«Построение уникальной атмосферы» и «создание тематического настроения» — так выглядят свежие тендеры, объявленные учрежденной правительством Мурманской области организацией. За лирически названные лоты заплатят суммарно 53 млн рублей. Формально деньги не бюджетные — из региональной казны они уже перетекли на счет этой самой АНО «Центр городского развития». В основном они выделяются из резервного фонда — копилки, где находится областная заначка «на черный день»: на случай ЧС, борьбу с коронавирусом, ликвидацию последствий аварий и т.д.
Атмосферы и настроения чиновникам захотелось аккурат тогда, когда региональная контрольно-счетная палата (КСП) в очередной раз заявила о нарушении требований Бюджетного кодекса при вливании миллионов в АНО.
В заключении КСП на проект областного закона о внесении изменений в бюджет на 2021 год указано, что субсидия на уставную деятельность Центра городского развития осенью увеличивается на 71% и к концу года составит почти 800 млн. Деньги, поступающие на счета организации в форме имущественного взноса, уйдут на ямочный ремонт, благоустройство дворов и обустройство детских площадок — дела, конечно, хорошие, но относящиеся к муниципальной зоне ответственности. А федеральный закон четко разграничивает полномочия местного самоуправления и государственной власти.
Однако любовь мурманского губернатора Андрея Чибиса к разного рода шарикам-фонарикам (городская среда была его коньком в годы работы в федеральном Минстрое) то и дело заставляет вмешиваться в то, что на чиновничьем языке называется «вопросами местного значения». А блокировки подобных решений со стороны, скажем, прокуратуры, удается избежать благодаря промежуточному звену — упомянутой АНО, которой юридический статус позволяет намного больше свободы в обращении с как бы уже не казенными деньгами.
Из заключения контрольно-счетной палаты
«Счетная палата неоднократно обращала внимание, что формирование расходов областного бюджета на уставную деятельность АНО «ЦГР» осуществляется с нарушением норм Бюджетного кодекса во взаимосвязи с ФЗ, так как в составе направлений использования имущественного взноса предусмотрены расходы, связанные с решением вопросов местного самоуправления и не являющиеся расходными обязательствами субъекта РФ».
Фактически аудиторы говорят о нецелевом расходовании бюджетных средств. Но чиновники продолжают настаивать: все по закону, а Счетная палата ошибается.
В обоснование своей позиции в ответ на вопрос «Новой» в правительстве области упирают на то, что различные АНО живут за счет бюджета во многих регионах, в Мурманске же эти деньги в конечном итоге используются для исполнения нацпроекта «Жилье и городская среда». Чиновники напоминают, что у прокуратуры закон о бюджете нареканий не вызвал.
Губернатор Мурманской области Андрей Чибис. Фото: Валентин Егоршин / ТАСС
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Из ответа правительства Мурманской области «Новой газете»
«Закупки АНО строго урегулированы. Комитет по конкурентной политике Мурманской области разработал специально для автономных некоммерческих организаций, учрежденных Правительством Мурманской области, Типовое положение о закупках, которое гарантирует соблюдение всех основных требований конкуренции при отборе поставщиков. АНО регулярно планово проверяются контрольно-надзорными органами (КСП, прокуратура) и в этой связи говорить, что средства АНО «никто не контролирует», необоснованно. Они находятся под очень серьезным контролем.
Таким образом, и статус АНО «ЦГР», и порядок ее деятельности, а главное, расходования предоставленных бюджетных средств, юридически урегулированы и выстроена многоуровневая система контроля соблюдения установленных требований. Все это делает механизм использования АНО для решения приоритетных и ключевых задач Правительства Мурманской области законным и обоснованным».
Какие же приоритетные и ключевые задачи решает упомянутая АНО, бюджет которой такими темпами скоро приблизится к миллиарду?
- Установка в Мурманске парклетов (лавочек на подиуме) — 10 миллионов,
- строительство основания для возведения «контейнер-холла» — нескольких контейнеров, в коих когда-нибудь найдет приют современное искусство (пока не нашло), — 1 миллион,
- ремонт дворов в Североморске — 40 миллионов,
- сооружение «въездных знаков» в Кировске и Териберке — 11 миллионов.
В Териберке, надо полагать, это деревянный хвост кита, который пока целиком виден лишь на эскизах, в реальности же выглядит как куча бревен с табличкой «Объект под охраной губернатора».
Эскиз сооружения «Хвост кита» / «Мурманский вестник»
Поехали дальше:
- прокат самокатов — 19 млн,
- прокат велосипедов — суммарно 48 млн.
- «Разработка стратегии велоинфраструктуры Мурманска» — 4 млн.
Не знаю, как там стратегия, но «инфраструктура» — это нарисованные на тротуарах в центре города велодорожки.
- Обустройство скейт-площадки — 25 млн.
- «Выполнение работ по разработке стандартов по улучшению восприятия визуального облика города Мурманск в рамках комплексного благоустройства городской среды» — 34 млн.
Мое любимое:
- «Выполнение работ по разработке свода стандартов по улучшению восприятия целостного визуального образа Мурманского государственного технического университета (при коммуникациях с внешними и внутренними аудиториями)» — 23 млн.
- И, конечно, лампочки, детские площадки и подсветочка. Не обошлось и без любимого слогана губернатора Чибиса — за полтора миллиона купили световую конструкцию «На севере жить».
Правительство напоминает, что за деятельностью ЦГР строго приглядывает наблюдательный совет из чиновников и депутатов. Правда, все та же счетная палата еще летом заявляла, что АНО в прошлом году заключила сделок на 600 млн «мимо совета».
Впрочем, вольности с выделением средств связаны не только с этой самой АНО. Согласно недавнему заключению аудиторов, более 826 миллионов рублей резервного фонда потрачены в этом году в нарушение норм Бюджетного кодекса и закона Мурманской области о бюджетном процессе. Этих денег хватило бы на ремонт одной больницы. Что, кстати, соответствовало бы регламенту трат резервного фонда.
Но деньги пошли, например,
- на социологическое исследование по оценке коррупции в регионе (за 700 тысяч)
- или новогодний спектакль (5 млн).
Совокупный объем фонда в этом году составляет 1 миллиард 740 миллионов рублей, но более миллиарда уже истрачено.
В своем весьма подробном ответе «Новой» правительство региона сообщает: оно настолько уверено в законности своих трат, что предлагало КСП уточнить позицию у вышестоящих начальников — в федеральной Счетной палате, а мурманские аудиторы так этого и не сделали. Конфликт налицо, поэтому трудно не заметить недавнюю отставку председателя КСП Елены Кашаповой, которая раз за разом публично заявляла о нарушении чиновниками бюджетного процесса. На днях в КСП избрали нового председателя.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68