Экспертиза «Европейского Бюро Судебных Экспертов» подтвердила показания нижегородца Романа Гусева, рассказавшего об избиении старшим сержантом полиции Александром Меркуловым. Об этом «Новой газете» сообщила юрист Комитета против пыток Кристина Диогидзе.
В заключении судмедэксперта Андрея Тазеева сказано, что травмы, полученные Гусевым в результате избиения (среди них — переломы ребер, основания черепа и лицевых костей) могли образоваться по вине Меркулова. По мнению эксперта, повреждения на голове образовались у Гусева «от одного ударного травматического воздействия твердого тупого предмета», а переломы ребер от «не менее трех» ударов в область грудной клетки. При этом экспертиза опровергла показания полицейского: он заявлял, что Гусев получил травмы якобы после того, как упал в полицейской машине лицом на пол, а Меркулов, потеряв равновесие, упал на Гусева сверху.
В октябре «Новая газета» рассказывала историю 45-летнего Романа Гусева. Нижегородца задержали 19 апреля при попытке кражи бутылки виски из супермаркета. В полицейской «Газели» у него возник конфликт с водителем машины — старшим сержантом полиции Александром Меркуловым. Как говорил Гусев, конфликт мог возникнуть из-за того, что он проигнорировал вопросы Меркулова, потому что давал показания другому полицейскому, составлявшему протокол.
На записи с уличной камеры видеонаблюдения видно, как Меркулов, заламывая Гусеву ногу, сгибает ее о кузов «Газели» и тянет задержанного из машины. Гусев в ответ на действия полицейского наносит ему удар левой рукой, после чего силовик заходит в «Газель» и закрывает за собой дверь; машина начинает трястись. По словам Гусева, Меркулов в это время при попустительстве других полицейских бил его. Спустя некоторое время Гусев, как заметно на видео, выходит из машины и, согнувшись, плюется кровью.
Гусев обращался в СК с заявлением о преступлении, но в ведомстве не нашли состава преступления в действиях полицейского и отказали в возбуждении дела: записей из салона автомобиля и с нагрудных регистраторов полицейских нет. Как отмечает следствие, нагрудные регистраторы полицейских, находившихся в «Газели», разрядились, а камеры в салоне автомобиля были отключены. Видеотехническая экспертиза видеозаписи с уличной камеры видеонаблюдения не проводилась.
30 сентября Нижегородский районный суд приговорил Романа Гусева к 1 году и 10 месяцам колонии строгого режима по делу о применении к полицейскому насилия, не опасного для жизни (ч. 1 ст. 318 УК). Как заявлял Меркулов, у него после удара Гусева образовались «кровоизлияние в слизистую верхней губы, кровоподтек лица».