НовостиОбщество

Суд по просьбе ФСБ закрыл процесс по делу братьев Магомедовых

Мещанский районный суд Москвы на очередном судебном заседании по делу «братьев Магомедовых» 15 сентября принял решение закрыть судебный процесс от представителей СМИ и слушателей, передает корреспондент «Новой газеты» из зала суда.

Председательствующая Олеся Менделеева сослалась на поступившее днем ранее в суд письмо от заместителя начальника Службы экономической безопасности ФСБ РФ, начальника управления «К» Ивана Ткачева. В бумаге, которую цитировала Менделеева, Ткачев информировал суд о том, что участникам процесса, в частности, свидетелям, якобы поступают «угрозы убийством, насилия над ними, уничтожения или повреждения их имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве».

При этом имена свидетелей, кроме одного человека, в ФСБ не конкретизировались. Ткачев ссылается на результаты оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), согласно которым в зале Мещанского суда, где слушается дело, на территории суда, а также «на прилегающих к нему участках местности» «постоянно присутствуют лица из числа входивших в окружение братьев Магомедовых».

Процесс по бывшим владельцам группы компаний «Сумма» и других фигурантов изначально был открытым как для слушателей, включая родственников, так и для журналистов. Однако последние дни им создавали сложности для попадания в зал.

Как отмечает корреспондент «Новой газеты», процесс по делу идет с большим оперативным сопровождением: в коридорах суда постоянно дежурят оперативные сотрудники, которые следят за слушателями и адвокатами.

Прокуроры поддержали просьбу ФСБ о закрытии процесса. «Мы безусловно ходатайствуем о закрытии судебного разбирательства до конца слушаний», — заявил прокурор Борис Непорожный. Подсудимые и защита категорически возражали против этого, отмечая, факты угроз надуманны и является провокацией, чтобы закрыть процесс от публики.

Читайте также

Судья: «Устала на это смотреть — приветики передаются, поцелуйчики»

На процессе по делу братьев Магомедовых сильно не хватает наблюдателей от РСПП. И очень много издевательств над подсудимыми и зрителями

«Эту справку делал человек, который некоторое время назад делал другую справку — о том, что мы собираемся «бежать через республику Беларусь» (данная справка оглашалась прокуратурой во время продления подсудимым содержания под стражей в 2020 году). Эти справки — штамповки. Прокуроры почему-то не обращали на то, что следователи во время следствия угрожали свидетелям. Ваша честь, ни одного грамма доказательств в этих справках нет, кроме словоблудия. Зато у меня есть многочисленные доказательства того, какое давление в самом начале оказывалось на тысячи людей, которые работали в группе компаний «Сумма». Люди десятки часов сидели в следственном департаменте под угрозой привлечения к уголовной ответственности. А цели угроз и создания уголовного дела против нас очевидны: своровать бизнес. Вся история понятна», — заявил Зиявудин Магомедов перед уходом судьи в совещательную комнату.

Как отметили подсудимые, факт угроз одному свидетелю, чья фамилия указывалась в заявлении Ткачева, уже проверялся и не нашел своего подтверждения в судебном же заседании. «Это искусственное закрытие процесса, чтобы журналисты не написали обо всем том безобразии, которое здесь творится», — сказал подсудимый Артур Максидов. «Принятие подобного решения ставит под сомнение объективность и беспрестанность разбирательства» — заявил «Новой газете» адвокат Магомеда Магомедова Михаил Ошеров.

Процесс по существу по делу братьев Магомедовых идет с весны 2021 года. В настоящее время — стадия представления доказательств стороной обвинения. В деле, которое следственный департамент МВД расследовал более двух лет, около 830 томов и более 1000 свидетелей. По версии следствия, братья Магомедовы и часть менеджмента их компаний, вовлеченная в ОПС, похитили порядка 11 млрд рублей.

Среди эпизодов — хищения на строительстве стадионов «Арена Балтика» в Калининграде и «Газпром Арена» в Санкт-Петербурге, на реконструкции аэропорта «Храброво» в Калининграде, строительстве железной дороги на участке Кызыл-Курагино, федеральной трассы М-52 «Чуйский тракт», на поставках электротехнического оборудования для подстанции «Василеостровская» в Петербурге и Нерюнгринской ГРЭС, причинение ущерба ФСК при строительстве объекта «Призейская-Эльгауголь» и так далее.

Помимо Зиявудина и Магомеда Магомедовых, на скамье подсудимых — топ-менеджеры входивших в «Сумму» компаний, которые, по версии следствия, участвовали в махинациях. Это глава компании «Интекс» Артур Максидов, гендиректор Объединенной зерновой компании (ОЗК) Сергей Поляков, топ-менеджер той же компании Роман Грибанов и гендиректор компании «Энергия-М» Юрий Петров. Никто из подсудимых вины не признает.

Магомедовым вменяется создание организованного преступного сообщества (ч.1 ст. 210 УК), девять эпизодов особо крупного мошенничества (ч.4 ст. 159 УК), один эпизод растраты (ч.4 ст. 160 УК). В обвинительном заключении утверждается, что организованное преступное сообщество братья Магомедовы создали в 2010 году «для систематического совершения на территории России хищения денежных средств из федерального и региональных бюджетов, а также у коммерческих организаций».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow