Минюст внес в реестр СМИ, выполняющих функцию «иностранного агента», четырех журналистов, в список НКО — и правозащитную группу «Гражданин.Армия.Право», защищающую права призывников, военнослужащих и альтернативнослужащих. Об этом сообщается на сайте министерства.
В реестр СМИ-«иноагентов» попали Алина Григорьева, Регина Гималова, Андрей Григорьев и Регина Хисамова. Все они сотрудничали или продолжают сотрудничать с «Idel.Реалии»* — проектом «Радио.Свобода»*, который освещает события в Поволжье. Минюст включил этих журналистов в реестр под номерами 100-103.
Директор группы «Гражданин.Армия.Право», Сергей Кривенко рассказал «Новой газете», что во второй половине октября она получила уведомление из Минюста о начале внеплановой проверки — министерство требовало представить документы за последние три года. В преамбуле документа, по словам Кривенко, говорилось, что проверка проводится по заявлению члена «Национального освободительного движения», фамилию директор группы не сообщил.
«Он написал донос, наверное, в прокуратуру, и она поручила проверить нашу организацию, в связи с чем — непонятно, там не было этого указано. И нам было предписано 15 ноября сдать этот большой пакет [документов], мы его сдали в Минюст. Как раз 3 декабря было указано в постановлении как дата окончания проверки. На данным момент мы никаких документов не получали: ни акта, никакой информации из Минюста не было», — рассказал Кривенко.
Он отметил, что теперь организации придется готовить дополнительные отчеты и другие документы, и это осложнит ее работу.
«Действительно, это будет тяжелым грузом для нас, это раз. Второе — в последние годы мы и так видим, как сократилось взаимодействие органов Министерства обороны и прокуратуры с правозащитными организациями, и фактически признание "иноагентом" ставит крест на этом взаимодействии. Единственное — наша деятельность последних лет, которая, наверное, продолжится — это консультации призывников и альтернативных служащих, правовая помощь им», — объяснил Кривенко.
Он добавил, что теперь правозащитная группа, скорее всего, прекратит взаимодействие с органами по вопросам защите прав призывников и военнослужащих. «Это их (органов — ред.) проблема, потому что правозащитные организации <...> все-таки замечают брак, который делают военкоматы и служит барьером, чтобы не попали в армию те, кто не должен туда попадать. Государство само это разрушает», — заключил Кривенко.