КомментарийОбщество

Ярославская фабрика пыток (18+)

Дошел до суда еще один эпизод пыток в ярославской системе ФСИН. На скамье обвиняемых 16 человек

В Ярославский суд поступило очередное дело о пытках в системе ФСИН — на сей раз отличились сотрудники СИЗО. Расследование дела длилось 4 года. Потерпевших Виктора Небукина и Александра Ковалёва пытали в октябре 2016 года. Согласно их показаниям, в деле принимали участие в том числе и фигуранты так называемого «большого ярославского дела». Во многом именно благодаря расследованию того дела и удалось довести до суда новое.

Виктор Небукин во время следственного эксперимента. Скриншот

Виктор Небукин во время следственного эксперимента. Скриншот

Потерпевший Виктор Небукин оказался в ярославском СИЗО транзитом — его этапировали в Москву, в институт Сербского на психолого-психиатрическую экспертизу.

В том же СИЗО в тот же момент оказался и второй потерпевший, Александр Ковалёв. Его этапировали в Петербург для участия в суде.

Как следует из материалов дела, в один из дней, с утра, в камеру, где сидел Небукин, пришли сотрудники СИЗО, приказали одеваться и идти на сборное отделение. До него он так и не дошел. Согласно показаниям Небукина, его привели в один из холодных корпусов СИЗО, через несколько минут туда же привели Александра Ковалёва, однако того подняли этажом выше.

«Я тогда услышал крики со второго этажа, нецензурную брань. Я после этого стал делать по этому поводу замечания, по какому поводу избивают. <…> Я увидел, что Александр лежит на правом боку и корчится от боли», — следует из протокола допроса Небукина.

Следом наступил и его черед — Небукина раздели до трусов: «По одному сотрудники подбегали и наносили удары, а затем отбегали… Через некоторое время я встал, сотрудник попытался мне вывернуть левую руку, на излом… Лежа на полу лицом вниз, сотрудник сел на поясницу, другой сотрудник сел на колено и руками стал растягивать лицо, в том числе засовывать пальцы в рот».

А вот что говорит Ковалёв: «Меня поставили к стене, ноги и руки на ширине плеч. После меня начали избивать резиновыми дубинками примерно 5 сотрудников СИЗО, каждый по очереди. Били по ребрам и по ногам, отчего я испытал сильнейшую физическую боль. Мое избиение длилось примерно 7 минут. <…> Спартак [один из участников избиения] тогда сказал: «Смотри, что бывает». Тогда на первом этаже я увидел большое количество сотрудников — не менее 7-8 человек точно. Небукин тогда стоял раздетый лицом к стене, он был в одних трусах. Сотрудники были вокруг него. При этом они по очереди подходили к нему и наносили ему удары руками и ногами по туловищу, как будто отрабатывали на нем удары. У них были минимум две резиновые палки… Небукин просто стоял, не сопротивлялся».

Вскоре после избиения Небукин был этапирован в Москву, в Бутырскую тюрьму, где и дожидался психиатрического освидетельствования. Там были задокументированы его побои:

«множественные ушибы мягких тканей, обоих верхних конечностей, в области обеих ягодиц, обоих бедер».

Через некоторое время, когда родственники смогли установить местонахождение Небукина, к нему пришел московский адвокат Александр Фокин. Он истребовал окровавленную одежду Виктора и отправил биоматериал на экспертизу. Также Фокин подал заявление в прокуратуру по факту избиения его доверителя.

Адвокат обратился и в Следственный комитет, и во ФСИН, однако ни одно из этих обращений не повлекло за собой возбуждения дела.

Читайте также

«Отгрызть себе лапу»

Начальников ИК-1 в Ярославской области, где пытки были поставлены на поток, суд оправдал. Сядут опера-исполнители

Но через два года, летом 2018-го, началось «большое ярославское дело» — о пытках в отношении другого заключенного ярославской системы ФСИН, Евгения Макарова. Вскоре на скамье подсудимых одномоментно оказались 15 сотрудников. И адвокат Небукина снова написал во ФСИН и СК. Эта попытка увенчалась успехом: дело начали расследовать. Уже в августе в колонию села Талицы Ивановской области, где Небукин отбывал наказание, приехал следователь СК из Ярославля — Евгений Шестаков.

Целый год заняли поиски второго потерпевшего — Александра Ковалёва. Еще на этапе товарищи по несчастью условились, что это дело нужно доводить до конца. Только к тому моменту, когда расследование начало стремительно набирать обороты, Ковалёв уже вышел на свободу. Его искали родственники Виктора, следователь отправлял запросы в другие колонии, и в один момент его удалось найти — после выхода на свободу Ковалёва снова осудили.

Среди 16 человек, проходящих обвиняемыми по данному делу, двое уже были ранее осуждены. Это инспекторы отдела режима Александр Бурцев и Спартак Любовских. В 2019 году они уже были осуждены за превышение полномочий по делу Виктора Харламова, которого пытали в ярославской колонии. Тогда подозреваемые своей вины не признали, однако теперь согласились сотрудничать со следствием, признали вину и подтвердили показания потерпевших.

Никита Ильин, специально для «Новой»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow