КомментарийКультура

«Вертинский». Взгляд и нечто

Сериал о великом артисте стал для меня возможностью соотнести увиденное с собственными воспоминаниями о нем

Кадр из сериала «Вертинский»

Кадр из сериала «Вертинский»

В последнее время редко смотрю сериалы. Но, узнав про «Вертинского», включила телевизор. Я не киновед и не телекритик, и показ фильма стал для меня интересной возможностью соотнести увиденное на экране с собственными воспоминаниями об этом великом музыканте и артисте, сказать несколько слов не об сериальном, а о реальном Вертинском.

Искру первой любви к нему зародила во мне мама, успевшая услышать певца еще до его отъезда за границу. Она тихо, но очень музыкально и точно напевала запомнившиеся ей шансоны. С этого и началась долгая эра моей влюбленности в Вертинского.

Однажды в очень далекой юности я, будучи в гостях, услышала патефонную пластинку с его записями. Чувство, которое я тогда испытала, можно назвать только счастьем. С тех пор я снова и снова напрашивалась в гости на Малую Грузинскую, где после легкого ужина извлекались на свет божий заветные пластинки — старые, заезженные, но такие прекрасные! Когда-то эта коллекция была привезена из-за границы.

Вертинского нельзя было сравнить ни с какими доступными мне в те времена музыкальными образцами.

С одной стороны, это были советские песни, на которых росло мое поколение, среди них совершенно замечательные, в том числе песни военных лет, под которые проходило мое детство. С другой — музыкальная классика, с которой я была более или менее знакома: посещала консерваторию и часто ходила в Большой театр. У нас в классе девочки (а я училась в женской школе — по велению «вождя и учителя» тогда было раздельное обучение) делились на «лемешисток» и «козловисток». Одни дежурили у входа в Большой, когда пел Лемешев, другие — когда Козловский, это были непримиримые команды. Я ни к тем, ни к другим не принадлежала. Мне, как сказал бы Козьма Прутков, «нравились очень обои».

Однажды в 10-м классе отец взял меня с собой на встречу Нового, 1952 года в дом вдовы Луначарского Натальи Александровны Розенель в Денежном переулке (тогда он назывался улицей Веснина). Там меня посадили за стол рядом с Иваном Семеновичем Козловским, от волнения и смущения я проглотила язык, представила себе, что будет с заядлыми «козловистками» из моего класса, когда я расскажу, что встречала Новый год, сидя с ним рядом. Он был чрезвычайно обходителен, спросил, можно ли мне налить шампанского, и сказал, что с «такой юной дамой давно уже не сиживал за праздничным столом»…

Когда я слушала записи Вертинского, то чувствовала, что поет человек из «раньшего времени».

Это была совершенно иная музыка, непривычные тексты, непривычный стиль исполнения — так и такое не пел ни один из советских артистов. И вдруг случается нечто невообразимое: вернувшийся из-за границы Вертинский начинает давать концерты в Москве.

Я вижу его «живьем». Вижу высокую стройную фигуру, непривычное лицо, прекрасное какой-то «нездешней» красотой, вижу эти фантастические руки, способные, кажется, выразить все — от движений «маленькой балерины» до птицы, которая «открывает двери матросам, попавшим в рай». Теперь я влюблена уже не просто в песенки — в этот ошеломляющий голос, грассирование, аристократизм, неповторимые интонации, полные лиризма и иронии, интимные и в то же время сдержанные, эти экзотические сочетания слов и музыки, столь контрастирующие с банальной реальностью окружающего мира. Моя любовь к Вертинскому отражала неосознанный протест против официальщины, убого быта, пуританизма, лжи и скуки.

На уроке географии я посылаю подруге, разделяющей мое восхищение Вертинским, записку: «Я больше не буду поэтом, я в море хочу уплыть». Учительница перехватывает записку и воспринимает ее как некий тайный шифр, свидетельство заговора против нее. И начинается разбирательство с участием грозной директрисы школы, на ковер вызывают родителей. Мне с большим трудом удается доказать, что это просто слова из песни Вертинского «Матросы».

Мое сердце сжимается уже при виде артиста, выходящего на сцену, сдержанно-элегантного, холодновато-отстраненного, неповторимого и волнующего. С помощью отца, который относится к моему увлечению с некоторой иронией, мне удается попасть почти на все выступления певца, проходящие чаще всего в небольших клубных залах. Я сижу и в партере, и на галерке, и на приставных стульях, и в оркестровой яме, и стою за кулисами, тихонько, как мышь. В Центральном доме литераторов я дважды оказываюсь в первом ряду в Дубовом зале,

и Вертинский стоит метрах в двух от меня у рояля, на котором вдохновенно играет его аккомпаниатор Михаил Брохес. 

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Однажды выпадает редкостное счастье лично беседовать с объектом своего обожания — на нашей даче в Зеленоградской по бывшей Северной, а позже Ярославской железной дороге.

Отец собрался продавать наше «имение» — не было ни денег, ни здоровья, чтобы вечно ремонтировать то крышу, то забор, то прогнившее крыльцо. Мы жили в поселке «Работников искусств» («Рабис»). Через кого-то из актеров, обитавших по соседству, Вертинский узнал, что продается дом с большим лесным участком. (Впрочем, «продается» — слово неточное, можно было только «переуступить» пай в кооперативе). Вертинский как раз искал дачу и приехал с женой и дочерьми. Девочки — те самые «доченьки, доченьки, доченьки мои» — были намного младше меня, а мне было лет шестнадцать-семнадцать, и произошло это в начале 50-х.

Жена певца Лидия Вертинская выглядела очень молодо и была необыкновенно хороша. «Доченьки», будущие замечательные актрисы и кинозвезды, не проявили никакого интереса к разговору взрослых и разбрелись по участку — благо там было где прятаться. Я трепетно жалась к отцу, который, конечно, немедленно представил меня Александру Николаевичу как давнюю и верную поклонницу: «Ни одного Вашего концерта не пропускает». Вертинский снисходительно улыбнулся и слегка наклонил голову. Он наверняка избегал восторженных юных поклонниц, которых в его жизни было немало. Больше эта тема не обсуждалась.

Гости осмотрели дом, обошли участок, который им понравился. Там почти не было следов человеческой деятельности — вековые сосны и ели, березы «до неба», густой лес сохранился в первозданном состоянии: вырубать деревья было запрещено. Участок гостям приглянулся, а вот дом — нет, он был слишком убог и мал для большой семьи.

Вскоре Вертинские распрощались и уехали. Я спросила отца, договорились ли они. Он ответил, что, скорее всего, нет.

Кадр из сериала «Вертинский»

Кадр из сериала «Вертинский»

День, когда я увидела Вертинского не на сцене, а вот так, рядом, запомнился на всю жизнь. К сожалению, мне так и не удалось сказать великому артисту, как я люблю его песни, как ловлю каждый его жест и дома пытаюсь ему подражать. С тех пор прошло много десятилетий, а я, как и прежде, не устаю слушать его пластинки…

Глядя на телеэкран, спрашиваю себя, тот ли это Вертинский, которого я слушала и видела. И размышляю о его жизни — не киношной, а реальной, как она отразилась в его песнях.

Судя по его текстам, он не был счастлив в эмиграции: «Здесь шумят чужие города и чужая плещется вода».

И хотя его окружали поклонники и влюбленные женщины, главное в другом: «Здесь живут чужие господа и чужие радость и беда». Ему было неуютно под «чужой звездой». По-видимому, он и как художник ощущал себя не вполне понятым в «парижских балаганах, в дешевом электрическом раю».

Я нарочито слишком буквально толкую строки его песен, но он был искренний и честный художник, и пронзительная тоска, звучащая в его романсах, очень ощутима. Конечно, это не единственная эмоция, переданная шансонье: он прежде всего автор тонких лирических композиций. Но я не поняла художественного замысла, согласно которому в фильме звучит так мало его песен, камера стыдливо убегает, едва герой начинает петь.

Читайте также

Вертинский как повод

Вертинский как повод

Почему русского шансонье сегодня обсуждают так горячо, будто он баллотируется в президенты?

Режиссер Авдотья Смирнова создала выразительную картину жизни Вертинского, постаралась представить перипетии сложной эмигрантской судьбы и показать героя в разных ракурсах и ипостасях: верный друг и благородный человек, всегда готовый помочь, муж и любовник. И во всех жизненных ролях он стопроцентно положительный герой, «рыцарь без страха и упрека» — ни малейших недостатков. Бывает ли так?

Как писалось некогда в добротных сочинениях советских критиков, в фильме возникает «портретная галерея» любивших его женщин. Среди них — Марлен Дитрих. Поскольку темы и люди, связанные с Германией, мне всегда особенно интересны, не могу не сказать несколько слов об этой неповторимой актрисе и певице.

Не знаю, была ли она такой откровенной и демонстративной кокеткой, какой предстает в сериале. Я увидела ее совсем другой — в 1964 году в том же Доме литераторов. Марлен Дитрих заслуживает безусловного уважения еще и своей гражданской позицией. Ведь она категорически отказалась принимать нацистский режим, как и большинство крупных художников и писателей, и предпочла жизнь в эмиграции. Это достойное поведение особенно ощутимо в сопоставлении с поведением ее бывшей подругой Лени Рифеншталь, которая выбрала верное служение Третьему рейху. Она обожала Гитлера, а он ее. И даже в 60-е годы Рифеншталь не стеснялась признаваться, что видела нацистский рейх только с положительной стороны. Судьбы этих одаренных женщин — выразительное свидетельство того, что и на самых трудных поворотах истории выбор остается за человеком.

Вертинский тоже стоял перед таким выбором и выбрал возвращение на родину. Он тяготился эмиграцией и позднее, в песне о «доченьках», скажет, что «самое главное» — то, что «родина будет у них». В фильме эта тема звучит отчетливо. Меня, правда, несколько смутило желание авторов непременно довести действие до хеппи-энда. Сначала, когда Вертинский возвращается в СССР, все выглядит неутешительно: холодно, мрачно, неуютно и даже молока не купишь, приходится украсть пару бутылочек. А потом все стремительно налаживается, устраивается и делается просто замечательно. Впрочем, на то фильм и художественный…

В заключение ограничусь банальностью: режиссер и актеры имеют право на свою трактовку, а зритель волен с ней соглашаться или нет. Мне же больше хочется вспоминать Вертинского не сериального, а реального.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow