9 августа в североосетинской Республиканской клинической больнице скорой медицинской помощи произошел прорыв кислородной трубы. В результате аварии скончались 9 человек. Больница, расположенная во Владикавказе, принимает самых тяжелых пациентов с ковидом со всей Северной Осетии. Многие из них подключены к аппарату искусственной вентиляции легких.
Согласно официальной версии, в 17.15 за пределами здания больницы, на глубине около полутора метров произошел прорыв кислородной трубы. Больные, подключенные к ИВЛ, на несколько минут перестали получать кислород. 9 пациентов погибли. Позже некоторые СМИ сообщили об 11 погибших в результате прорыва, однако врио главы республики Сергей Меняйло лично опроверг эту информацию. По его словам, два человека умерли ночью после аварии, уже находясь на кислородной поддержке. У обоих было критическое поражение легких. Позже в местном минздраве подтвердили, что 9 августа в КБСП
- скончались 11 человек,
из них
- девять — в результате аварии,
- один пациент умер из-за тромбоэмболии,
- по еще одному случаю проводится дополнительная судмедэкспертиза.
10 августа по итогам трагического происшествия высказался врио руководителя минздрава Сослан Тебиев: «Мы считаем, что это системный сбой. Разберутся специалисты. Сейчас проводится проверка, будет выявлена причина поломки. Проводим сейчас аудит, по его итогам определим, какие ошибки были допущены», — заявил он журналистам.
Сослан Тебиев, глава минздрава Северной Осетии, после трагедии. Кадр с сайта правительства республики
Несмотря на официальную позицию о системном сбое, в осетинском сегменте Telegram появилась версия о том, что
еще в марте 2021 года инспекторы Ростехнадзора составили на больницу протокол по статье «Нарушение требований промышленной безопасности».
В апреле они обращались в республиканский минздрав с требованием привести систему в порядок. Позже эту информацию подтвердила и пресс-служба Ростехнадзора. А сегодня можно говорить о том, что и в республиканском минздраве еще до трагедии знали о неполадках в кислородной системе КБСП.
Утром 9 августа, за 7 часов до трагедии, на аппаратном совещании врио главы Сергей Меняйло подробно расспросил об этом Сослана Тебиева. Вот цитата из видеозаписи совещания, которую приводит официальный сайт Меняйло.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Сергей Меняйло: «Майрам Михайлович [Тамаев, министр ЖКХ республики], подключитесь, пожалуйста, к КБСП и, я так понимаю по докладу министра здравоохранения, там проблемы в самой системе разводки кислорода. Я правильно понимаю?»
Сослан Тебиев: «Да, сегодня специалисты приехали из Рязани, в половине седьмого они были там, сейчас тоже там работают, дадут свои предложения, чтоб мы оперативно в случае проблем их решили».
С.М.: «Чем компенсируем неполадки в системе разводки кислорода больным?»
С.Т.: «Повышаем давление в общей системе, это они уже точечно дали какие-то предложения, я сам поеду туда, лично проверю».
С.М.: «Больные не должны страдать. Если есть необходимость, и можно ли заменить подачу кислорода концентраторами, если нет, давайте подумаем, куда их переведем — тех, кто на ИВЛ. Это сегодня жизненно важное…»
С.Т.: «Там запустили новую ветку напрямую от бочек, сегодня должны завершить эту работу, лично проконтролирую».
С.М.: «Кислород больным подаем или нет?»
С.Т.: «Кислород есть, все есть, все в наличии. Сегодня также ожидаем поставку, все бочки будут заполнены».
С.М.: «Сослан Аркадьевич [Тебиев], я задаю вопрос: подаем или нет? Если разводка кислорода не работает или где-то есть сбой, то самая главная задача — это тем, кто находится на ИВЛ, подать этот кислород, фактически кислород подается?»
С.Т.: «Кислород подается, но бывает снижение давления, поэтому эти специалисты сейчас едут, смотрят, в чем причина».
С.М.: «Разберитесь, еще раз говорю, жизненно важно (…) сегодня смесь для больных, кто лежит на аппаратах ИВЛ. Если есть необходимость, давайте переведем пока в другие стационары или подстрахуемся кислородными концентраторами или еще как-то. [Поезжайте] туда же, в КБСП, убедиться в том, что фактически подается кислород больным, и ваши предложения оттуда, доклад, что необходимо сделать, если есть сбой».
Совещание о кислороде прошло за несколько часов до трагедии
Уже после трагедии, 10 августа, в Минздраве подтвердили информацию о проводимых на территории КБСП работах по прокладке резервной линии подачи кислорода, отметив при этом, что специалисты осматривали только видимую часть кислородной разводки, а прорыв произошел под землей.
Тем не менее на прошедшем вечером во вторник заседании Оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории РСО — Алания информацию о несоответствии оборудования в КБСП техническому регламенту подтвердил Сергей Меняйло.
«К сожалению, предварительно вырисовывается не очень лицеприятная картина. Пока, по предварительным данным, [кислородные] емкости, которые были поставлены 6–8 лет назад, оказывается, без документов.
Соответственно, не были освидетельствованы, ну и еще ряд вопросов. Мы должны разобраться в этой ситуации: как это делалось, кто делал, как принималось, как сдавалось, как вводилось в эксплуатацию. Это параллельно делает еще следственный комитет», — сообщил врио главы республики.
Он также отметил, что в республику прибудет лицензированная компания с опытом аудита подобных кислородных систем и проверит их во всех медучреждениях Северной Осетии.
Вышедшая из строя кислородная станция на территории больницы скорой помощи. Пресс-служба правительства Северной Осетии / ТАСС
Пресс-служба главы республики сообщила, что к обеду 10 августа в КБСП было налажено бесперебойное кислородное обеспечение всех пациентов. По поручению министра здравоохранения России Михаила Мурашко в республику прибыла комиссия для оказания помощи и оценки ситуации, в нее вошли специалист Росздравнадзора и ВЦМК «Защита». Вместе с ними также прибыли анестезиологи-реаниматологи Федерального центра медицины катастроф.
Летом 2021 года в Северной Осетии наблюдается наивысшее число смертей от коронавируса за все время пандемии, число пациентов с тяжелым течением болезни очень высоко для такого маленького региона. Во многом это связано со скептическим отношением населения республики к вакцинации, да и к самой коронавирусной инфекции. Северная Осетия занимает одно из последних мест в России по количеству привитых жителей.