НовостиОбщество

«У меня полностью останавливалось сердце»: дагестанец рассказал о месяце пыток током ради показаний по делу об убийстве основателя газеты «Черновик»

Дагестанский чиновник Магомед Хазамов рассказал в СИЗО, как в 2014 году в течение месяца его пытали ради показаний по делу об убийстве основателя газеты «Черновик» Гаджимурада Камалова. Его рассказ опубликован в газете «Черновик».

Журналист «Черновика» Абдулмумин Гаджиев, обвиняемый по делу о терроризме, находится в СИЗО Ростова-на-Дону. Там же он встретил Хазамова, обвиняемого по делу об убийстве Камалова, и поговорил с ним лично.

Магомед Хазамов. Фото: Идрис Юсупов / ndelo.ru

Магомед Хазамов. Фото: Идрис Юсупов / ndelo.ru

15 декабря 2011 года в Гаджимурада Камалова выстрелили в сумме 16 раз из пневматического и травматического оружия рядом с редакцией «Черновика», он скончался. Через несколько лет, в июне 2014 года, экс-главу дагестанского поселка Богатыревка Магомеда Хазамова задержали по подозрению в его убийстве.

После задержания в Центре «Э» Нальчика мужчине сломали нос «неожиданным ударом ногой», после чего отвезли в изолятор временного содержания (ИВС) в Ессентуках, где он провел 10 дней. Перед тем, как отвезти во Владикавказ, его «жестко избили несколько человек», повернув лицом к стене, в наручниках и с замотанным скотчем пакетом на голове.

Уже в ИВС Владикавказа Хазамов узнал, что «каждую ночь кого-то из арестантов забирали на пытки». На следующий день пребывания в изоляторе его закрыли в карцер и вывели «якобы в баню».

«Меня отвели от видеокамер, надели на голову пакет, замотали скотчем, вывели из ИВС и посадили в машину. Привезли в какое-то здание, подняли на третий или четвертый этаж и завели в кабинет.

Меня положили на пол животом вниз, и один сотрудник <…> наступил на мое лицо берцем. К мизинцам руки и ноги прикрепили провода, наложили сверху влажную тряпку, один очень тяжелый тип сел на мою спину, и меня начали пытать током.

От боли моё тело скручивало, и я скидывал сидевшего сверху, после чего они начинали избивать меня ногами. Мне запихнули в рот кляп, чтобы я не мог кричать, и били током, параллельно спрашивая, <…> кто убил Камалова. Я отвечал, что не знаю», — рассказал Хазамов Гаджиеву.

На следующие сутки допроса силовики подсоединили провода с током к мочкам ушей Хазамова и «пытались стянуть штаны» с него, но мужчина «вцепился за них связанными за спиной руками». На пятые сутки допроса его впервые покормили.

«В ходе пыток у меня полностью останавливалось сердце шесть раз. Они меня откачивали. <…> Забирали всегда с издевками, называя каждый прожитый мной день днем рождения. 

У меня на всех пальцах слезла до мяса кожа, сползла полностью кожа в ротовой полости и на губах, так, что они постоянно кровоточили, я похудел килограмм на 25. Начали отказывать руки и ноги, я с трудом ходил», — сообщил журналисту Хазамов.

Через 29 дней пытки прекратились. Хазамов не знает, по какой причине — но уверен, что силовики «точно убедились, что он говорит правду». Следователь предложил ему дать письменные показания о своей жизни до ареста. После того, как дагестанец написал более 50 листов, следователь потребовал поклясться именем Аллаха и своих детей о том, что он не лжет.

Вскоре после этого Хазамова этапировали в СИЗО Пятигорска. До января 2015 года он находился там, в «люксовой трехместной камере», в которой были «душ, холодильник, телевизор, телефоны и кровати вместо шконок». На этом интервью Хазамова Гаджиеву заканчивается словами «продолжение следует».

Читайте также

«Следствие нарушило законы физики»

Что происходит на процессе журналиста Абдулмумина Гаджиева, обвиняемого в финансировании терроризма из-за интервью. ВИДЕО

В октябре 2020 года в Южном окружном военном суде начались судебные слушания по делу об убийстве учредителя газеты «Черновик» Камалова. Среди подсудимых, кроме Магомеда Хамазова — экс-зампред правительства Дагестана Шамиль Исаев и его односельчане Магомед Абисаганов и Мурад Шуайбов. По мнению следствия, Исаев находится в конфликте с Камаловым, что могло стать мотивом убийства, а остальные обвиняемые были привлечены им для помощи.

Сейчас в суде продолжается допрос свидетелей со стороны обвинения — в деле заявлено более 100 человек. В сентябре адвокаты обвиняемых заявили о нарушении принципа состязательности сторон процесса. По мнению защитников, суд «очевидно» занимает сторону обвинения.

Брат убитого журналиста, Магди Камалов, не считает фигурантов дела виновными. «Исходя из собственного расследования, Камалов пришел к выводу, что у обвиняемых исполнителей не было мотива и они не находились на месте убийства его брата ночью 15 декабря», — сообщили Кавказ.Реалии*.

* минюст внес в реестр СМИ, выполняющих функцию «иностранного агента»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow