В Москве скончалась Раиса Александровна Мазепа — мать обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской.
Раиса Александровна на открытии Аниного сада у редакции «Новой». Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Ей было 92 года.
Раиса Мазепа не дожила до суда над заказчиками убийства дочери, которые до сих пор не найдены. Приговор вынесли лишь исполнителям и посредникам.
Политковскую убили 7 октября 2006 года в подъезде дома на Лесной улице в Москве. Убийца сделал четыре выстрела в упор, в том числе контрольный — в голову.
В 2014 году Мосгорсуд вынес решение по фигурантам уголовного дела –Рустаму Махмудову и Лом-Али Гайтукаеву. Их приговорили к пожизненному лишению свободы, признав первого исполнителем, а второго — организатором убийства. Еще трое мужчин, которые были посредниками в организации преступления — Сергей Хаджикурбанов, Ибрагим и Джабраил Махмудовы — приговорены к 20, 12 и 14 годам колонии соответственно. Гайтукаев умер в колонии в июле 2017 года.
Европейский суд по правам человека признал, что расследование убийства Анны Политковской не было эффективным: следствие все еще не установило заказчика и не предприняло достаточных мер для всестороннего и эффективного расследования преступления.
Не люблю писать в воскресенье. Все неотложное — обычно про смерть.
Я несколько раз лично, глаза—в глаза просил руководителей страны продолжить дело по заказчикам убийства Ани Политковской. В этом году 15 лет с расстрела нашего спецкора. Мне отвечали: убийства по найму расследуются долго. И много аргументов. Я отвечал: можно ваше следствие будет короче, чем жизнь мамы Анны на земле?
Не получилось у них.
Раиса Александровна сегодня умерла.
Неверояной красоты женщина. Пару лет назад в свои девяносто плюс вместо символического поливания лейкой она перед зданием редакции лично и собственноручно посадила 94 анютины глазки. Она держалась до последнего в ожидании справедливости, недопрошенные свидетели гоняют по России в ухоженных бородах. Спасибо за Вас и за дочку, дорогая Раиса Александровна. Илья, Вера, мы с вами. У нас не будет срока давности. Не навязывайте нам забывчивость. Чистая совесть —это обычно просто плохая память. Наша совесть тревожна, как никогда.
Дмитрий Муратов