Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) присудил компенсацию в размере 13 тысяч евро по жалобе, поданной правозащитниками в интересах оренбуржца Павла Селиверстова, который в 2012 году сообщил о жестоком избиении в колонии №4 Оренбурга. Об этом «Новой газете» рассказали в Комитете против пыток (КПП).
Суд признал, что Селиверстов подвергался пыткам со стороны представителей колонии и что по этому факту не было проведено эффективного расследования в нарушение ст. 3 Европейской конвенции («Запрет пыток»). До решения ЕСПЧ осужденный не дожил, компенсацию получат его родственники.
В 2021 году к правозащитникам обратилась мать осужденного, которая рассказала, что ее сына перед водворением в ШИЗО в исправительной колонии №4 Оренбурга жестоко избили. У него было сломано ребро, которое проткнуло легкое, рассказала она. В результате пыток Селиверстов едва не скончался, сообщили в КПП.
Мать сразу обратилась в Следственный комитет с сообщением о преступлении, также начале января 2013 года, когда осужденный немного пришел в себя после операции, он написал аналогичное заявление. «Однако следователи почему-то не торопились начинать работу», — сообщили правозащитники.
После возбуждения уголовного дела по ст. 286 УК (превышение должностных полномочий), как рассказывают в КПП, сотрудники СК продолжили систематически нарушать права потерпевшего, в связи с чем юристы отдела в июле 2014 года подали жалобу в ЕСПЧ.
За два года по этому уголовному делу сменилось четыре следователя. Само дело дважды прекращалось: первый раз это решение удалось признать незаконным, однако второй раз прекращение уголовного дела суды первой и апелляционной инстанции признали законным.
«Мы считаем, что следствие не учло при расследовании массу факторов, важных для установления истины.
Так, следователи не изъяли записи камер видеонаблюдения, на которых должно было быть запечатлено либо падение Павла с лестницы, либо его избиение сотрудниками ФСИН», — заявил юрист Комитета против пыток Тимур Рахматулин. По его словам, следователи также не изъяли видеозапись с регистратора, который закреплен на амуниции дежурного ШИЗО.
После прекращения уголовного дела в отношении сотрудников ФСИН Селиверстова обвинили по ст. 306 УК («Ложный донос»). В марте 2015 года суд приговорил его к одному году лишения свободы, освободив его от отбывания наказания из-за истечения срока давности привлечения к ответственности. Через год, 16 марта 2016 года, Селиверстов скончался.