Сюжеты · Общество

Это просто космос

Самый богатый человек планеты Джефф Безос отправился в космический тур вслед за миллиардером Ричардом Брэнсоном

08:06, 20 июля 2021Наталья Глухова, корреспондент

08:06, 20 июля 2021Наталья Глухова, корреспондент
views

Основатель Amazon и самый богатый человек в мире по версии Forbes Джефф Безос отправился в космос на созданном его компанией Blue Origin корабле New Shepard. «Новая» собрала главное о «космической гонке миллиардеров».

В космос вместе с Безосом полетел его брат Марк, 82-летняя бывшая летчица Уолли Фанк, а также 18-летний выпускник школы из Нидерландов Оливер Деймен.

Скрин: трансляция Blue Origin

Основатель Amazon 57-летний Джефф Безос отправился в космос на созданном его компанией Blue Origin корабле. Ракета New Shepard взлетела с космодрома в Техасе. Полет продолжался примерно 10 минут, корабль достиг высоты в 100 км — нижней границы космоса. Капсула совершила посадку с помощью парашютов. Ракета также благополучно приземлилась на космодроме. В невесомости участникам путешествия удалось побыть считанные минуты.

Космических путешественников встречают на земле. Скрин: трансляция Blue Origin

План полета. Скрин: трансляция Blue Origin

Слева направо: Оливер Деймен, Уолли Фанк, Джефф и Марк Безосы. Скрин: трансляция Today

Деймен — сын основателя и гендиректора компании по управлению капиталом Somerset Capital Partners Джоса Деймена, который заплатил за место во втором полете компании. После того, как место на первый полет стало вакантным, в Blue Origin решили поднять выпускника выше в очереди. Сколько стоил коммерческий полет Деймена, не уточняется. Однако источники Reuters в 2018 году сообщали, что цена полета на New Shepard составит от 200 тысяч долларов до 300 тысяч долларов.

Уолли Фанк — первая женщина-инспектор по безопасности полетов в Федеральном управлении гражданской авиации (FAA) США. Она работала в Национальном совете по транспорту и безопасности (NTSB), а также участвовала в программе «Меркурий 13» — группе из 13 женщин-пилотов, желающих стать астронавтами и полететь в космос. Участники программы добровольно прошли в 1961 году тесты на физическую выносливость и устойчивость к стрессам, стремясь доказать, что женщинам тоже место в космосе. Фанк прошла подготовку и была одной из лучших среди участников той миссии.

В Blue Origin заявили, что Деймен в случае полета станет самым молодым, а Фанк — самым взрослым астронавтом, которые когда-либо отправлялись в космос.

Одно из четырех мест на первом суборбитальном путешествии с Безосом Blue Origin продала на аукционе за 28 млн долларов. Предполагалось, что именно тот, кто выиграет в аукционе, отправится в космос 20 июля, однако победитель, который пока сохраняет анонимность, объявил, что решил полететь в составе одного из будущих экипажей из-за несовпадения графика. Blue Origin начала торги за билет в мае, для участия в них зарегистрировались почти 7,6 тысяч человек из 159 стран мира. По планам, вырученные на аукционе средства направят в фонд Club for the Future, который призван стимулировать и поддерживать людей, занимающихся естественными науками и инженерией.

Космическая гонка миллиардеров. Кто круче?

Главный конкурент Безоса — 70-летний британский миллиардер Ричард Брэнсон. Он 11 июля отправился на край космоса на борту космического корабля Unity-22 Virgin Galactic, который отправился с космопорта «Америка» (штат Нью-Мексико, США). Вместе с бизнесменом полетели пилоты Дэвид Маккей и Майкл Масуччи, а также пассажиры — бывшая астронавт НАСА Бетт Мозес, индианка Сириша Бандла и инженер Килин Бэннет.

Космический аппарат поднялся на высоту 15 км, отделился от носителя и отправился в суборбитальное пространство на высоту чуть более 80 км. Участники полета провели несколько минут в невесомости.

Полет Брэнсона многие критиковали. Можно заметить, что его корабль поднялся всего на 86 км в высоту, это ниже линии Кармана — высоты над уровнем моря, которая условно принимается в качестве границы между атмосферой Земли и космосом. Международная авиационная федерация установила, что линия Кармана находится на высоте 100 километров. Именно на этой точке для создания подъемной аэродинамической силы необходимо, чтобы корабль двигался с первой космической скоростью (7,91 км/с). В NASA начинают отсчет космоса и вовсе с высоты 122 км — на этой высоте американские шаттлы при возвращении на Землю переключались на аэродинамическое маневрирование — полет с опорой на атмосферу планеты.

Поэтому критики Брэнсона утверждали, что по-настоящему миллиардер в космосе не побывал.

На что сторонники британского бизнесмена отвечали, что Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США считает границей космоса 80 км над уровнем моря.

В Blue Origin также сравнили полеты обеих компаний. В таблице, опубликованной на сайте Blue Origin, отмечается, что корабль Безоса New Shepard преодолеет линию Кармана, а корабль Unity Брэнсона — нет. А летательный аппарат Virgin Galactic в компании Безоса назвали высотным самолетом, а не полноценным космическим кораблем.

Несмотря на соперничество, обе компании борются за одну цель — запускать людей и научные эксперименты в суборбитальное пространство — когда корабль пересекает границу космоса и атмосферы, однако не выходит на околоземную орбиту. И Blue Origin, и Virgin Galactic планируют развивать туристические суборбитальные полеты.

Причем обе компании официально уже получили разрешения на пилотируемые запуски. Очередь на полет Virgin Galactic уже большая — как минимум 600 человек отдали за билет 250 тысяч долларов, среди них — друг Брэнсона, основатель SpaceX Илон Маск.

Кстати, Илона Маска и его компанию SpaceX, которая разрабатывает ракеты не только легкого, но и тяжелого и сверхтяжелого класса, также можно назвать конкурентом космических миллиардеров. Так, в компании уже выпускали ракеты-носители Falcon 1, Falcon 9 и Falcon Heavy и космический корабль Dragon, предназначенный для пополнения запасов на Международной космической станции. Предполагается, что в сентябре этого года на орбиту на корабле Dragon должен отправиться миллиардер Джаред Исаакман, который выкупил все четыре места за 200 млн долларов. Это будет полноценный орбитальный полет с посещением МКС.

Чем отличаются корабли New Shepard и VSS Unity?

В компании Blue Origin для корабля New Shepard используют систему вертикального взлета и посадки. Конструкция состоит из одноступенчатой ракеты-носителя и герметичной пассажирской капсулы. По словам разработчиков, ракета оснащена кислородно-водородным двигателем ВЕ-3 с тягой 490 килоньютонов — двигатель предназначен в том числе и для экстренной эвакуации пассажиров в случае возникновения нештатных ситуаций. Сама Капсула рассчитана на 6 человек, и каждый из них может рассматривать происходящее за бортом в большое прямоугольное окно. Каждое место также снабжено индивидуальными мониторами, при помощи которых турист может проследить за характеристиками полета.

Туристический космический корабль Virgin Galactic VSS Unity рассчитан на перевозку 6 пассажиров и двух членов экипажа. Спинки кресел оборудованы жидкокристаллическими дисплеями, на которые выводится текущая информация о полете: скорость, высота, уровень перегрузки. Также корабль оборудован 17 иллюминаторами, каждый из которых оснащен видеокамерой. Несколько камер также расположены на полу. Предполагается, что по возвращении на Землю каждому пассажиру предоставят копию с записью полета на память.

Делаем честную журналистику вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#ng #космос #полеты #илон маск #безос #брэнсон