Введение новых запретов для россиян участвовать в деятельности нежелательных в РФ неправительственных организаций (НПО), в том числе за пределами страны, продолжает (или завершает) логику, провозглашенную еще в 2012 году «законом Димы Яковлева» («О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ» от 28.12.2012 N 272-ФЗ) и неустанно совершенствуемым законодательством «об иностранных агентах».
Логика эта так же неумолима, как превращение однажды возбужденного дела в обвинительный приговор. В 2015 году в КоАП и УК РФ соответственно появились статьи 20.33 «участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной» (штраф до 15 тыс. руб. для граждан) и 284.1 — то же самое, но «совершенное лицом которое ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние» (вплоть до лишения свободы на срок от двух до шести лет). Однако до сих пор эти санкции применялись лишь за участие в деятельности нежелательных организаций «на территории РФ».
Новость состоит в том, что внесение изменений пока только в «закон Димы Яковлева» подразумевает распространение ответственности — через поправки в КоАП и УК — и на тех, кто отважится участвовать в конференциях и семинарах, проводимых за рубежом. Окажется ли организация, которая устраивает такое мероприятие, «нежелательной» или получившей финансирование от «нежелательной» (по новой редакции этого достаточно), понять не всегда легко, но если вдруг окажется, то в России вас уже с нетерпением ждут в суде.
Закон, только что принятый Думой в третьем чтении, устанавливает также «контроль за переводами в РФ из ряда стран и любыми операциями НКО по получению или расходованию средств» — при этом список «ряда стран» будет сообщаться кем надо только проводящим платежи банкам. Но не тем, кто теоретически такие средства может получить.

Лучшее, что удавалось сделать человечеству, было сделано не за деньги и не ради денег, но и без них тоже ничего нельзя сделать и в особенности организовать.
Вскоре после принятия «закона об иностранных агентах» я встречался с одним олигархом, чтобы попросить о поддержке проекта «Клуб присяжных». В клубе нам удалось собрать более 50 бывших присяжных из 20 регионов страны, их опыт позволял сделать важные выводы, в частности, о роли этого института в повышении гражданского сознания и о том, в какой логике присяжные принимают решения, — судьи, тогда охотно приезжавшие на наши конференции, слушали их выступления внимательно.
Знакомый олигарх меня внимательно выслушал, задал умные вопросы, а потом вынес присяжным собственный вердикт: «Ваш проект нужен всем, поэтому денег на него вам никто не даст». Ранее проект был полностью профинансирован посольством США, никто не ставил нам никаких условий и ни разу не спросил, кому это нужно.
И так понятно: российской судебной системе и гражданскому обществу. После 2012 года проект пришлось закрыть: здесь на это денег нет.

Под угрозами параноидального законодательства «об иностранных агентах» таких программ было прекращено тысячи, они касались здравоохранения, просвещения, выборов и местного самоуправления, судебной системы. В фонде президентских грантов не то чтобы совсем нет денег, но расходуются они в основном на невнятные мероприятия по «повышению патриотизма». Проблемы наблюдения за выборами до сегодняшнего дня можно было спокойно обсуждать в Праге или Вильнюсе — туда рука нашего «госдепа» пока не дотягивается, но на границе вас уже ждут.
Все совершенно логично, вопрос лишь один, и он не юридический, а политический, связанный с представительством в Государственной думе: кто и на каком основании определяет, что для России (для каждого из нас) желательно или «нежелательно»?