СюжетыОбщество

«Пенсионер — поэтому может скрыться»

Как судили отца директора ФБК* Ивана Жданова. Прокурор запросил 3 года. Приговор — в это воскресенье

Этот материал вышел в номере № 144 от 20 декабря 2021
Читать
Юрий Жданов в суде. Фото: Владимир Воронин

Юрий Жданов в суде. Фото: Владимир Воронин

На этой неделе в городском суде Нарьян-Мара завершился процесс над Юрием Ждановым — отцом соратника Навального Ивана Жданова. 67-летнего Юрия Павловича арестовали в конце марта в Ростове-на-Дону, где он жил в последние годы, этапировали в Архангельск и отправили в СИЗО. Его обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере и служебном подлоге. В прениях прокуратура запросила для него три года лишения свободы в колонии общего режима. Судья Андрей Слонов решил расправиться с делом как можно скорее и назначил оглашение приговора на ближайшее воскресенье.

Рассмотрение дела началось в конце октября. Заседания проходили раз в месяц, поскольку в Нарьян-Маре нет СИЗО. Жданова каждый раз этапировали из архангельского изолятора и содержали в местном ИВС неделю, пока шли заседания. А в изоляторе временного содержания невозможно находиться длительное время. Как рассказал «Новой» адвокат Жданова Владимир Воронин, его подзащитный жаловался, что в ИВС невыносимые условия: он сидит в камере 12 метров, без окна, очень душно, температура +30, нет вытяжки, вентиляция сломана. Помимо самого Жданова в камере еще двое заключенных.

Лекарства, которые официально были ему выданы и очень ему нужны, сотрудники СИЗО оставили в Архангельске.

Защита неоднократно заявляла, что нет необходимости содержать в таких жестоких условиях человека, который не представляет никакой опасности. На одном из заседаний, когда адвокат Воронин просил перевести его доверителя под домашний арест, суд отказался изменить меру пресечения, мотивировав решение тем, что обвиняемый «находится на пенсии, в связи с чем имеет возможность свободно перемещаться по стране».

Адвокат Воронин уверен, что уголовное преследование и решение отправить под стражу его подзащитного носит исключительно политический характер. Уже прошло восемь месяцев, как Жданов находится в архангельском СИЗО. Причем отправляли его в изолятор, когда дело было возбуждено по ст. 286 УК («Превышение должностных полномочий»). По статье средней тяжести, как правило, не назначают самую строгую меру пресечения. Особенно не отправляют под арест ранее не судимого пенсионера. «Мы смотрели статистику за 2020 год Советского районного суда Ростова-на-Дону, где рассматривалась мера пресечения Юрию Павловичу. В 12 из 13 случаев суд отказался отправить в СИЗО обвиняемых по 286-й статье», — поделился данными Воронин.

Он отметил, что начало преследования Жданова совпадает с моментом, когда власти усилили давление на Алексея Навального и его организации, главную из которых возглавлял сын Юрия Павловича, а продолжение преследования самого Ивана Жданова стало невозможным из-за его отъезда. Иван Жданов, в свою очередь, неоднократно заявлял, что его отца преследуют исключительно из-за оппозиционной деятельности сына — чтобы заставить его вернуться в Россию. Иван Жданов находится в международном розыске по обвинению по ч. 2 ст. 315 УК РФ («Злостное неисполнение представителем организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта») и заочно арестован.

Фото из фейсбука Владимира Воронина

Фото из фейсбука Владимира Воронина

Казалось бы, дело не о похищенных бюджетных миллиардах, а о квартире в рабочем поселке за полярным кругом, которая и так по решению суда уже вернулась местной администрации, —

однако ж такая показная жестокость лишь подтверждает предположения адвоката.

Ранее «Новая» подробно писала об уголовном преследовании Жданова с исследованием всех материалов дела. Вкратце напомним суть. В 2019 году Юрий Павлович работал в жилищной комиссии в Ненецком автономном округе, в поселке Искателей. На одном из заседаний члены комиссии рекомендовали выделить жительнице поселка Юлии Ветровой квартиру по договору социального найма. Позже выяснилось, что женщина права на социальное жилье не имела: ее семья уже получала жилищную субсидию. Договор расторгли, а квартиру вернули государству через суд. Но следствие считает, что Жданов выдал рекомендацию в корыстных целях и в отсутствие необходимого кворума для принятия решения подписал протокол жилищной комиссии, в который были внесены недостоверные сведения. Жданов категорически отвергает все обвинения.

Читайте также

Нехорошая квартира

За что преследуют отца директора ФБК* Ивана Жданова. Дело о жилых квадратных метрах в тундре возбуждено по заявлению анонима, свидетель — пенсионерка, зависающая во «ВКонтакте»

Он говорил на следствии и в суде, что решение комиссии носило рекомендательный характер, и окончательно определить, кто имел права на жилье, а кто нет, должен был глава администрации. Как отметила защита, комиссия рекомендует выделить квартиру не в собственность, а именно в социальный найм. «К переходу права собственности Юрий Павлович вообще не имеет никакого отношения. Он всего лишь рекомендовал главе муниципального образования выделить квартиру. А подписывал решение о выделении жилья непосредственно глава поселка! Потом Ветрова написала заявление на приватизацию, и в тот момент замглавы разрешил эту приватизацию. То есть между решением Юрия Павловича рекомендовать выделить квартиру и между переходом права собственности есть еще три колена, в которых Юрий Павлович вообще никаким образом не участвовал. Поэтому здесь говорить о хищении просто невозможно», — пояснил защитник.

Все обвинение строится на показаниях сотрудников местной администрации, которые работали вместе со Ждановым и в большинстве своем имеют отношение к «Единой России». В ходе прений сторон прокурор этого не скрывал и настаивал, что вина Жданова полностью подтверждается их словами (аудиозапись заседания имеется в распоряжении редакции). «Полномочия и порядок работы комиссии регламентируется не хотелками того или иного свидетеля. Комиссия осуществляла деятельность на основании положения», — парировал прокурор, добавив, что доводы защиты о том, что решение комиссии носило рекомендательный характер, — несостоятельны.

Адвокат Юрия Жданова Владимир Воронин. Фото из соцсетей

Адвокат Юрия Жданова Владимир Воронин. Фото из соцсетей

Защита, напротив, указывает, что гособвинение абсолютно не представило никаких доказательств корыстных целей Жданова. «Обвинение нам говорит, что Юрий Павлович эту квартиру похищал не для себя, а в пользу третьего лица. Но ни в одном документе и в показаниях свидетелей не сказано, собственно, для чего Юрий Павлович это все делал. Он же не просто так захотел осчастливить именно Ветрову и по какой-то причине рекомендовал выделить ей квартиру? Мы этого не выяснили в ходе судебного следствия, в чем состоял злой умысел Юрия Павловича. На мой взгляд, государственному обвинителю просто нечего сказать по этому поводу», — недоумевает адвокат Воронин.

По его мнению, предоставить Ветровой социальное жилье можно было только на основании решения органа местного самоуправления. Исходя из содержания Положения о жилищной комиссии, Жданов не мог принять юридически значимого решения о предоставлении Ветровой жилого помещения. Согласно должностной инструкции, Жданов должен был только организовывать и контролировать работу жилищной комиссии.

Адвокат Воронин заметил, что уголовное дело, по которому его подзащитный был лишен свободы, касается его деятельности в 2019 году в качестве члена коллегиального органа. Однако кроме Жданова, никто из членов комиссии не подвергался преследованию, равно как и должностное лицо, которое вынесло окончательное решение о предоставлении жилья, равно как и лицо, которое в итоге приобрело право собственности на квартиру. При этом

в результате всех принятых решений какого-либо ущерба никому причинено не было.

По словам адвоката Воронина, на протяжении всего процесса в зале царила атмосфера абсолютного безразличия ко всему. «Во время допроса Юрия Павловича было ощущение, что он говорил в пустоту, судья смотрел в стол, прокурор вообще отвернулся. На прениях, когда я говорил о нарушениях и про Европейский суд, прокурор вовсе административно громко вздохнул и махнул рукой», — сказал защитник.

Юрий Павлович реалист, продолжает адвокат, и прекрасно понимает, что приговор будет обвинительный. Защита и сам Жданов рассчитывают, что суд назначит минимальный срок, чтобы сразу появилась возможность подать на УДО. Приговор огласят в ближайшие выходные, 19 декабря.

* Организация признана судом «экстремистской» и внесена Минюстом РФ в реестр НКО, выполняющих функцию «иностранного агента».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow