КомментарийСпорт

Звезды деревянного футбола

Даже если у нас делают выводы, уроков все равно не извлекают

Этот материал вышел в номере № 67 от 23 июня 2021
Читать
Звезды деревянного футбола
Фото: Friedemann Vogel - Pool/Getty Images

Летом 1966-го, после бронзового для сборной СССР чемпионата мира в Англии, я впервые прочитал, что пора серьезно заняться детским футболом. Как его надлежит исправлять, я не очень представлял, потому что сам в этом детском футболе варился: за счастье были целый мяч со шнуровкой и чудовищного вида бутсы, а тренера нам и не полагалось.

Прошли годы. Даже слишком много лет прошло. Мячи и бутсы другие, а слова те же. После каждого — ну хорошо, почти после каждого большого турнира — эксперты и специалисты разговор об очередной неудаче заканчивают словами «надо начинать с детей». В ночь с понедельника на вторник в футбольной студии телеканала «Матч» экспресс-обсуждение традиционного провала, постигшего наших бедолаг-футболистов в Копенгагене, вообще с ходу стартовало с «детей».

Да не начнут у нас ни с каких детей. Это присказка, клише, мантра к моменту. Про детей вспоминают исключительно после очередной футбольной катастрофы, забывая спустя два-три дня, о чем говорили только что. Нынче так особенно:

сказанное по любому поводу что с трибун, что в кулуарах не имеет никакого значения. Стиль тотально словоблудский, очень похожий на наш футбол, когда есть только видимость игры.

И «надо все спокойно проанализировать и извлечь уроки» — из той же оперы про детский футбол. Анализировать, собственно говоря, нечего. Все уже украдено до нас. Даже самый тупоголовый болельщик в курсе, что «навес на Дзюбу — сброс на Головина» есть альфа и омега тактики нынешней сборной России, что ничего другого мы в последние годы от Станислава Черчесова и не видели, а если что-то порой и проклевывалось, то исключительно в порядке шальной импровизации. Возвести в канон зависимость атаки сборной от антропометрических данных и какой-никакой харизмы одного игрока — для этого большого ума не надо. То, что любой соперник классом чуть выше среднего легко находил противоядие российскому примитиву, собственно, не оставляло надежд на успешное выступление на турнире, где слабых команд уже нет.

Российская сборная месяц тренировалась в идеальных условиях. Нас не засудили. Мы два матча играли дома. Весь костяк был в строю, даже двое травмированных к ключевой встрече в Копенгагене вернулись в состав. Поначалу даже показалось, что сборная к матчу на «Паркене» собралась с силами и способна хотя бы не уступить. Но хватило одного удачного попадания по воротам Сафонова и затмения, нашедшего на опорника Зобнина, чтобы сборную России разобрали на косточки.

Да, у нас удручающий уровень внутреннего чемпионата, где даже ведущие клубы демонстрируют футбол, не соответствующий затратам. Да, выступления на клубной европейской арене ничего, кроме ощущения ужаса, не вызывают. Да, с тренерской мыслью просто беда, техничных игроков надо ввозить из-за границы, кандидатов на импорт раз-два и обчелся, да много чего можно перечислять.

Способна ли при этом национальная сборная выглядеть прилично хотя бы через раз? Наверное, да, если только не сидеть слишком ровно на стуле после домашнего чемпионата мира — 2018, упиваясь успехом, который и был-то, честно говоря, относительным. Звания «заслуженный мастер спорта» футболисты удостоились за то, за что в прежние и не самые лучшие времена такое звание могли бы снять.

Про тренера Станислава Черчесова уже написано в сто раз больше, чем про Гавриила Качалина, выигравшего со сборной СССР первый чемпионат Европы — 1960, или про Константина Бескова, снятого после проигрыша финала-1964 сборной Испании в Мадриде. Футбол должен был знать свое место — при этом он без всякого дополнительного хайпа был для страны большим, чем просто игра.


Сейчас о футболе разве что утюг не говорит. Два главных телеканала страны разобрали все основные матчи, оставив собственно «Матчу» крохи. Первый канал, как обычно, заграбастал «судьбоносные» игры группового этапа сборной России, обставляя их как грандиозное шоу. Ну и в очередной раз, встык с бездарно проигранным чемпионатом мира по хоккею, облажался. Не поддержали футболисты патриотического запала. Плюнули, можно сказать, в душу народа, особенно молодого, который готов был в случае выхода в плей-офф плясать чуть ли не до утра, несмотря на разные там пандемии.

Про ограничения, даже разумные, в той же российской столице Евро-2020 Санкт-Петербурге как-то застенчиво забывали — в фан-зону на Конюшенной дважды в дни матчей сборной России набивалось по пять тысяч человек, и это было зрелище не для слабонервных.


На шум вокруг футбола уходит такое невероятное количество денег, что даже на их остаток можно было создать не одну футбольную академию.

Каспер Юльманн. Фото: Stuart Franklin/Getty Images

Каспер Юльманн. Фото: Stuart Franklin/Getty Images

Впрочем, они у нас и не приживаются, и живут недолго. Академии, в общем-то, и не нужны в нынешних реалиях, когда фон — полагаю, сознательно — заменяет суть.

Это я возвращаюсь к Дании и к главному тренеру национальной сборной Касперу Юльманну. Он прошел вполне тернистый путь до этой должности, и одним из главных этапов была реформа детско-юношеского футбола. Дания — страна небольшая, здесь все на виду, но за слова здесь надо отвечать не только поэтому. Юльманну тоже пришлось немало хлебнуть лиха, пока он с коллегами проводил эту реформу. Ну вот вроде бы мелочь — там пришли к выводу, что детям слишком рано приходится играть и тренироваться на больших полях, что при отсутствии навыков дворового футбола обедняет их развитие. Под это и перестраивали подготовку, получив в результате при достаточно ограниченном ресурсе вполне конкурентоспособное поколение футболистов.


Не надо думать, что с национальной сборной Касперу Юльманну работается легко, но право на эксперимент и вариативность он, несомненно, заслужил. Не знаю, насколько ему помогает увлечение философией, в частности трудами его великого соотечественника Сёрена Кьеркегора, но что не мешает — это точно. Он любит цитату Альберта Эйнштейна «игра — это высшая форма исследования», ему интересно, «что превращает мысль в действие», он считает, что «игра сборной Дании должна заставлять сердце биться чаще».

Тренеру мало быть интеллектуалом. Но если команда его слышит, то она всегда будет тянуться вверх и даже чего-то добиваться при достаточно скромных возможностях. Нынешняя сборная Дании, которой так не везло вначале, которая пережила драму с ее ключевым игроком Кристианом Эриксеном, проявила лучшие свои качества в самый решающий момент и все-таки добилась желаемого. Может, она не доберется до медалей — но кто ее упрекнет после того, что произошло на «Паркене» в понедельник, 21-го июня?

Кристиану Эриксону стало плохо во время футбольного матча. Фото: Friedemann Vogel - Pool/Getty Images

Кристиану Эриксону стало плохо во время футбольного матча. Фото: Friedemann Vogel - Pool/Getty Images

Что может сказать в свое оправдание после такого матча брутальный Станислав Черчесов и его игроки, которые не совсем, а некоторые даже совсем не бросовые? Что им помешало хоть чуточку приподняться над собой именно в этот вечер?

Впрочем, на этот вопрос никто не ответит. Как всегда и бывает. Ну почти всегда.

Предваряя матчи подобного рода, раньше я, как правило, бывал осторожен с прогнозами. Даже не имея иллюзий, даже не веря в сборную, даже прекрасно понимая, что, если случится нечаянная победа, ее на свой счет запишут те, чья власть мне омерзительна.

Поражения ее ничему не учат. Но хоть довольство собой на какой-то момент с лица сойдет.

Читайте также

Отмучились

Разгрома сборная России не заслужила, но не заслужила и того, чтобы остаться в игре

Комментарий

Александр Мостовой

Экс-футболист сборной России

Как в песне Филлипа Киркорова: цвет настроения — черный. Я, конечно, подозревал, что мы проиграем, но не думал, что поражение будет настолько громким. Если в первом тайме еще неплохо держались, хотя и датчане не слишком давили, по моментам были равны, то с шикарным голом молодого датчанина все началось… Игра во втором тайме представляла собой чистый хаос. Тут и грубейшая ошибка Зобнина, и ошибки в простейших передачах. Даже судья нам помог, в кои-то веки, хотя пенальти, по моему мнению совершенно не было. Датчане закрутили такие карусели и нас просто разорвали. Они свое маленькое чудо совершили. Хотя, Дания не по счету, но по игре никому на этом чемпионате не уступила. Я бы их по этому показателю в шестерку лучших команд чемпионата включил. С Бельгией они здорово играли, финнов возили по полю и если бы не этот чудовищный случай с Эриксcоном, то взяли бы очки. А что у нас? Мы проигрываем бельгийцам 0:3, а четыре человека из сборной говорят, что соперник ничего особенного не продемонстрировал, а Лукаку — вообще провел посредственный матч. Это про футболиста, который забил 300 мячей за карьеру и сборную, входящую в топ-команд. И говорят те, кто нигде на высоком уровне не играл, ковыряются в огороде своем под названием чемпионат России. Нет адекватной оценки себя и соперника, нет опыта противостояния на высоком уровне.

А есть ли смысл кого-то выделять, если вся команда 1:4 проигрывает? Последнее время сильно критикуют Дзюбу. Но среди наших он вчера был одним из лучших на поле.

Он играл с двумя здоровыми защитниками, цеплялся, боролся, мячи скидывал. Ясно, что он может убежать, не его это игра и не его вина. Сафонова тоже обвинять нельзя — первый пропущенный мяч был сумасшедший прост, потом эта ошибка непредсказуемая сквозь защитников, где мог — тащил.

Многие еще живут воспоминаниями домашнего чемпионата мира. А прошло три года и это в футболе огромный срок. После него мы проиграли два отборочных цикла в новой Лиге Наций. Да и до 2018 много побед у нас было? А чего тогда удивляться нынешнему результату? Другое дело, что ничего и не меняется кардинально.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow