С началом российской «спецоперации» в Украине (именно так нам велит называть это Роскомнадзор под угрозой закрытия газеты), когда миролюбивые российские ракеты начали с ювелирной точностью попадать в украинские «военные объекты», деловой мир стал отворачиваться от России. Еще даже до полномасштабного введения санкций. Менеджер международной логистической компании Uni International (США) Михаил Бобрышев утверждает: грузоперевозки в Россию и из России посыпались на глазах. Перевозчики на ходу меняют направление транспорта, переориентируют на другие страны грузы, шедшие в Россию.
Фото: SIPA Asia via ZUMA Press Wire
— Международные грузоперевозчики один за другим отменяют действующие заказы в Россию и не подтверждают новые, — рассказывает Михаил. — И это только начало. Наши партнеры говорят, что посыпались перевозки не только из США, но и из Канады, из Южной Америки. В Украину перевозки тоже отменяют, но это временно, из соображений безопасности. А в Россию — из-за ее действий в Украине, и это, вероятно, надолго.
В Россию перестало идти буровое, нефтегазовое оборудование, химия, необходимая для того, чтобы закачивать в скважины определенные растворы. То есть все, что нужно России для добычи нефти и газа.
Или, например, в США застряли комбайны, которые должны были прийти в порт Санкт-Петербурга. Это узкоспециализированная техника, предназначенная для уборки конкретного вида зерна. В России такие не производятся, их выпускает только Америка. Японский перевозчик K-Line просто отказался идти в Россию и предложил выгрузить комбайны в бельгийском Зибрюгге, а дальше, мол, вы как-нибудь сами. Те, кто работает с перевозками, лучше многих, наверное, видят, как сильно Россия зависит от импорта буквально всего.
Дело, объясняет Михаил, не только в санкциях на конкретные группы товаров. Грузоперевозки в сторону России останавливаются в принципе, независимо от товара.
— Отказываются не просто везти в Россию какие-то конкретные грузы, а даже просто делать заходы, — продолжает он. — Началось это в четверг, 24 февраля, а в пятницу уже посыпалось, у меня весь компьютер забит отказами. Сплошные cancelled, cancelled, cancelled. И то, что планировалось, и то, что едет, что уже на воде, — все перевозки остановлены. Вплоть до бананов. Сейчас разговаривал с коллегой, он говорит, 40 контейнеров с бананами из Колумбии и столько же примерно из Боливии — отказ. То есть отказали в перевозке груза. Эти бананы в Россию не попадут. Если так пойдет, то скоро в России не будет даже бананов.
Конечно, бананы могут быть и из Африки, и даже из каких-то стран Юго-Восточной Азии. Но из Азии перевозят грузы те же компании, что из США и Южной Америки, это немецкий Hapag-Lloyd, французский CMA CGM, MSC, OOCL из Тайваня и другие. Так что дело даже не в экспортерах. Не важно, из какой страны перевозчик, все видят, что Россия под санкциями, и не хотят сами попасть под санкции. У нас уже есть жалобы на то, что невозможно сделать долларовый перевод из России и оплатить груз, потому что российский банк под санкциями.
Останавливается, по наблюдениям Михаила, доставка в Россию любой электроники и бытовой техники. В тех случаях, когда речь идет о российской сборке импортной техники, все равно требуются поставки запчастей и комплектующих, а они тоже закрываются. Это значит, что под угрозой остановки оказались, например, российские заводы по производству холодильников Bosch, водонагревателей Ariston и массы другой российско-импортной техники.
— Комплектующие и запчасти для автомобилей, которые собираются в России, привозили те же самые компании, которые сейчас останавливают перевозки, — напоминает Михаил. — Это сейчас рухнет. Наверное, не все сразу, но почувствует это экономика России достаточно скоро. За много лет работы на этом рынке я с подобной ситуацией сталкиваюсь впервые.
Возможно, кто-то рассчитывал на китайских товарищей, которые с удовольствием займут места отвернувшихся от России экспортеров. Эту надежду тоже разбивают данные о контейнерных перевозках последних дней: по наблюдениям Михаила, поставки прекращаются и на этом направлении. Опасаясь американских санкций, перевозчики отказываются брать грузы и из Китая.
— У нас планировался груз китайских внедорожников, который надо было доставить в Россию, — рассказывает Михаил. — Он тоже — cancelled: отказал норвежский перевозчик, сказал, что груз в Россию не возьмет.
И сам Китай, по словам Михаила, может остановить отгрузки в Россию, потому что тесно связан с американскими банками и на риск не пойдет.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
— Доля России в китайском экспорте — примерно 10% от того, что они поставляют в Америку, — говорит Михаил. — Конечно, американский рынок для китайцев гораздо важнее. Если США объявляют о санкциях, Китай обычно их не нарушает. Американский рынок для китайских поставщиков — это все, а Россия — маленькая часть. Может, симпатии у китайцев к России и будут, но грузов не будет. Кроме того, китайский юань — неконвертируемая валюта, расчеты с Китаем в долларах шли через гонконгские банки, сингапурские банки. В режиме санкций Китай не захочет пойти на расчеты с Россией.
Всем компаниям, отказавшимся от перевозок в Россию, приходится терпеть убытки. Это их не останавливает, они только ищут пути для минимизации ущерба.
— Те, у кого грузы уже на воде, не разворачивают их обратно, — объясняет Михаил. — Ищут какие-то порты, где могут принять груз, предназначавшийся раньше для России. Но все это — крупные международные компании, они обслуживают весь мир, и Россия для них — совсем не тот рынок, ради которого стоит оказаться под санкциями. Они услышали про санкции — и решили поберечь и свои деньги, и свою репутацию.
Останавливаются, по словам Михаила, не только морские грузоперевозки, но и наземные.
— Польша перестала пропускать в Россию грузы, — говорит он. — Все эти проблемы будут и дальше расти, как снежный ком.
Посыпался, добавляет Михаил, не только импорт в Россию, но и экспорт из России.
— Представительства компаний, работающих на экспорт, тоже перестают выделять контейнеры для перевозок, — говорит он. — Поэтому в России будут проблемы и у тех отраслей, которые жили благодаря экспорту.
Таким образом, после тучных десятилетий с высокими ценами на нефть, после восьми посткрымских лет, наполненных разговорами об импортозамещении, России грозит тотальный дефицит в магазинах и обвал рубля. Если именно этого добивались те, кому хотелось «обратно в СССР», то их мечта близка к воплощению как никогда раньше.
— Это будет Венесуэла с ядерными ракетами, — оценивает будущее России финансист Андрей Мовчан. — И санкции ведь начинают нарастать, это естественный процесс, к ним присоединяются страны. Никто сейчас ничего не будет поставлять в Россию, потому что завтра это может попасть под ограничения. И, скорее всего, попадет, потому что санкции становятся тотальными.
Помимо того что Россию лишат импорта, считает Мовчан, велика вероятность того, что введено будет эмбарго на поставку углеводородов из России.
— Мир переживет рост цен, мир переживет дефицит, — продолжает финансист, — но в совокупности с замораживанием резервов Центрального банка РФ, о котором сейчас уже говорят как о почти принятом решении, это может означать конец российской экономики. То есть понятно, что экономика существует всегда, но это будет экономика Венесуэлы. А что вы хотите, если страна развязала кровопролитие?
С тем, что последние события грозят коллапсом экономике, согласен и профессор НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Андрей Заостровцев.
— Вчера я заходил в магазин электроники DNS, и мы шутили с продавцом, что скоро у них на полках будет стоять один телевизор «Горизонт», — говорит он. — Что касается рубля, то пока у Центробанка есть ресурс, чтобы его курс поддерживать, но продолжаться это будет недолго. В 2014 году ЦБ пытался удерживать рубль месяца два, потом прекратил. В декабре 2014-го случился полный обвал, потом рынок нашел какое-то равновесие. В целом, если хотите видеть наше возможное близкое будущее, то посмотрите на Венесуэлу, где, между прочим, крупнейшие запасы нефти на душу населения. Это была одна из наиболее процветающих латиноамериканских стран, но политика уничтожает экономику довольно быстро.