Анну Политковскую убили 7 октября 2006 года. Через 15 лет, 7 октября 2021-го, истек срок привлечения к ответственности виновных. Следствие закончено. Забудьте.
С утра пораньше специально включила телевизор, чтобы понять, будет ли эта новость в информационной повестке дня федеральных каналов. Хотя бы коротко. Хотя бы бегущей строкой. Просто из журналистской солидарности. Для приличия…
Впрочем, о чем это я? И журналистская солидарность, и элементарные приличия на госТВ давно забыты, как отныне забыто следствие по делу Анны.
На Первом канале сначала рассказали о газовом кризисе. Затем — о последствиях потопа в Дагестане. Но вдруг на экране появился заголовок следующего сюжета — «Без срока давности». Неужели вспомнили? Неужели тоже считают, что срока давности для таких преступлений нет и преступник должен быть разоблачен и наказан по всей строгости закона, невзирая на прошедшие годы и десятилетия?
Да, так и считают. Но не у нас, а в Германии, где спустя много-много лет после Второй мировой войны разоблачен и предстал перед судом бывший охранник концлагеря Заксенхаузен. Преступнику исполнилось 100 лет! «Я хочу, чтобы восторжествовала справедливость. Я хочу, чтобы свершилось правосудие», — говорит сын одного из узников, замученных в концлагере. Именно об этом, о начинающихся в Германии судебных слушаниях — сюжет Первого канала. Об убийстве журналистки в родной стране — ни слова.
В принципе, кто бы сомневался. Как никто не сомневался, что трагическую дату отметят телеканалы «Дождь» и «Настоящее время» (оба признаны Минюстом «иноагентами». — Ред.). У них, как всегда, перпендикулярная федеральной новостная повестка дня. За «перпендикулярность» и объявлены «иноагентами». А нечего заниматься самодеятельностью и идти не в ногу. Велено забыть — забудьте. Приказано говорить — валяйте.
Накануне на том же Первом в ток-шоу «Пусть говорят» вспоминали Игоря Талькова, убитого 6 октября 30 лет назад. Спустя три десятилетия якобы обнаружились некие новые обстоятельства его убийства. На самом деле — ничего особо нового. Все те же версии, слухи, подозрения, догадки. А «загадка века», как назвали это преступление в программе «Пусть говорят», по-прежнему не разгадана. Просто, оказывается, глава Следственного комитета Бастрыкин потребовал от правоохранительных органов Санкт-Петербурга отчет о расследовании резонансного убийства, и Первый канал первым отреагировал на громкий информационный повод. Тем более что разборки в мире шоу-бизнеса — лакомая тема в большинстве ток-шоу.
«Новая газета», не дожидаясь 30-летия, сама обнародовала полную историю собственного расследования убийства Анны Политковской. Это расследование редакция вела на протяжении прошедших 15 лет. Фильм режиссера Анны Артемьевой размещен на сайте «Новой». Название фильма — «Как убили Анну, чья жизнь принесла стране огромную пользу, а смерть нанесла непоправимый урон».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Участники фильма-расследования — главный редактор газеты Дмитрий Муратов и куратор отдела расследований Сергей Соколов — рассказывают, как шаг за шагом, часто вопреки действиям официального следствия они шли своим путем, разыскивая ключевых свидетелей, исполнителей и заказчиков преступления. И как следствие не захотело или не посмело дойти до конечной точки — назвать и посадить на скамью подсудимых заказчика убийства, хотя, по мнению Муратова и Соколова, следствию он известен.
«Спасибо за то сообщество журналистов, которое выросло на ваших материалах. И это роскошь, что я принадлежу к их числу…», «Анна Степановна, нет ни одной истории в мире, которые бы стоили вашей жизни и жизни любого репортера…», «Анна Степановна, они заплатят!», «Простите нас, что мы вас не уберегли», — обращаются к своей убитой коллеге последователи Политковской — журналисты Павел Каныгин, Роман Анин (вынуждены указать, что он внесен Минюстом в реестр СМИ-иноагентов), Елена Милашина, Елена Костюченко в пронзительном финале фильма.
«Ты не успела увидеть свою внучку. Вот она — Анна-Виктория… О чем я тебе не скажу — что мама умерла, не дождавшись суда над заказчиком, поскольку истек срок давности. Для меня 7 октября 2021 года тебя убьют второй раз», — с горечью говорит Дмитрий Муратов.
А Сергей Соколов обещает продолжить расследование:
«Заказчику просто выдали индульгенцию. Но мы индульгенций убийцам, в отличие от государства, не раздаем».
У подъезда жилого дома по улице Лесной, где была убита Анна Политковская, 7 октября 2006 года. Фото: РИА Новости
Накануне трагической даты Ксения Собчак на ютуб-канале «Осторожно: Собчак» опубликовала один из лучших выпусков своей программы. Его герои — обозреватель «Новой газеты» Елена Милашина и главный редактор Дмитрий Муратов. С каждым из них Собчак разговаривала по отдельности — о расследовательской журналистике и ее рисках, о журналистике как о миссии, за которую погибли Анна Политковская и Наталья Эстемирова, о профессии, все чаще несовместимой с жизнью. Практически по Оруэллу: «Быть честным и остаться в живых — это почти невозможно».
Елену Милашину Муратов и Собчак считают наследницей Политковской и главным журналистом-расследователем страны по Чечне. Она, по словам Муратова, принадлежит к тому поколению профессиональных журналистов, которые не просто наблюдают жизнь, а вмешиваются в нее. Сам главный редактор после гибели Анны Политковской совсем уже было решил прекратить командировки своих сотрудников в Чечню и даже установил мораторий на год.
Но спустя год Милашина продолжила дело жизни Политковской. Елене угрожают, на нее не раз нападали, она сомневается в том, что в конце туннеля будет свет, но при этом упорно гнет свою линию и берется за самые рискованные темы, потому что ей жаль людей. Потому что они не виноваты и никто больше им не поможет и помогать не собирается.
…А по телевизору между тем по-прежнему ни слова о том, что случилось 7 октября 15 лет назад.
Зато, конечно, не обошли вниманием судьбоносное событие, которое случилось 7 октября 69 лет назад. «Более 10 президентов уже поздравили президента, — отрапортовала Ольга Скабеева в дневном выпуске ток-шоу «60 минут». — Будет ли президент, что называется, проставляться на рабочем месте, — узнаем у его пресс-секретаря Дмитрия Пескова». Выключила, так и не узнав, будет ли Путин «проставляться». В конце концов, что ему мешает? В ТАКОЙ день сам Бог велел.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68