КолонкаКультура

Никогда такого не было, и вот опять

Список запретных тем стремительно растет

Этот материал вышел в номере № 131 от 19 ноября 2021
Читать
Петр Саруханов / «Новая газета»

Петр Саруханов / «Новая газета»

17 ноября Басманный суд Москвы оштрафовал телеканал «Муз-ТВ» на миллион рублей по статье о пропаганде нетрадиционных отношений среди несовершеннолетних.

Поводом для решения суда стала июньская трансляция традиционной премии «Муз-ТВ 2020–2021. Начало света». С оптимистичным названием телеканал явно поторопился, и вместо начала света получил если не его конец, то начало конца. Звезды шоу-бизнеса, явившиеся на церемонию в неподобающем, с точки зрения Роскомнадзора и Басманного суда, виде, и в страшном сне не могли себе представить, чем на сей раз обернется их привычный эпатаж. А гей-пропагандой, судя по всему, охранители детской нравственности сочли провокационный выход короля эстрады Филиппа Киркорова под ручку с блогером Давой (не спрашивайте!) как бы в образе пары и полуженский-полумужской наряд тиктокера Дани Милохина.

Общественное движение «Ветераны России», несколькими неделями ранее инициировавшее проверку Следственным комитетом высказываний рэпера Моргенштерна, неудовлетворенное слишком «мягким» решением суда, теперь готовит обращение в Генпрокуратуру и СК о привлечении к персональной административной ответственности Киркорова, Давы и Милохина. Также, по сообщениям СМИ, «Ветераны» намерены проверить основания для отсрочки Милохина от призыва в армию. «Пусть перестает носить платье полумужское-полуженское и готовится примерить военную форму», — заявил руководитель «Ветеранов России».

Прежняя отговорка телевизионщиков «не нравится — не смотрите» больше не работает.

Бдительные граждане, включая ветеранов, буквально изнуряют себя просмотром безобразного, с их точки зрения, контента и сигнализируют куда надо.

А там, где надо, мгновенно реагируют на такие запросы и обращения. Нравственное здоровье подрастающего поколения — превыше всего.

Депутат Милонов призвал все телеканалы вести себя прилично. Телеканалы и так уже тише воды ниже травы. Правда, Первый канал, вопреки кипящему возмущением общественному разуму, продолжает активную раскрутку Дани Милохина. Даня — один из фаворитов «Ледникового периода», он же — желанный гость в студиях взрослых ток-шоу, и ведущая Ксения Собчак в программе «Док-Ток» выказывает ему свое расположение. Впрочем, по нынешним временам Собчак и сама могла бы оказаться «подсудимой», в том числе за страстный поцелуй с Тиной Канделаки на одной из светских церемоний пятнадцатилетней давности.

Музыкальные критики в студии телеканала «Дождь» (признан иноагентом. — Ред.), дивясь тому, как стремительно меняется реальность, вспомнили выступление группы «Тату» на открытии Олимпиады в Сочи, дуэт Аллы Пугачевой и Софии Ротару, исполнивший самую скандальную песню «татушек» «Нас не догонят»… «Если дальше так пойдет, скоро будут запрещать и фильмы, например: «Здравствуйте, я ваша тетя», — предположил музыкальный критик Артур Гаспарян.

Как в воду глядел. «Онлайн-кинотеатрам могут запретить показ фильмов и сериалов с любыми нетрадиционными сексуальными отношениями», — сообщила газета «Ведомости» со ссылкой на прошедшее недавно заседание Общественного совета при Роскомнадзоре, где обсуждались новые запретительные меры, направленные на искоренение гей-пропаганды, хотя, по мнению юристов, четкого определения того, что считать пропагандой, в законе нет.

В законе нет, а в головах производителей современных сериалов уже есть. ВВС опубликовала большое исследование под заголовком «У нас запрет на реальность. Почему в российском кино и сериалах все больше табу». Среди этих табу — тема ЛГБТ. «А можно без гомосексуализма?» — требуют продюсеры от сценаристов и режиссеров еще на стадии рассмотрения заявки.

Разумеется, прежде всего, под запретом образ президента, выборы, протесты, коррупция, политическая сатира, религия. Список табуированных тем растет столь быстро, что производители сериалов за ним попросту не поспевают.

То, что казалось проходимым еще пару лет назад, оказывается сегодня абсолютно неприемлемым к финалу съемочного и монтажного цикла.

«Платформы стремительно превращаются в телевизор», — констатирует один из экспертов исследования ВВС.

Положительный образ силовика (чекиста, энкавэдэшника, эфэсбэшника) — одна из таких «скреп», на которую авторы и продюсеры сериалов уже не осмеливаются покушаться.

В сериале «Седьмая симфония», показ которого недавно прошел на телеканале «Россия», главным положительным героем становится, по сути, не дирижер Карл Элиасберг, исполнивший в блокадном Ленинграде симфонию Шостаковича, а лейтенант НКВД Серегин. Пока сосредоточенный на музыке дирижер машет палочкой, простой русский парень мотается на передовую, разыскивая среди бойцов необходимых оркестру музыкантов. И, как поется в одной патриотической песне, «русский парень от пуль не бежит, русский парень от боли не стонет, русский парень в огне не горит, русский парень в воде не тонет».

Приказ есть приказ, даже если его смысл лейтенант поначалу не очень понимает, презрительно поглядывая на чуждых ему интеллигентиков с сомнительными как на подбор фамилиями («У вас у всех, что ли, такие?»). Под воздействием внезапно нагрянувшей любви и великой силы искусства на лицо ужасный Серегин оказывается добрым внутри — и в итоге жертвует жизнью, закрывая собой во время бомбежки дирижера, без которого концерт не смог бы состояться.

В отличие от Карла Элиасберга, лейтенант Серегин — персонаж полностью вымышленный. Интересно свидетельство одного из сценаристов «Седьмой симфонии» Алексея Караулова в фейсбуке, где обсуждался сериал:

«Из сценария вырезали (или просто не стали снимать) порядка 40% реплик и сцен, а энкавэдэшник почему-то УЖЕ был в сценарии…

в результате нами было переписано почти все. Кроме энкавэдэшника. Мы давно бегаем в мешках, со связанными ногами и повязками на глазах, пытаясь писать для ТВ».

Между тем Первый канал с обнадеживающим титром «Скоро» продолжает рекламную кампанию сериала Авдотьи Смирновой «Вертинский», который уже показал онлайн-кинотеатр Kion. Даже по отобранным для рекламы кадрам понятно, что сериал, снимавшийся в условиях относительной свободы, вышел в свет, когда сгустилась тьма, и многие его линии сегодня кажутся абсолютно непроходимыми для федерального эфира. Одна из самых страшных сцен — нацистский погром в гей-клубе, во время которого погибает аккомпаниатор Вертинского. Когда же артист пытается выяснить судьбу своего аккомпаниатора и его товарищей по несчастью, высокий нацистский чин говорит ему с презрительной ухмылкой: «Это была ошибка природы. Мы ее исправили».

Можно, конечно, задвинуть телепоказ глубоко за полночь, сопроводив его повторяющимся из серии в серию уведомлением «все совпадения и аналогии случайны», но бдительных поборников общественной нравственности не проведешь. 35 лет назад участница телемоста Ленинград — Бостон произнесла фразу, ставшую мемом на годы вперед: «Секса у нас в Советском Союзе нет, и мы категорически против этого». Она имела в виду стерильное по тем временам ТВ, но контекст потерялся практически сразу.

«Никогда такого не было, и вот опять», — вспоминается фраза Черномырдина, тоже ставшая крылатой.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow