Колонка · Культура

Страсти-то какие!

Зачем запрещать «Искушение» Верховена, возбуждая повышенный интерес к фильму, который сам по себе не вызвал бы никакого ажиотажа?

Этот материал вышел в № 106 от 22 сентября 2021
Читать номер
Этот материал вышел
в № 106 от 22 сентября 2021
06:48, 22 сентября 2021Дмитрий Быков, обозреватель
views

72

06:48, 22 сентября 2021Дмитрий Быков, обозреватель
views

72

Петр Саруханов / «Новая»

Сразу преодолеем искушение похулить Министерство культуры, отказавшее фильму Пола Верховена «Искушение» (Benedetta) в российском прокате. Картину приобрела прокатная компания Capella film, выход ее был намечен на 7 октября, но лидер движения «Сорок сороков» Андрей Кормухин пожаловался на Верховена, поскольку ряд сцен в фильме противоречит новейшим поправкам в Конституцию. При всей странности этой мотивировки Министерство пошло Кормухину навстречу, и «Искушение» пополнило сравнительно небольшую группу фильмов, лишенных прокатного удостоверения (сербский «Клип» да английская «Смерть Сталина», плюс «Кролик Джоджо», причины невыхода которого «ХХ век Фокс СНГ» не разгласил).

Легче всего повторить банальности о том, что действие фильма происходит в католической стране и демонстрирует всю степень греховности властолюбивой монахини XVII века, а потому скорее льстит чувствам православных верующих. Бог поругаем не бывает, поэтому оскорбить их чувства Верховен не может никак; если книга Джудит С. Браун, лежащая в основе сюжета, вызвала критику со стороны Ватикана, то сам фильм, показанный в Каннах и оставшийся без наград, никакой бури не спровоцировал. Прямо скажем, не «Последнее искушение Христа», из-за которого копья ломались не только в Америке и Европе конца восьмидесятых, но и в России конца девяностых. «Бенедетту» ругали и хвалили весьма сдержанно,

и если Верховен рассчитывал потрясти основы, то, видимо, обманулся.

Большинство критиков назвали фильм неудачей, хотя и подтверждающей высокий режиссерский класс 80-летнего автора: причина неудачи, видимо, в том, что лесбийскими сценами в монастыре теперь никого не удивишь, а сцена мастурбации при помощи статуэтки девы Марии выглядит самоцельным кощунством, не вызванным никакой художественной необходимостью. Вообще им там, в Европах, не очень понятно, чего ради затеяна эта помпезная постановка, которой пандемия добавила актуальности, потому что во второй половине фильма возникает тема чумы; как-то нет того, что Толстой называл единством нравственного отношения к предмету, для сатиры на католичество и на религию в целом картина слишком серьезна и временами трагична, для разоблачения властолюбия и корыстолюбия — чересчур эпатажна (галлюцинации Бенедетты насчет секса с Христом, на мой скромный взгляд, попросту безвкусны, — но не критиковать же чужие галлюцинации). Конечно, дело не в лесбийской теме, потому что главное искушение Бенедетты Карлини — как раз мирская слава и церковная власть. Но «Отец Сергий» написан (и раскритикован частью православного духовенства) 120 лет назад, и добавить что-то новое к теме «жизнь не для Бога, а для людской славы» Верховен не смог.

Тогда с чего его запрещать, вызывая тем самым повышенный интерес к фильму, который сам по себе не вызвал бы никакого ажиотажа? Кто не хочет оскорбляться — не пойдет; кого интересуют красивые эротические эпизоды между Вирджинией Эфира и Дафной Патакиа — легко найдет в интернете сцены куда более откровенные. И вот тут-то и таится проблема, которую ни в прессе, ни в печати не затронули вовсе: ежу ясно, что запрет лишь взвинтит интерес к работе Верховена. Почему же Кормухин призывает к этому запрету, а Минкульт покорно выполняет его заказ? «Истина поднимает бурю, чтобы дальше разбросать свои семена»: эта восточная пословица ни разу на моей памяти не ошиблась. Стало быть, так надо?

Либо Господь заинтересован в том, чтобы фильм Верховена (вполне доступный в Сети, где я с ним и ознакомился) посмотрело в России как можно больше народу, либо Минкульт как верное орудие Господа сознательно раздувает интерес к неоднозначному авторскому высказыванию.

А высказывание, особенно в нынешней России, весьма любопытно. Думаю, неслучайно и название, которое фильму дали в русском прокате: это прямая рифма к новелле Генриха Манна «Отречение» — самому глубокому сочинению на ту же тему. Этот фильм, как мне представляется, — о том, что религия является лишь частным случаем стремления человека подчиняться и властвовать, и это аверс и реверс одного инстинкта. Религиозная вера для атеиста Верховена сама по себе ужасное искушение, потому что в основе ее — обычная мания управлять либо слушаться. И мы не знаем, что в действительности управляет Бенедеттой: вера в Бога, в свое исключительное предназначение или в то, что без нее заблудшим овцам не найти пути к спасению. Она ведь провозглашала себя невестой Христа, устраивала кощунственное бракосочетание с ним и требовала называть себя императрицей не из чистого властолюбия, а из глубокой веры в то, что через нее говорит Бог. Не с карьеризмом мы имеем дело, а с формой мессианства, и ни страх костра, ни самая сильная земная любовь не победят этой единственной страсти. Властолюбие — самая наглядная и опасная форма религиозного служения, власть и вера неразделимы уже потому, что ни искусство, ни управление, ни мораль не могут существовать без системы иерархий. В этом залог взаимного притяжения художника и власти, в этом причина вечного взаимного тяготения церкви и государства, в этом корень элементарной физиологической неспособности покинуть верховный пост. Бесполезно убеждать мученика не мучиться — это его главная форма реализации в мире; бесполезно умолять властителя ограничить свою власть или уйти с галер. Их всех неумолимо тянет на «костры амбиций», как называлось это у Тома Вулфа;

нет никакого властолюбия, сластолюбия или корыстолюбия — есть ненасытное эго, которому тесно в земной оболочке.

И главный пафос эротической линии фильма — как раз в том, как ничтожна плотская страсть в сравнении с иррациональной, уж точно нечеловеческой тягой властвовать и подчиняться. Страшная сакральность власти — которую девятилетняя Бенедетта ощутила уже в первой сцене фильма, — и есть истинная тема Верховена в этот раз; и потому его картина, при всех ее вкусовых провалах и перехлестах, сегодняшней России очень нужна — просто чтобы понимать, что происходит. Полагаю, ее запрет и тем самым всеобщий просмотр в Белоруссии тоже был бы крайне уместен.

Так что спасибо Министерству культуры за продуманную политику и своевременное тайное послание, переданное в условиях нарастающей цензуры единственно возможным образом.

Читайте также

Читайте также

Литургия с оргазмом

В Каннах свои новые работы представили мировые классики: Пол Верховен — «Бенедетту», Нанни Моретти — «Три этажа», Уэс Андерсон — «Французский вестник»

Делаем честную журналистику вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#кино #верховен #религия #церковь

важно

2 часа назад

Что произошло за ночь 22 сентября. Коротко

выпуск

№ 106 от 22 сентября 2021

Slide 1 of 6
  • № 106 от 22 сентября 2021
Slide 1 of 6

Топ 6

1.
Сюжеты

Решения ЕСПЧ надо выполнять Совет Европы настоятельно призвал власти России немедленно освободить Навального, отменить оспариваемые приговоры и выплатить компенсации жертвам преследований

views

215507

2.
Репортажи

«Спросите у госпожи Сечиной» Как ФСБ и судья Менделеева закрыли от публики процесс по делу братьев Магомедовых

views

187530

3.
Онлайн

Выборы прошли. Оппозиция потеряла голоса, у «Единой России» около 50%. Онлайн КПРФ проводит митинг на Пушкинской в Москве, после добавления протоколов ДЭГ в Москве победили провластные кандидаты

views

148729

4.
Комментарий

Придется платить Страсбургский суд вынес три решения в пользу истцов из России

views

139641

5.
Сюжеты

«На СИЗО-6, в разработку, петушка из тебя сделаем» Тюремщиков из восставшей колонии в Ангарске перевели в соседнюю ИК-2. Теперь и там заключенные жалуются на пытки и объявляют голодовки

views

136658

6.
Репортажи

Зачищенный край Самый протестный регион России готовится отправить Михаила Дегтярева во второй тур

views

132002

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
close

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera