СюжетыКультура

«Либо мир переполнен мусором, либо нашими воспоминаниями»

Как необычная выставка изменила пейзаж Тамани, и не только музейный

Этот материал вышел в номере № 46 от 28 апреля 2021
Читать
Каролина Дутка и Валентин Сидоренко. Из серии «Флора». 2020
Каролина Дутка и Валентин Сидоренко. Из серии «Флора». 2020

Какая связь между археологией и апсайклингом — явлением, когда старые вещи получают вторую жизнь? Их используют еще раз по-прежнему назначению, либо делая из них что-то новое. В строительстве подобных идей много, в искусстве они встречаются реже.

Экологическая повестка XXI века заставляет думать о масштабной экономии, но выставка «Либо мир переполнен мусором, либо нашими воспоминаниями» сосредоточена на связях иного рода. Фонд искусства «Голубицкое», работающий на берегу Таманского полуострова, связывает античную историю здешних мест и нынешних художников — пример тонкой интеллектуальной игры, спрессовывающей время большой истории и арт-поиски современников. Тамань небогата строительными лесами и камнем, в древности в местных портах корабли платили налоги привезенными с собой булыжниками. И греки, и хазары, и турки использовали дома и храмы прежних культур для своих построек. Вовлечение старого в продолжающуюся жизнь обыгрывают работы выставки, подготовленной куратором Варварой Бусовой, археологом по специальности. Здесь есть скульптура-метафора Яны Васильевой «Соединительная ткань» — парящие над полом клетки и межклеточное вещество похоже то ли на непривычного спрута, то ли на систему кровотока, — яркий образ для цивилизации, множащейся и в пространстве, и во времени. Другую оптику предлагает «Слой» краснодарских художников Александра и Светланы Рощенко. Больше года они «выращивали» полотно, созданное из краски, фрагментов сушеных растений и кусочков ткани. А вот сколько создавалась «Принудительная археология» художественного кооператива «Бусинки», можно только догадываться. В витрине собраны предметы нынешнего быта, от дверных ручек и сверл до украшений и бокалов, которые описаны как предметы из далекого прошлого. Собственно, что мы знаем о найденном археологами? Не проецируем ли на предметы из раскопок свои представления о быте? Самая же необычная работа выставки — «Золотая кладовая» Данини — вообще прячется в туалете, кто изображен на крышке унитаза, лучше и не говорить.

Выставка в Голубицкой выглядит остроумным диалогом с прошлым и современностью, в ее основе — точное понимание контекста, особенностей места, где она проходит. Об античных находках в Фанагории, находящейся по соседству с Голубицкой, слышали все, с конца 70-х многие ездили сюда еще в детстве-отрочестве-юности на раскопки. Но есть на этих землях и более древние памятники, вроде Кермека, уникальной стоянки первобытного человека на берегу моря, датируемой такими огромными цифрами, почти в два миллиона лет, что мозг пытается от них отмахнуться, передав право на удивление глазам. Вид на море здесь отличный, и если бы не постоянно осыпающийся берег, где скрыты следы древней стоянки, ощущение было бы вообще сказочным.

Светлана и Александр Рощенко. «Слой»
Светлана и Александр Рощенко. «Слой»

Культура между Темрюком и Анапой ассоциируется с археологией, хотя одно время в самой Анапе хотели строить павильоны для киносъемок. Очередного Голливуда на море не случилось, главными для туристов остаются археологические музеи и действующие раскопы, куда водят туристов. Перед осмотром «мусорно-мемуарной» выставки их посещение рекомендовано, иначе трудно понять многие связи. Жизнь любознательному туристу облегчил бы единый билет во все музеи региона, но туристическая инфраструктура юга пока что плохо приспособлена к реалиям культурного менеджмента, где познавательное играет все большую роль. Экономика музеев Анапы — зеркало экономики курортного города, львиную долю дохода они получают летом. Поток посетителей вроде бы обеспечивают вода и солнце, но появляющиеся теперь арт-резиденции рано или поздно влияют на климат культуры.

Сам феномен арт-резиденций относительно нов для России и еще не поддержан госструктурами, но он давно известен на Западе.

Наши чиновники, видимо, не вполне понимают, как это — людям дают на несколько недель кров и хлеб, чтобы они занимались своим делом. А вдруг результата не будет? Чем отчитываться перед бухгалтерией?

Частные головы устроены иначе, доверие к людям в них соседствует с пониманием специфики искусства, право на неудачу закреплено в современной эстетике как неизменяемая статья в Конституции. Потому «Гараж» устраивает на территории ВДНХ мастерские, которые предоставляет на полгода, а арт-резиденции открываются по всей стране, от Перми и Екатеринбурга до Выксы и поморской деревни Чакола в Пинежском районе, там при Доме-музее сказительницы Марии Кривополеновой тоже принимают художников. Таманская же команда прежде занималась резиденцией в центре современного искусства «Заря» во Владивостоке. Не за горами время, когда и государственные институции займутся резиденциями, тем более их формы меняются — как и во всем мире, в России их устраивают теперь в самых разных местах. «Голубицкое», например, открылось вблизи винодельни с тем же названием, — тоже привычное для западного арт-мира дело. Один из самых необычных музеев мира, где хранятся исключительно работы великого мастера света Джеймса Таррела, открыт на винограднике в Чили, спрятавшемся в Андах.

Резиденции меняют музейный ландшафт во многом потому, что приглашают к себе не только художников. В том же «Голубицком» уже работали кураторы, исследователи архитектуры, географ и археолог. Всё ради того, чтобы творцы не тратили много времени на исследования, специалистам это удается лучше. Например, куратор таманского проекта Варвара Бусова к открытию выставки подготовила большую статью об археологии полуострова (выложена на сайте фонда). Одним из следствий ее для читателя, ценящего глубины, станет предварительное посещение хотя бы нескольких раскопов.

Выставка в «Голубицком»— до 30 мая.

Читайте также

Путешествие души

Какие художественные выставки в Москве и Петербурге не только привлекут внимание специалистов, но и увлекут любителей прекрасного

КОММЕНТАРИЙ
### Алиса Багдонайте, куратор фонда искусства «Голубицкое»: **— Что вам дал опыт работы во Владивостоке в ЦСИ «Заря»? Можно ли его использовать на Тамани?** — Что мы научились делать лучше всего — изменять имперский режим вертикальных связей. Нам было важно понимать, какие темы проговариваются в первую очередь, а какие остаются на периферии. Проект In residence, получивший в прошлом году премию «Инновация», — о том, как художники из разных стран смотрят на Владивосток, самые разные аспекты его жизни, памяти и будущего. Так генерируются новые тексты, они органически не могут быть проработаны существующей музейной системой. Не важно, будет ли «Заря» делать это дальше, но даже Третьяковка, которая «заходит» сейчас во Владивосток, не сможет игнорировать этот опыт понимания местного материала на другом стратегическом уровне. В постоянной экспозиции, открытой в «Заре», — примеры попыток примерить к художественной жизни города разные методологии, в том числе неуспешные, мы их оставили специально, они поучительны. Через них проявляется голос тех явлений, с которыми не работали в рамках советского и постсоветского культурного проектирования. Только частная инициатива и только современное искусство обладают инструментарием для работы с ними. Именно это мы будем делать в фонде «Голубицкое». Единственный способ работать с новыми территориями — проявить то, что было недоступно. Например, статья Варвары об историко-археологическом контексте построена на материалах, доступных в специализированных изданиях, но вряд ли кто, кроме ученого, сможет их все прочитать и сделать такую концентрированную выжимку, причем «голубицконцентричную». Так портрет региона становится куда более полным, чем после простого путешествия по тем же музеям и раскопам. Но есть и сложные страницы истории. Андрей Ерофеев — он куратор нашей летней выставки «Находка» — отметил, что все любят говорить об античности и казаках, но забывают о другом, например, о живших здесь иудеях. **— Вы и о хазарах будете делать выставки?! У вас все проекты окажутся связаны с Таманью?** — Мы бы хотели быть институцией, которая сама выбирает и тему, и методологию. Если регион совпадает с нашими задачами, отлично. Если нет, тоже нормально. Для нас важно качество, специальных реверансов в сторону местных художников мы не планируем, хотя на нынешней выставке их много, а во Владивостоке локальные художники попадали в резиденцию вне очереди. **— Художники смогут работать в «Голубицком» над собственными проектами или они обязательно будут задействованы в выставках фонда?** — Одно не связано с другим. Сейчас художники делали свои проекты, не будучи резидентами фонда. Экспозиция не будет замыкаться в залах, появятся инсталляции, скульптуры, малые архитектурные формы.
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow