СюжетыПолитика

СВУ и ТЭЦ

На Урале арестовали шестерых антифашистов по обвинению в терроризме: как минимум трое заявили о пытках

СВУ и ТЭЦ
Дениз Айдын в суде. Фото: пресс-служба суда

В конце августа в Екатеринбурге, Тюмени и Сургуте задержали шестерых антифашистов в возрасте 23–27 лет. Их подозревают в создании террористического сообщества. По версии следствия, молодые люди изготовили самодельное взрывное устройство (СВУ) и планировали испытать его в районе тюменской ТЭЦ, для чего подыскивали «подходящее» место.

Следствие считает, что антифашисты собирались совершить «преступления террористической направленности» для свержения власти, но что конкретно они готовили из обвинения непонятно. Родственники несколько дней безуспешно пытались узнать о местонахождении молодых людей. В итоге задержанных из Екатеринбурга и Сургута увезли в Тюмень, где суды отправили их в СИЗО. Как минимум трое парней заявили о физическом давлении и пытках.

Близкие антифашистов проводят аналогию с резонансным делом «Сети»*.

Кирилл Брик в суде. Фото: пресс-служба суда

Кирилл Брик в суде. Фото: пресс-служба суда

Первыми 30 августа задержали Кирилла Брик и Дениза Айдына. Об этом стало известно из сообщения Telegram-канала объединенной пресс-службы тюменских судов. 2 сентября Центральный районный суд Тюмени отправил задержанных под стражу на два месяца по обвинению в изготовлении самодельного взрывного устройства (ч. 2 ст. 223.1 УК РФ).

По версии следствия, молодые люди сделали самодельное взрывное устройство (СВУ) в домашних условиях и вечером того же дня якобы направились в район тюменской ТЭЦ-2 для поиска подходящего для взрыва участка местности. Правоохранители в ходе оперативно-розыскных мероприятий задержали обоих. При них обнаружили взрывчатое вещество массой 312,13 г, пригодное для производства взрыва, и два детонатора, говорится в сообщении суда.

Позднее появилась информация и об аресте остальной четверки: Юрия Незнамова, Данилы Чертыкова, Никиты Олейника и Романа Паклина. Их силовики доставляли из Екатеринбурга и Сургута. Поначалу им вменяли аналогичную 223.1 статью УК, но позднее в деле появилась и «террористическая».

В распоряжении редакции имеется постановление о возбуждении уголовного дела в отношении Олейника (ч. 1, 2 ст. 205.4 УК). По данным следствия, он в период с 2021 по февраль 2022 года, «имея умысел на создание террористического сообщества», вовлек туда задержанных вышеуказанных молодых людей, а также иных лиц, не установленных следствием. «Довел до них свои преступные намерения и распределил между ними роли в сообществе, согласно которым они, находясь на территориях Тюменской, Свердловской областей и ХМАО — Югры, должны были осуществить террористическую деятельность», — говорится в документе.

Как считает следствие, Олейник, являясь руководителем сообщества, проводил конспиративные встречи, собрания, занимался разработкой заявлений, «направленных на свержение насильственным путем государственной власти и органов местного самоуправления, оказывал на участников сообщества вербовочные воздействия и духовное сплочение, осуществлял распространение материалов и информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности, занимался вопросами финансирования при подготовке к преступлениям».

В постановлении также распределены роли между некоторыми участниками сообщества. Чертыков, говорится в документе, «обеспечивал участников медикаментозными препаратами и кровоостанавливающими предметами», Брик и Айдын «отвечали за изготовление взрывчатых веществ и подготовку СВУ».

Дениз Айдын и Кирилл Брик (Тюмень)

Известно, что Кирилл Брик подрабатывал электриком, а Дениз Айдын — продавцом-консультантом. Судя по подпискам и видеозаписям на заброшенной страничке Дениза во «ВКонтакте», он с детства увлекался военной тематикой. Закончил технический лицей при ТюмГНГУ (в настоящее время — лицей Тюменского индустриального университета. Ред.).


Дениз Айдын и Кирилл Брик. Фото: соцсети

Дениз Айдын и Кирилл Брик. Фото: соцсети

Предположительно именно в этом учебном заведении Дениз мог познакомиться с Кириллом.

В Тюмень Кирилл Брик переехал из села Вагай. На сайте по подбору персонала есть данные, что в 2017 году Брик окончил Тюменский индустриальный университет по специальности «электромонтер», имеет 3-й разряд.

Роман Паклин и Никита Олейник (Сургут)

По информации уральского издания 66.ru, молодые люди знакомы с детства. Олейник учится на хирурга и занимается спортом. Про Паклина почти ничего неизвестно, в последнее время он менял работу, и у него «нет даже связи с его родственниками». Имеет кличку Рыжий из-за цвета волос.

Роман Паклин и Никита Олейник. Фото: соцсети

Роман Паклин и Никита Олейник. Фото: соцсети

Данила Чертыков (Екатеринбург)

«Он один из лучших ветеринарных врачей в Екатеринбурге. У него очень много клиентов, которые после первого визита продолжают ходить только к нему. Его квалификация — хирург-ортопед. Один из немногих ветеринарных хирургов в Екатеринбурге, который умеет делать сложные операции, за которые другие врачи просто не берутся», — говорит девушка молодого человека. Данила также увлекается музыкой, у него была своя группа, в последнее время стал заниматься боксом.

Данила Чертыков. Фото: соцсети

Данила Чертыков. Фото: соцсети

Поздний вечер 31 августа девушка Чертыкова вспоминает с дрожью. Около 23 часов они с друзьями выходили из ресторана, когда на них налетели люди в масках и с оружием.

«Они были без каких-либо опознавательных знаков и нашивок. Всех парней повалили на землю. Девушек не тронули. Данилу сразу начали избивать, один из автоматчиков ударил в челюсть, он упал, потом начали пинать.

Меня спросили, кем я ему прихожусь, сказала, что его девушка. Меня задержали и грубо запихали в машину, а Даню посадили в другую. Я кричала и звала на помощь… Потом нас повезли в Центр по борьбе с экстремизмом», — рассказала девушка.

По ее словам, по пути в отдел автоматчики с ней грубо обращались, угрожали, матерились. Уже в самом центре «Э» оперативник, который ее опрашивал, интересовался кругом общения, какое у нее отношение к политической ситуации в стране и в Украине. После всех расспросов девушку отпустили и успокоили, что все будет в порядке с Данилой и его отпустят.

«Я уже тогда поняла, что ничего хорошего не будет. Во время обыска у нас в квартире пропало 15 тысяч рублей, и эти деньги не были включены в список изъятых предметов. Еще сотрудники заставили маму Данилы подписать пустые бумаги.

Ее типа заверили, что она подписывает эти бумаги при свидетелях (с оперативниками присутствовали их приглашенные понятые)», — отметила подруга Чертыкова.

После задержания о местонахождении Данилы не было никакой информации. Спустя несколько дней адвокат узнал, что его подзащитного в ночь с 31 августа на 1 сентября увезли в Тюмень, на Малыгина, 54 (по этому адресу располагается Управление по контролю за оборотом наркотиков УМВД по Тюменской области.Ред.), и потом уже отправили в СИЗО.

По словам родных Незнамова и Чертыкова, они дружили и общались. Поддерживали общение и с Никитой Олейником. А вот с тюменскими задержанными Кириллом Бриком и Денизом Айдыновым виделись лишь однажды, когда те были проездом в Екатеринбурге.

Юрий Незнамов (Екатеринбург)

Незнамов работал на фрилансе, занимался дизайном, в каких-то протестных акциях он не был замечен, придерживается антифашистской позиции, как и любой здравомыслящий человек. О задержании Юрия его девушка узнала 31 августа от хозяйки съемной квартиры и сразу же сообщила родителям парня.

Отец Юрия Евгений Незнамов несколько дней не мог найти сына. Единственное — смог получить кадры с камер видеонаблюдения у подъезда и в лифте, когда оперативники заходили в дом и выходили уже с несколькими коробками изъятых предметов.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Скриншот с камеры видеонаблюдения из лифта в доме Незнамова

Скриншот с камеры видеонаблюдения из лифта в доме Незнамова

2 сентября Незнамов-старший подал заявление в полицию об исчезновении сына. Безрезультатно. Только когда 6 сентября Незнамов поехал в отделение, ему сообщили, что сына забрали сотрудники ФСБ и увезли в Тюмень. Позднее удалось узнать, что Юрий уже на тот момент находился в тюменском СИЗО-1.

Сотрудники изолятора подтвердили отцу, что Незнамов у них, и перенаправили к следователю СЧ СУ УМВД России по Тюменской области Кадрие Тикуркиной, которая ведет дело. «Я звоню ей, она мне отвечает, что ничего не знает и говорить не будет. Настойчиво говорю ей: у меня пропал ребенок, неделю ничего не известно… Как сговорились, никто ничего не говорил и играл в дурацкую молчанку! Прошу следователя сказать, по какой статье задержали моего сына. Она отвечает, что по статье 205.4 УК, и все», — уточняет Незнамов старший.

Скриншот с камеры видеонаблюдения у подъезда дома Незнамова

Скриншот с камеры видеонаблюдения у подъезда дома Незнамова

Спустя несколько дней Юрий связался с родными из СИЗО и попросил о помощи, сказав, что его пытали «током и водой».

Что именно вменяют Незнамову, неизвестно до сих пор, у защитника нет никаких документов по делу. 9 сентября адвокат Федор Акчермышев встретился со своим подзащитным в СИЗО и успел зафиксировать заявление о пытках (копия адвокатского опроса имеется в распоряжении редакции). Как утверждает защитник, он заметил на левом колене Незнамова ссадины, а в районе предплечья — две точки, предположительно электрометки.

Юрий Незнамов. Фото: соцсети

Юрий Незнамов. Фото: соцсети

Опрос Юрия Незнамова в ФКУ СИЗО-1 по Тюменской области

Адвокат: Есть ли у вас защитник по соглашению? Желаете ли отказаться от защиты адвоката, назначенного вам следствием, судом? Если да, то по какой причине?

Ю. Незнамов: Защитника по соглашению у меня нет, желаю отказаться от защитника по назначению, так как считаю, что он меня не защищает.

Адвокат: Защитник перед первым допросом (…) содействовал вам в реализации права позвонить вашим родственникам?

Ю. Незнамов: Нет, не содействовал, в целом бездействовал. Сказала, что потом позвоню.

Адвокат: Защитник при избрании в отношении вас стражи содействовал вам в реализации права позвонить вашим родственникам, спрашивал у вас их номера телефонов?

Ю. Незнамов: Никто не давал позвонить.

Адвокат: В отношении вас применялись пытки? Если да, то опишите их психологический и физический характер. Подписывали ли вы в такой период какие-либо бумаги (пустые листы, документы) от оперативных сотрудников или от следователя? Известна ли вам дата последнего дня обжалования заключения под стражу? Подана ли жалоба на постановление суда о заключении под стражу?

Ю. Незнамов: Были различные пытки. Первое, что было, — душили пакетом. После этих пыток повалили на пол. Приоткрыв пакет, положили тряпку и начали лить воду на нос и рот. После этого меня связали в ногах и крепче в руках. В одну из кроссовок положили что-то мокрое. Также прикрепили что-то к спине, после пустили ток. Сколько времени это продолжалось, сказать не могу, так как показалось вечностью. Я также рассказал всю правду и дополнял их словами, которые мне внушали, чтобы это прекратилось.

Такую боль я не испытывал никогда в жизни. Также угрожали расправой, если я не подпишу слова следователя, который пришел потом.

Также угрожали родным, давали мне что-то в руку, чтобы я оставил отпечатки пальцев. Постоянное моральное давление, угрожали подкинуть родным взрывчатое вещество с моими отпечатками пальцев.

Мне неизвестно, подана жалоба или нет. Ф.И.О. адвоката по назначению я не знаю. Знаю, что адвокат — женщина из Тюменской палаты адвокатов. Пытки были в Тюмени. Подписал пустые листы. Также на одной из копий допроса вместо подписи поставил SOS.

***

Адвокат Акчермышев предположил, что на его доверителя могли физически воздействовать в здании следственной части Тюменского МВД, на улице Малыгина, 54. Родные еще одного арестованного — Никиты Олейника — сообщили, что к нему тоже применяли физическое воздействие, но о каких-либо подробностях они опасаются говорить, боясь ему навредить.

Подруга другого задержанного — Романа Паклина сообщила «ОВД-Инфо» (внесен Минюстом РФ в реестр незарегистрированных движений, выполняющих функцию иностранного агента), что он тоже подвергся пыткам, под которыми его вынудили подписать бумаги от следователя. Как утверждает девушка,

после пыток у Паклина появились боли в сердце и отнялась рука, о чем он сообщил ей и своей матери в письмах.

Друзья арестованных не исключают, что пытки могли применяться и к другим. СМИ неоднократно сообщали о том, что в Тюмени оперативные сотрудники применяют всевозможные незаконные методы для выбивания нужных показаний. Так, в 2012 году Центральный районный суд города вынес приговор в отношении сотрудников уголовного розыска отдела полиции № 4 УМВД России по Тюмени за «превышение должностных полномочий с применением насилия» (п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ).

Для того чтобы выбить нужную информацию от 28-летнего парня, осужденные оперативники надели ему на голову мешок и стали пытать током.

Марат Мухамеджанов и Сергей Попов получили три года лишения свободы в колонии общего режима, еще двое их коллег — Александр Шаров и Иван Морщинин — отделались условным сроком.

В том же году Центральный районный суд приговорил оперуполномоченного уголовного розыска отдела полиции № 6 городского УМВД Виталия Васильева и участкового этого же отдела Александра Белкина к трем годам общего режима за «превышение должностных полномочий, совершенное с применением насилия и специальных средств» (пп. «а», «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ). Как выяснилось, полицейские в ходе работы над раскрытием четырех краж пытали электрическим током 28-летнего тюменца, надевали на него противогаз, перекрывая доступ кислорода. В итоге мужчина не выдержал пыток и подписал три явки с повинной.

Близкие арестованных антифашистов не верят в их причастность к инкриминируемым преступлениям и сравнивают уральское дело с делом «Сети»*.

В 2017 году в Санкт-Петербурге и Пензе расследование этого дела аналогично начиналось с заявления о пытках. Молодых людей обвиняли в организации и участии в террористическом сообществе, незаконном хранении оружия и сбыте наркотиков. Адвокаты неоднократно заявляли, что в деле есть признания под пытками, шантаж свидетелей, подброшенные стволы и гранаты, отсутствие на них отпечатков пальцев, манипуляции с вещдоками и провокации секретных свидетелей. Тогда спецслужбам все сошло с рук, молодых людей приговорили к огромным срокам.

* Организация признана судом террористической и запрещена в РФ.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow