Петр Саруханов / «Новая газета»
Спецоперация российских властей по так называемой «демилитаризации и денацификации» Украины в разгаре. Уже много жертв и разрушений, но мы еще толком не знаем, чем она завершится. И не произойдет ли критическая для мира эскалация военных действий. Но другая спецоперация — по нанесению теми же российскими властями непоправимого ущерба коренным интересам нашей страны и нашего народа — уже проведена.
Это совсем не те, по сегодняшним меркам игрушечные, антисанкции, которыми Кремль огрызался на «крымские» и «донбасские» санкции Запада (в свою очередь, осложнившие, но не перекроившие драматическим образом нашу жизнь). Сейчас совсем другое. Решение о «демилитаризации Украины» — это суицидный самострел.
Мои коллеги и я уверены, разрушительность для страны, по долгосрочному ущербу международным позициям России, по глубине и длительности ее пагубных последствий для всей нашей жизни можно сравнивать лишь с вторжением СССР в Чехословакию 1968 года или с «оказанием интернациональной помощи» Афганистану, начавшимся в декабре 1979 года. Но степень встроенности России и ее граждан в глобальный мир несравнимо выше, чем в 20-м веке.
А значит, и ущерб от разрыва многочисленных связей с окружающим миром будет значительно более болезненным и мучительным.
Успешность политики страны измеряется двумя основными показателями: укреплением безопасности страны и созданием условий для ее успешного социально-экономического развития. Про экономический ущерб от реакции мирового сообщества на российское вторжение в Украину, видимо, можно не распространяться — настолько он очевиден. Хотя все может быть еще хуже этой нынешней очевидности.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Фото: Andrew Harrer / Bloomberg via Getty Images
А вот что же теперь будет происходить с нашей безопасностью? НАТО мы от российских границ не отодвинули и его расширение не предотвратили. Более того, мы имеем перспективу получить протяженную границу с Альянсом и на севере — вступление в него Финляндии и Швеции после российской «спецоперации» становится все более реальным.
Будет ли в НАТО Украина, зависит от того, что с этой страной произойдет в ближайшее время. Но если она сохранит свою независимость, то ее членство в НАТО — лишь вопрос времени.
Сама НАТО, да и все западное сообщество сплотилось. Роль США как главного военно-политического гаранта в этом сообществе укрепилась. Кремль оказался незаменимым стимулятором этого процесса. В первый раз это произошло после «Крыма», теперь — то же, но с еще невиданной мощью.
Присутствие американских и прочих войск и вооружений Альянса на его восточных границах будет расширяться и крепнуть.
Сейчас и в ближайшее время Запад с Россией за стол переговоров не сядет.
В лучшем случае эти переговоры поставлены на очень длительную паузу. Дай бог, чтобы их перспектива не была перечеркнута вообще.
Фото: Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images
Ведь тогда единственный выход — истощающая гонка вооружений. России ее не выдержать, как это произошло с СССР накануне распада.
Да и какие могут быть серьезные, как любит говорить г-н Песков, «субстантивные», переговоры при такой катастрофической потере доверия к словам российских руководителей?
Россия верным образом скатывается в эмбарго, разрыв отношений и изоляцию. Ее международное влияние, за которое с помощью политики «вставания с колен» так бился Кремль, обнулилось.