КолонкаПолитика

Убить геополитику

О преступной идеологии, стоящей за античеловеческими решениями бомбить города

Этот материал вышел в номере № 21 от 28 февраля 2022. Понедельник
Читать
Фото: Gabrielle Lurie / Getty Images

Фото: Gabrielle Lurie / Getty Images

Без прелюдий. Раз мейнстрим жизни в России на долгое время вперед — это запреты, то у меня тоже есть предложение. Давайте запретим — пусть (пока) не на государственном, это дело будущего, но хотя бы на уровне практики — запретим геополитику.

Все эти формулы, аргументы, всю эту идеологию — преступную, потому что ею оправдывают убийства и насилие, и вдвойне опасную — потому что ее, в отличие от нацизма, никто таковой не считает, наоборот, обращение к ней считается признаком вроде как некой «трезвости мышления».

Ясно, что те, кого уже отравила пропаганда, вряд ли это прочитают. Но давайте, пожалуйста, хотя бы между собой — давайте забаним уже это чудовищное издевательство над логикой и здравым смыслом. Все эти «интересы», произносимую с придыханием «национальную безопасность», это неизменное «любые государства всегда … (подставить слово) ради … (подставить слово)».

Сейчас не время объяснять, почему вся эта якобы стройная система «реального» поведения государств — чушь. В последние годы, десятилетия даже, об этом говорят постоянно — и на страницах «Новой», и научным, и научно-популярным языком. Я сам посвятил этому очерк о лауреате Нобелевской премии мира 1933 года Нормане Энджелле.

Читайте также

Притча о каннибалах

Почему идеи лауреата Нобелевской премии мира 1933 года Нормана Энджелла снова стали актуальными?

Главное, что нужно понимать про «геополитическую» линию аргументации — про НАТО, который у «наших рубежей», про «пояс враждебных государств», про то, что все государства одинаково циничны, и в результате их действий всегда страдают невинные люди — всё это, в той или степени, шизофрения. Такое фэнтези для милитаристов, националистов и фашистов. Современная политология вообще не разговаривает в таких терминах, всё это наука всерьез уже давно не обсуждает.

Да, военные альянсы существуют — но

нет никакой «исторической логики», кроме безумия, психопатии и недальновидности, которая бы делала войну «неизбежной».

Да, войны случаются — но в экономическом смысле они никогда не улучшают положение победителя. Войны всегда невыгодны и всегда преступны. Кроме тех случаев, когда война ведется с целью остановить геноцид — когда принципы выше экономической целесообразности.

Это важный момент. Если очистить аргументацию нашей страны от геополитических наслоений, то только этот — гуманитарный аргумент может не дать нам определить ее действия однозначно — как предлагает ст. 353 УК РФ («Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны»).

Гуманитарный принцип — аргумент достойный. Но принципы — вещь непростая. Они требуют искренности и последовательности. Вот лидеры Третьего рейха были вполне искренни и последовательны — в своих желаниях навсегда обеспечить Lebensraum немецкому народу. Британцы, американцы, французы тогда оправдывали их — говорили, да вы не слушайте, всё это речи на публику, ради поддержки народа, действовать-то они будут адекватно, с ними можно разговаривать.

Фото: Getty Images

Фото: Getty Images

А в чем искренность нашего руководства? Если это гуманитарные принципы и попытка спасти людей от геноцида — хорошо, но тогда стоит обсуждать, действительно ли им угрожает геноцид? Но если спустя полдня после объявления так называемой военной «спецоперации» ради спасения людей, президент говорит: «это вынужденная мера, потому что могли такие риски для нас создать, что вообще непонятно, как дальше страна существовала бы»…

Риски? Что за «риски»? Если речь про «геноцид», то его «рисками» не называют. Психоанализ, конечно, как и геополитика — это лженаука. Но порой удивляешься, насколько точны могут быть оговорки.

От «геноцида» не спасаются заранее записанными видеообращениями.

Эти так называемые «риски» — как раз то, о чем он честно прочел нам часовую лекцию — риски «подлетного времени».

Гипотетический страх, из-за которого сейчас погибают реальные люди. Вот эта декларация — и есть принципы, ради которых они готовы воевать. Это идеология геополитики, где государства ведут постоянную позиционную борьбу, и где ради геостратегического преимущества допустимо убивать людей.

Это античеловеческий мир, в котором люди враги другу другу и будут такими до конца. Это мир, в котором насилие всегда побеждает, и где из года в год, из века в век — нет и не может быть никаких изменений, потому что география — это судьба. Логика чудовищная. На неокрепшие умы необразованных людей она производит сокрушительное впечатление своим псевдореалистичным цинизмом.

Спасает одно — это логика неверная. Люди способны менять идентичности; способны договариваться. Взаимодействие людей — объединения, торговля, обмен мнениями, спор — всегда приводит к великому благосостоянию и гуманизму, чего никакие войны, никакое соперничество никогда не могут достичь. А изменения — глубокие, поколенческие, институциональные — как происходили раньше, так происходят и сейчас, прямо на наших глазах.

Когда мы отрицаем эту «хорошую» натуру человеческой и общественной природы, когда скатываемся в разговор в «геополитических» терминах, то становится уже неважно, на чьей мы стороне. Человеческая жизнь и достоинство всегда важнее, чем подлетное время ракет. Этому есть тысяча объяснений, но в двух словах — есть сто способов «подлетное время» изменить, но ни одного — вернуть мертвых к жизни.

Давайте не будем играть на их поле. Давайте не будем подпитывать эту ненависть. Давайте будем против войны просто потому, что она преступна; она никого не спасает и никому не помогает, разве что иллюзиям в голове вождя. Разве этого мало?

А каждый раз, когда дьявол искушает — ну поговорим о «границах», «неделимости безопасности», ракетных комплексах, «столкновении сверхдержав»! — нужно остановиться, сделать вдох и повторить, как мантру, — почему же так выходит, что каждый раз, когда власть вдохновляется этими размышлениями, всё кончается бомбами на Киев.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow