СюжетыОбщество

Секс, политика, билет в бизнес-класс

Как сложился «ближневосточный турпоток» в Беларусь, и что за «уполномоченные фирмы» выдают визы обеспеченным арабам

Этот материал вышел в номере № 130 от 17 ноября 2021
Читать
Секс, политика, билет в бизнес-класс
Жители приграничных районов Польши зажигают в своих домах зеленые лампы в знак того, что готовы приютить нелегальных мигрантов, пересекающих границу страны из соседней Беларуси. Фото: Getty Images

Беларусь переживает миграционный кризис: на границе с Польшей и Литвой скопились тысячи беженцев из стран ближневосточного региона — в основном это жители курдских автономий Ирака и Сирии. Эти люди, осадив границу, пытаются прорваться на территорию Евросоюза; те, кому это удалось, раздают интервью польским телевизионщикам, повторяя одно и то же: «В Польше мы не останемся, наша конечная цель — Германия».

Неудивительно, что нынешние беженцы не хотят жить в небогатой Польше: многие из них — представители совсем не бедных семей. Курдские автономные регионы имеют крупные залежи нефти и в числе нищих не числятся. В свете борьбы с ИГИЛ (запрещенной в России террористической организацией) курды ходили под протекторатом США: американцы прикрывали их провинции с воздуха, поставляли им вооружение — а курды ответно оказывали им помощь в борьбе с исламистами на земле. Однако американцы из войны вышли, и курды оказались брошены: турки, извечные враги курдов, теперь регулярно осуществляют авианалеты на их стратегические объекты, и на территории Сирии, и на территории Ирака.

И все же зажиточные курды — это совсем не те сирийцы, которые гибли, которые потеряли все, которые в разгар войны на самодельных плотах пересекали Средиземное море, чтобы сбежать от войны.

Курдам есть, где жить, им есть, что кушать. Они могут многое себе позволить — и если уж бежать, то, конечно, не в Польшу.

«[Еще 7 августа] правительство Ирака остановило рейсы между Багдадом и Минском — после того, как получило предупреждение от ЕС, — говорит Карим Аль Нури, заместитель руководителя министерства по вопросам миграции правительства Ирака. Но что мы можем сделать с Беларусью? Беларусь использует собственные плохие отношения с ЕС и толкает иракских беженцев в сторону Польши и Литвы».

После отмены рейсов из Багдада резко увеличилось количество бортов других авиакомпаний региона, вылетающих в Минск. В частности, лоукостер Fly Dubai участил рейсы не только из Дубая, но и из ливанского Бейрута, который находится в двух часах езды от Дамаска. В Минск летает сирийская национальная авиакомпания ٍSham Wings. Забиты рейсы «Турецких авиалиний» из Стамбула.

На белорусско-польской границе. Фото: Getty Images

На белорусско-польской границе. Фото: Getty Images

Иракские власти обращались даже к руководству соседних стран, призывая запретить гражданам Ирака вылетать в направлении Минска. Однако не совсем понятно, какие законные основания могут быть у такого запрета. Ведь все люди, вылетающие в Минск, имеют действующую белорусскую визу, полученную в точном соответствии с белорусским законодательством. (До недавнего времени жители многих стран ближневосточного региона могли получать белорусскую визу прямо в аэропорту, а иракцам, например, визы проставляли «уполномоченные турагентства». Обозреватель арабской службы ٌRussia Today Салам Мусафир заявил во вчерашнем эфире, что белорусскую визу можно купить непосредственно у авиакомпании Sham Wings, которая летает в Минск из Дамаска, стоит эта «допуслуга» $2500.)

Но как получилось, что не самые бедные курды в одночасье захотели ехать в Беларусь? И откуда вообще взялись эти «уполномоченные» белорусским МИДом турагентства, которые сотнями и тысячами везут в страну граждан арабских государств?

Все, конечно, началось не вчера.

Во времена СССР студенты из стран Ближнего Востока очень любили получить образование в советских республиках. Те же Сирия и Ирак, например, направляли молодежь по партийной линии — социалистическая партия БААС была с Союзом очень близка. Арабские студенты быстро осознали особенности советского быта и развернули их в свою пользу. Мой дядя Филипп, который учился в Москве, рассказывал, как он и его сокурсники после каждой поездки на родину возвращались с двумя чемоданами: в одном везли личные вещи, в другом — богатства западного мира: джинсы Levi`s, духи Chanel, записи зарубежных исполнителей. На деньги, вырученные от продажи вещей из второго чемодана, студент мог вести привольную жизнь. То, что для советских граждан было преступлением, студентам из дружественных стран легко сходило с рук.

И даже после окончания вуза многие молодые люди продолжали работать в этом же направлении. Росли студенты — рос и их бизнес, который обрастал всей необходимой инфраструктурой, связями, выходя кое-как в легальное поле. Распад Союза вовсе не повлек за собой разрыва дружеских связей между бывшими студентами и бывшими советскими республиками, ставшими для них вторым домом. У многих молодых людей с Ближнего Востока появилось второе гражданство — российское например, или украинское, или белорусское. (Беларусь многим дала и дополнительные «цацки», такие как, например, статус почетного белорусского консула у себя на родине.)

Вместе с открытием границ появилось и новое направление для развития бизнеса: выезд бывших советских граждан в арабские республики. Речь идет не совсем о туристических поездках: понятно, что у нищих россиян или белорусов в те годы не было денег на экзотические путешествия. Однако некоторым из них арабы сами готовы были платить за такие поездки: речь, разумеется, о девушках. Не секрет, что арабы — большие ценители славянской красоты, и

от одного взгляда на русскую девушку или на украинку сердце у араба начинает биться в сто раз чаще.

Так на Ближнем Востоке к концу 90-х сложился колоссальный рынок эскорт-услуг, на котором девушки из стран бывшего Советского Союза по сей день занимают доминирующие и даже, скажем прямо, исключительные позиции. Тысячи россиянок, белорусок, украинок приезжают работать в ночные клубы Ливана и Сирии — там законодательство такое позволяет. А тысячи арабов из соседних стран слетаются в эти клубы, как на мед.

Рынок этот, конечно, не работает стихийно: это в Турцию можно въехать без визы и работать там просто «по знакомству». В арабских странах на этот счет действует строгое законодательство, и девушки въезжают по рабочим визам, в основном как артистки. Выросла целая инфраструктура по рекрутингу, подготовке виз, ротации работниц между регионами и государствами.

К концу 2000-х в работе этого щепетильного «туристического рынка» начали наступать изменения. Нет, поток славянских проституток нисколько не иссяк — они на востоке всегда будут востребованы, а спрос рождает предложение. Просто мужчины осознали, что счастье, на которое они в Бейруте или Дамаске спускали десятки тысяч долларов, «на месте» стоит гораздо, гораздо дешевле. Что тур в украинский на тот момент Крым стоил всего $2000, а на месте за дополнительные $600 можно было получить то, что в сирийском борделе даже и не снилось.

Полиция на белорусско-польской границе. Фото: Getty Images

Полиция на белорусско-польской границе. Фото: Getty Images

Так «туристические агентства» заработали в обратном направлении, обеспечивая выезд арабских мужчин в Белоруссию, Украину и Россию. И Белоруссию, чье миграционное законодательство для туристов с Ближнего Востока до недавних пор было сформулировано вызывающе мягко, я не просто так ставлю здесь на первое место. Получить визу многие арабы могли просто в аэропорту, нужно было лишь обратиться в «турагентство» не позднее чем за два дня до вылета.

В последние доковидные годы поток арабских туристов в Белоруссию (как, впрочем, и в Россию) только возрос: вслед за обеспеченными мужьями потянулись и их жены, которые осознали, что сумочка Gucci на Немиге стоит гораздо дешевле, чем дома. Белоруссия намеренно продавала себя как «почти Европу». В лучших гостиницах Минска все уже перестали удивляться семьям, в которых мужчину сопровождают три жены и пятеро детей. Вряд ли в турагентствах, штампующих визы, кто-то обращал внимание на то, откуда именно семья въезжает: из благополучного ли Катара или из воюющей Сирии — главное, чтобы платили деньги. А арабы готовы были платить.

И вот летом этого года на туристическом рынке Сирии и Ирака появился новый манящий продукт для обеспеченной публики: выезд в Евросоюз в качестве беженцев.

Данный пакетный тур включал в себя: белорусскую визу групповую (индивидуальная — за отдельную плату), перелет эконом-классом в Минск (бизнес-класс — за отдельную плату), проживание в гостинице в Минске в течение трех суток; трансфер до границы. Также за отдельную плату можно было получить инструкцию по пересечению границы с GPS-навигацией или даже перейти границу с сопровождением. Стоимость тура начиналась от $3000.

Среди тех, кто покупал и покупает до сих пор такие туры, много молодых. И некоторым даже удается пробиться в Европу. Однако это тяжелейшее путешествие по предзимним лесам длиною в несколько недель, в ходе которого можно и погибнуть, явно не рассчитано на то, что его преодолеют многие.

Теперь уже даже люди в Ираке и в Сирии начинают понимать, что «туры беженцев» — это ловушка.

Что Беларусь захотела разыграть турецкую карту, припугнуть Европу толпами беженцев — и сами беженцы превратились в инструмент.

Вчера Ирак объявил об организации бесплатных эвакуационных рейсов для своих граждан из Минска в Багдад.

Однако многие из тех, с кем мне удалось связаться в приграничных лагерях, рассказывают одну и ту же историю: белорусская милиция на границе не позволяет людям возвращаться в Минск. Говорят, что вы свой выбор уже сделали.

Читайте также

Билет в белорусский концлагерь

С августа по ноябрь 2021 года в Беларусь только авиатранспортом могло прибыть более 4,5 тысяч приезжих из Ливана

«Пограничники били нас прикладами, еду отдали собакам»

Али из Багдада дал «Новой» пошаговую инструкцию к европейской эмиграции через Беларусь

«Дома у меня были проблемы с проиранскими группировками. Они хотели, чтобы я присоединился к ним, а я не хотел. В августе я отправился в туристическое агентство Ard Aljoud на улице Аль-Кинди в Багдаде. Друзья сказали мне, что это агентство выдаст визу в Беларусь, откуда контрабандисты доставят меня на польскую границу, а оттуда уже и в Германию.

Я заплатил $2500, которые запросило агентство, через несколько дней я получил белорусскую визу, медицинскую страховку и гостиничную бронь — полный пакет документов. Билетов не было, мне было велено ждать. Я сел на самолет из Багдада в Стамбул, где пробыл у друга до 22 октября, когда контрабандисты позвонили мне и сказали, что надо купить билет на рейс авиакомпании «Белавиа». Я так и сделал, хотя, например, «Турецкие авиалинии» были намного дешевле. Но мне сказали, что с «Белавиа» — это самый безопасный способ.

Границу я прошел без проблем. В Минске меня встретили и отвезли в гостиницу «Планета», там я познакомился с другими иракцами, в основном это были молодые мужчины. Они также должны были пересечь границу с Польшей.

Нас всех пригласили в лобби отеля, и это была просто какая-то сюрреалистическая сцена.

Фото: Getty Images

Фото: Getty Images

Эти люди — контрабандисты — открыто собирались в вестибюле отеля, чтобы продавать свои услуги. Очень открыто и без беспокойства. У разных контрабандистов были разные ставки, в зависимости от требуемого уровня комфорта — от 3 до 10 тысяч долларов США.

Я выбрал вариант за $4000. Этот вариант включал трансфер из отеля на границу и GPS-ориентир для перехода. После самостоятельного пересечения границы на польской стороне меня должны были встретить и отвезти в Германию.

Вариант стоимостью $10 000 включал сопровождение при пересечении границы — и до самой Германии. Питание и проживание тоже были включены в стоимость!

Среди этих людей, контрабандистов, были сирийцы, поляки, азербайджанцы и иракцы.

Тот, которого выбрал я, был из Ирака. Он сказал, что его зовут Фархад Аль Каркоуки, но я не думаю, что это его настоящее имя.

На утро за мной и еще за шестерыми ребятами из Ирака приехали три машины, одна из них была такси. Все три водителя говорили только по-русски и общались друг с другом по рации, а не по мобильным телефонам.

Поездка из Минска до границы заняла чуть больше семи часов, потом водители велели нам выйти из машин, указали в сторону леса и стали кричать: «Давай! Иди! Давай!»

Лес на границе Польши и Беларуси. Фото: Getty Images

Лес на границе Польши и Беларуси. Фото: Getty Images

Мы забежали в лес и связались с Фархадом, он прислал нам GPS-координаты точки перехода. Около десяти километров мы шли по лесу, дошли до колючей проволоки. Мы перерезали ее болторезами, которые купили на рынке в Минске, там есть специальный рынок, где продается все необходимое для перехода. Инструмент, одежда, палатки.

Перебравшись через «колючку», я побежал по нейтральной полосе, которая отделяла польский забор от белорусского. Фархад сказал нам, что белорусские пограничники не будут нас преследовать. Но он ошибался.

Очень скоро я услышал за спиной лай собак и крики мужчин, они кричали по-русски. Я обернулся и увидел, что трое пограничников перебрались через забор и побежали к нам с автоматами Калашникова, они прямо целились в нас. Я поднял руки над головой и опустился на колени на мокрую землю. Я уже думал, что все.

Солдаты подошли и стали бить нас прикладами. Минут пять так били, а потом один протянул руку и начал кричать по-английски: «Money! Money!». Мы отдали все, что у нас было. Солдаты забрали деньги, а затем начали рыться в сумках. Они вынули всю нашу еду и отдали ее собакам. Они вылили воду из бутылок.

Затем тот же солдат, который просил денег, указал в сторону польской стороны и сказал: «Poland! Go!»

Когда мы перерезали польский забор, мы увидели вдали фонарики и услышали шум двигателя автомобиля. Это был патруль, мы долго от него прятались. Когда этот патруль ушел, появился другой патруль. Так мы играли с ними в кошки-мышки два дня, потом поняли, наконец, их график, и сумели проскользнуть.

Читайте также

Коварный плен

Лукашенко берет Кремль в заложники при помощи «мигрантского кризиса»

Уже из Польши мы связались с Фархадом. Он сказал нам идти к шоссе 689, что там нас будут ждать две машины. Скоро он перезвонил и сказал, что то шоссе скомпрометировано и что нам надо ехать по шоссе 685. А это примерно в 10 днях ходьбы от того места, где мы были. А мы уже замерзли и проголодались, и пить нам было нечего. Но Фархад и тут нам помог. Он прислал к нам машину, она привезла воду и пакеты с фруктами.

И вот мы шли, дышали воздухом свободы, и если бы даже нам пришлось идти сто дней, это бы нас не беспокоило.

Когда мы дошли до шоссе 685, мы опять связались с Фархадом, прислали ему наши координаты. Переночевали в кукурузном поле, а на следующее утро за нами и правда приехали две машины. Обе машины были азербайджанскими. На них мы ехали четыре часа, пока не добрались до заправочной станции, где сменили машины и водителей. Новые водители были из Польши. Нас подвезли к мосту, сказали перейти мост пешком, и что Германия находится на другой стороне.

Было очень раннее утро, и никого на дороге не было. Я увидел вдалеке немецкий флаг и заплакал.

Немецкая полиция задержала нас на станции, когда мы попытались сесть на поезд до Берлина. Эти полицейские были очень вежливы, они предложили нам еду и воду и сказали, что мы в безопасности.

Сейчас все мы сидим в лагере для беженцев во Франкфурте. 17-го числа у меня будет суд».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow