Комментарий · Культура

Отдельный ад в вестибюле театра

Сильный жест РАМТа: премьера спектакля на основе репортажа спецкора «Новой газеты» Елены Костюченко из психоневрологического интерната

Этот материал вышел в № 104 от 17 сентября 2021
Читать номер
Этот материал вышел
в № 104 от 17 сентября 2021
10:37, 16 сентября 2021Марина Токарева, обозреватель
views

1142

10:37, 16 сентября 2021Марина Токарева, обозреватель
views

1142

Афиша спектакля «Интернат» в РАМТе

Люди садятся на лестнице. На площадке ставят легкие стулья, на ступенях раскладывают подушки. В РАМТе экстраординарная премьера.

«Новая газета» 30 апреля отдала весь номер очерку нашего спецкора Елены Костюченко о психоневрологических интернатах. Лена и фотокор Юрий Козырев провели внутри ПНИ две недели. Опыт погружения дал картину босховской силы: люди, от которых отказалась семья, оставив на попечении государства, обречены на жизнь бесправную, скудную, беспощадную. Жестокость — норма. Документальная фиксация того, как устроено обитание внутри ПНИ, — вровень с самыми невыносимыми свидетельствами лагерников.

Читайте также

Читайте также

Интернат

В закрытых психоневрологических заведениях сегодня живут 177 тысяч россиян. Большинство из них там и умрут. Елена Костюченко и Юрий Козырев провели несколько недель в ПНИ

Текст в «Новой» прочла актриса Нелли Уварова. Нашла единомышленников. И вот — премьеру играют в большом вестибюле РАМТа. Режиссер — Екатерина Половцева. Нечасто бывает, чтобы репертуарный театр использовал газету как документ времени. Здесь именно так. Громадная человеческая беда, легализованная катастрофа — предмет осмысления не только журналистов, но и театра.

— Нам выдали ключ, — говорит Уварова, — и шаг за шагом пятеро артистов отмыкают этим ключом жизнь интерната на 436 больных, из которых дееспособных — 42.

У актеров в руках листочки. Но это не читка. Спектакль «Интернат» в вестибюле РАМТа. Фото: Ольга Стрелец / РАМТ

В центре спектакля — истории конкретных людей. Трудных пациентов. «Вегетативной» Светы, которая пишет стихи, как молитвы, корчась в судорогах и одним мизинцем нажимая кнопки телефона. Вечно голом Артеме, который все разрушает и рвет, но впервые одевается и идет на прогулку с волонтером Катей: она первая посмотрела на него как на человека. Сильной, веселой Насти, у которой особая власть — пульт от телевизора…

У актеров в руках листочки. Но это не читка. Хотя сам текст, соединяясь с неактерской игрой исполнителей, выводит их к правде. Сжатая жесткость объективистской манеры, за которой горит сухой огонь гнева и бесслезной жалости. Опыт Театра.doc здесь пригодился всем: документ работает на характер. Объединяющее начало — достоверность. Ольга Лапшина, Евгений Редько, Мария Лапшина, Максим Керин, Нелли Уварова неуловимо пересекают границу между пациентом и повествователем, жизнью и нежизнью. Артисты РАМТа ничего не «изображают».

Но ты вдруг ощущаешь себя беззащитным комком больной плоти, сжавшимся на голом матрасе.

Конечно, в мировой литературе и кино есть классические образцы разработки темы, из самых знаменитых — «Пролетая над гнездом кукушки». Но там речь о муках души и духа. Здесь — еще и о нечеловеческих условиях содержания тела. Атмосфера ПНИ — запах мочи и пота.

Фото: Ольга Стрелец / РАМТ

Фото: Ольга Стрелец / РАМТ

Страх, деньги, секс — тут обстоятельства, рычаги карательной медицины.

Нарушителей порядка могут отправить на другой этаж, в худшее отделение, в психбольницу. Деньги фактически целиком присваивает администрация интерната, забирает почти все, что выдает власть. Такая система, в ней не тратятся на «бесполезных». Женщин, которые забеременели в ПНИ, направляют на принудительный аборт, лишают надежды иметь детей. Их никто не спрашивает, просто перевязывают трубы. Похоже на практику нацистских законов, о которых идет речь на сцене этого же театра в спектакле «Нюрнберг». Только там — евреи и немцы в первой половине прошлого века, здесь — сегодняшние россияне. Вслед за Костюченко Половцева исследует банальность зла в отношении безответных членов общества — больных, недееспособных. Тех, кто и так непоправимо несчастен. Ста семидесяти семи тысяч россиян. Ни врачи, ни сестры, ни «проверяющие» — никто не рассматривает их как людей, они давно списаны в биологический материал.

Спектакль передает монотонность, одуряющую однообразность каждого дня интерната, его законы, окончательно стирающие личность, пол, рассудок. «Отдельный ад» — такой диагноз ставят автор и театр, и он кажется еще щадящим.

«Интернат» в РАМТе. Фото: Ольга Стрелец / РАМТ

В 1985 году по документальной пьесе Юрия Щекочихина «Ловушка № 46, рост второй» была осуществлена одна из важнейших постановок в биографии РАМТа и его художественного руководителя Алексея Бородина. Сегодня, в начале третьего десятилетия века ХХI, театр продолжает традицию трудного, дискомфортного разговора с обществом на фундаменте журналистского расследования. «Интернат» — сильный социальный жест РАМТа. Акт действенного сострадания. Этой работой театр создает повестку для будущей власти. Если она захочет изменить порядок вещей, при котором человек приравнен к животному.

«Когда исчезает человеческое, остается только государство. Мое государство — это ПНИ. Не вакцина «Спутник V», не Олимпиада, не космические корабли. Мое государство — здесь, я вижу его лицо».

Этими словами заканчивается текст. И спектакль. Потрясенные зрители встают сразу, еще до аплодисментов.

Фото: Ольга Стрелец / РАМТ

Делаем честную журналистику вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#психоневрологические интернаты #РАМТ #редько #уварова #спектакль #реакция

важно

час назад

Команда Навального сообщила о DDoS-атаке на телеграм-бот и сайт «Умного голосования»

важно

3 часа назад

Что произошло за день 16 сентября. Коротко

Slide 1 of 6

выпуск

№ 104 от 17 сентября 2021

Slide 1 of 6
  • № 104 от 17 сентября 2021
Slide 1 of 6

Топ 6

1.
Комментарий

Угрозы для Путина, госпиталь для ФСБ и запрет на похороны 13 вопросов от жителей Камчатки и «Новой газеты», на которые не ответила депутат Госдумы РФ Яровая И.А.

views

209213

2.
Новости

СК задержал дезинсектора по делу о смертельном отравлении москвичей арбузами из «Магнита»

views

173026

3.
Репортажи

«Лишь бы ты умер раньше меня» Это — мечта многих любящих родителей особенных детей. Они знают, что такое ПНИ. «Новая» продолжает исследовать альтернативные сценарии жизни людей за пределами интернатов

views

144987

4.
Комментарий

Придется платить Страсбургский суд вынес три решения в пользу истцов из России

views

137438

5.
Репортажи

Зачищенный край Самый протестный регион России готовится отправить Михаила Дегтярева во второй тур

views

110620

6.
Новости

В учебниках английского от «Просвещения» обнаружили ссылку на порносайт для куколдов. Выпуск и распространение книги остановлены

views

90117

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
close

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera