСПЧ и сотрудников аппарата институтов Совета Европы.
Почему основную Конвенцию надо денонсировать сейчас, задним числом? Разве она уже не денонсирована самим мартовским (прошлого года) заявлением о выходе РФ из Совета Европы?
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Почему разные конвенции надо денонсировать не одним, а несколькими пакетами? Кроме перечисленных, есть еще десятки конвенций, в которых участвовала РФ: например, о выдаче обвиняемых по общеуголовным делам, о взаимном признании дипломов, водительских прав и др. Надо ли понимать, что в тех конвенциях, которые не вошли в этот второй пакет, Россия продолжает участвовать? И хорошо бы еще знать, что думают об этом другие страны — члены Совета Европы, ведь конвенции рассчитаны на взаимность и суть, как учил О. Бендер, продукт при полном непротивлении сторон.
Часть комментаторов сразу же заметила, что в пояснительной записке к проекту лапидарно указывается на необходимость внесения изменений в законы РФ о военном положении и о чрезвычайном положении — может быть, собака зарыта здесь?
В самом деле, статья 15 основной Конвенции требует, чтобы «в случае войны или при иных чрезвычайных обстоятельствах», принимая «меры в отступление от обязательств по Конвенции», страна — член СЕ «исчерпывающим образом информировала Генерального секретаря Совета Европы о введенных мерах и о причинах их принятия». Но при издании президентом РФ указа о введении военного положения в ряде регионов в октябре прошлого года это требование уже не было соблюдено, так какой смысл затевать сложные процедуры после выхода (или исключения — кто как считает) из Совета Европы?
Резюмируя вопросы, ответов на которые в области здравого смысла мы пока не находим, остается сделать вывод, что появление этого законопроекта — скорее следствие инерции предъявления «суверенитета», который стал для Кремля идеей-фикс.
В сфере соблюдения прав человека в РФ денонсация «пакета» ничего не изменит: этот поезд ушел еще в прошлом году.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68