Решение кабинета министров прокомментировал секретарь СНБО Алексей Данилов. В последнее время Совбез превратился в ключевую структуру введения как международных, так и внутренних санкций, связанных с агрессией России против Украины, а сам Данилов стал в глазах общества фигурой не менее серьезной, чем генеральный прокурор. Из его уст все чаще звучат политические заявления. «…Белорусские власти в своих попытках подавить свободу слова пересекли очередную «красную линию», такие действия не могут остаться без ответа, — написал секретарь СНБО в фейсбуке. — Решение посадить пассажирский самолет Ryanair в минском аэропорту было, несомненно, спланированной и продуманной спецоперацией, ответственность за которую полностью несет Александр Лукашенко».
Данилов подчеркнул: Украина с тревогой наблюдает за развитием ситуации в соседней стране и солидарна с белорусским народом в его стремлении добиться справедливых выборов и государственной независимости. «Авантюристические решения, принимаемые в условиях единоличной диктатуры, как показывает авиационная история, приводят к массовым человеческим жертвам, как это было в ситуации с катастрофой МН-17 (2014), сбиванием украинского Boeing 737 над Тегераном (2020) и др. Именно в этом ряду действий, которые вполне можно назвать проявлениями государственного терроризма, — поднятие в воздух для сопровождения посадки рейса Ryanair в Минске боевого самолета МиГ-29 белорусских вооруженных сил», — заключил он. И добавил, что в состоянии войны, в которой находится Украина, решение руководства страны обусловлено интересами национальной безопасности. Прекращается не только прямое сообщение между Украиной и Беларусью.
Воздушным судам с украинской регистрацией запрещается пролет через территорию Беларуси — все рейсы будут перенаправлены в обход этого воздушного пространства.
У такого решения уже нашлись оппоненты. Экс-премьер Владимир Гройсман, создавший после отставки свою политическую партию, объявил через фейсбук, что не согласен с постановкой вопроса: «Просто взять и запретить полеты в Беларусь. Лукашенко будет аплодировать этому, мы поможем ему изолироваться и ограничим поток людей, едущих в Беларусь. А многие могут помочь белорусскому народу в борьбе за свободу — разностью мнений и объяснением фактов». По мнению политика, эффективным решением для Украины и ЕС был бы запрет полетов в своем воздушном пространстве всем официальным правительственным бортам из Беларуси. «Это оставит диктатора в стране и не сделает ему услуги, ограничив доступ свободных проевропейских людей в страну». Комментаторы советуют Гройсману поинтересоваться, как давно диктатора Лукашенко и других представителей режима «принимали» в Европе и в какие тюрьмы рискует попасть «поток свободных людей», направляющихся в республику.
О «красных линиях» и произволе Лукашенко говорится в комментарии министра иностранных дел Украины Дмитрия Кулебы — соответствующее видео распространила пресс-служба ведомства. Кулеба замечает также, что запрет на полеты в Беларусь и над Беларусью приведет к определенному увеличению прибыли Украины: авиакомпании ЕС и других государств мира, которые прежде платили соответствующие суммы в белорусский бюджет, теперь будут пролетать над Украиной и, соответственно, транзитные средства достанутся Киеву.
«…Решение на первый взгляд может показаться политическим, и оно является таковым, но оно также связано с безопасностью. Потому что действия белорусской власти непредсказуемы, и мы не можем заблаговременно оценить все риски, связанные с пребыванием в авиационном пространстве Беларуси. Мы должны заботиться о безопасности украинских граждан, мы не знаем, что там спецслужбы белорусского КГБ себе придумали против кого-то из наших соотечественников, и мы должны их защищать», — сказал министр иностранных дел.
Авиаблокада Беларуси делает технически невозможными полеты в Минск, на переговоры по Донбассу, украинской делегации.
До сих пор встречам в «минском формате» препятствовал карантин, но и общение сторон онлайн тоже не получалось, замерло по всем направлениям, включая обмен пленными. При этом официальный Киев, много раз критиковавший «Минск» за неэффективность, не выступает за выход из формата — ведь санкции ЕС против России привязаны к полной имплементации Минских соглашений, а такой демарш может, по идее, их обнулить.