СюжетыПолитика

«Телефонное дело»

В преддверии митинга 6 марта в Петербурге полицейские провели обыски у активистов самых разных групп

Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

Первое сообщение об обыске появилось на личной странице в соцсети главы МО «Гавань» (Васильевский остров, Петербург) Нэлли Вавилиной. В 9:07 5 марта она опубликовала пост «Утро начинается не с кофе» и разместила фотографии сломанной двери. «Пришли в 6 утра, стали в дверь тарабанить, потом слышу — выламывают, — поделилась со своими подписчиками Нэлли Юрьевна. — Кричу: дайте хоть штаны надену и открою!»

Позже Вавилина написала, что ей предъявили постановление об обыске в связи с расследованием уголовного дела по ч. 2 ст. 207 УК РФ «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма», до 5 лет лишения свободы. Муниципальный депутат пояснила, что у нее искали листовки, плакаты, агитки и пр. «Но у меня, кроме старого плаката против застройки парка на Смоленке, ничего не было», — написала она в комментариях.

Телеграм-канал «ОВД-Инфо» (проект признан Минюстом иноагентом) сообщил, что обыски прошли еще как минимум по 80 адресам активистов различных групп. Сотрудники Следственного комитета по Петербургу в сопровождении спецназовцев и сотрудников управления «Э» полицейского главка с 5 до 7 утра 5 марта позвонили во многие квартиры.

Если им не успевали открыть, то входные двери просто выламывались.

Под гребенку попали оппозиционные муниципальные депутаты, противники застроек, некоторые правозащитники, активисты движения феминисток, участники группы «Маяк» (освещает ход пандемии, поднимает проблемы бездомных животных). Не обошла зачистка и независимых художников, известных деятельностью на ниве уличных граффити.

Издание «Фонтанка», ссылаясь на некое сообщение ГУ МВД по Санкт-Петербургу и области, заявило, что питерская полиция вышла на след группы людей, которые начиная с 25 февраля текущего года массово «минировали» (сообщали по телефону или электронной почте о минировании) социально значимые объекты (суды, школы, станции метро, аэропорт Пулково) и крупные торговые центры в Петербурге.

«Группа, состоящая из минимум 40 человек, была грамотно организована, роли участников четко распределены: несколько человек осуществляли общую координацию, часть обеспечивала техническую поддержку, остальные передавали сообщения. При этом группа использовала современные средства IP-телефонии, позволяющие менять абонентские номера телефонов. При этом большинство ложных сообщений указывали на украинский «след», но исполняли их в реальности жители Петербурга», — говорится в сообщении, опубликованном «Фонтанкой».

Силовики у подъезда дома муниципального депутата Нэлли Вавилиной. Фото из соцсетей

Силовики у подъезда дома муниципального депутата Нэлли Вавилиной. Фото из соцсетей

На официальном сайте ГУ МВД по Петербургу и области новостей о задержаниях телефонных террористов нет. Зато имеется предупреждение, опубликованное 3 марта 2022 года. В нем, в частности, говорится: «В ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области продолжает поступать информация о распространяемых в сети Интернет призывах к проведению несанкционированных публичных мероприятий на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области… ГУ МВД России заявляет, что любые провокационные действия, агрессия в отношении сотрудников полиции, невыполнение их законных требований будут незамедлительно пресечены. Лица, совершившие подобные правонарушения, будут задержаны и привлечены к ответственности, в том числе и уголовной. Полиция Санкт-Петербурга призывает граждан не реагировать на провокационные предложения, соблюдать спокойствие и воздержаться от участия в несогласованных публичных мероприятиях…»

«Вообще-то такая практика — мы называли ее «превентивные задержания» — действует давно, — рассказал «Новой» бывший сотрудник управления «Э» ГУ МВД Санкт-Петербурга и области Игорь К. (фамилия имеется в редакции). — Но раньше это происходило более корректно. Мы выдвигались к адресу потенциального активиста, который должен был участвовать в митинге или демонстрации, дожидались, пока он выйдет из подъезда, и просили предъявить документы. Доставляли в ближайший отдел, типа для проверки, а через несколько часов отпускали. Ни о каких уголовных делах и речи не шло. Административка (административное правонарушение. — Ред.) — только тем, кто слишком скандалил. А сегодня, как я могу судить по тому, что пишут некоторые издания, мои бывшие коллеги одним выстрелом сразу двух зайцев убрали.

И на митинг активистов не допустили, так еще и о раскрытии нескольких уголовных дел отчитались».

Читайте также

Даже в ПТУ двери будут закрыты

17-летнюю школьницу из Ленобласти преследуют за политическую активность

До Нэлли Вавилиной, как и до других фигурантов «телефонного дела», «Новой» дозвониться не удалось. В СК Петербурга и в ГУ МВД за информацией посылают в пресс-службы ведомств, которые со вчерашнего дня, похоже, ушли на длинные выходные.

Одной из тех, кого задержали в рамках «телефонного дела», оказалась блогер и руководитель группы «Маяк» Дарья Хейкинен. Ей предъявили постановление об обыске в рамках расследования дела о «телефонном терроризме», изъяли все найденные в квартире носители информации и увезли в Красносельское УМВД. В настоящее время она задержана на двое суток и содержится в изоляторе временного содержания.

«Ничем иным, кроме как психологическим давлением, я это задержание объяснить не могу, — рассказал «Новой» адвокат задержанной, представитель организации «Зона права» Дмитрий Герасимов. — В полиции не скрывают, что у них нет доказательств, что Дарья куда-то звонила о каком-то заминировании. Скорее всего, через 48 часов ее отпустят, не предъявив обвинения. Важно было изъять компьютер и телефон, чтобы изучить контакты, истории посещений сайтов, исходные тексты размещенных постов и пр. А ведь тайна переписки и личной жизни у нас гарантируется Конституцией».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow