Афиша · Культура

Путешествие души

Какие художественные выставки в Москве и Петербурге не только привлекут внимание специалистов, но и увлекут любителей прекрасного

14:55, 14 апреля 2021Алексей Мокроусов, Специально для «Новой»

881

14:55, 14 апреля 2021Алексей Мокроусов, Специально для «Новой»

881

Посетительница выставки «Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры». Фото: Василий Кузьмиченок / ТАСС

«Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры» Москва, Исторический музей. До 28 июня

Всадник, настигаемый смертью, торговец с лицом философа, святые и мадонны — темы представленного на выставке обширны, как многообразна была и сама жизнь на рубеже XV и XVI столетий. Все ждали конца света, который должен был свершиться в 1500 году, но никто не опускал рук, не впадал в грех уныния и безделья. Цикл «Апокалипсис» (ок. 1496–1498) — лучшее тому подтверждение. Он представлен сейчас и в Москве — среди более чем 120 работ, привезенных из Пинакотеки Тозио Мартиненго в итальянской Брешии.

Хотя картины Дюрера были едва ли не самыми дорогими уже в XVI веке, именно гравюры, продававшиеся по всей Европе, обеспечили финансовое благополучие художника.

Работал он долго. Три года труда с помощниками для императора Максимилиана — вид триумфальной арки три с половиной на три метра — еще понятны, но и цикл «Страсти», начатый до 1498 года, был опубликован лишь в 1510-м. Здесь хорошо видно, как развивался Дюрер, как из лабиринта позднеготических линий прорастали пластически объемные фигуры, моделируемые тенью и светом. Подобное сочетание разных эпох обнаруживается и в «Немезиде (Большая Фортуна)». Название этой гравюры на меди извлечено из дневника самого Дюрера, иначе ее так и продолжали бы называть «Фортуной». Дюреровская богиня удачи не тождественна древнегреческому божеству: Немезида — богиня справедливого удела, она преследует зазнавшихся и возомнивших о себе лишнее, тех, кто пренебрегает правом и нравственностью. Но образ ее совершенно далек от античных образцов. Это женщина с мускулистыми ногами крестьянки и большим, выпирающим животом, напоминающим скорее о какой-нибудь готической Еве. К тому же помещена она в ландшафт с настолько глубокой проработкой деталей, даже с некоторой им подчиненностью, что нет речи об античном идеале. При этом в эскизе к «Немезиде» Дюрер, строя схему пропорций, следовал советам Витрувия.

«Билл Виола. Путешествие души» Москва, ГМИИ, до 30 мая

Американский видеоартист Билл Виола — классик жанра; если кто его не видел, может считать, что ничего не знает о современном искусстве. Правда, новые его работы не всегда способны произвести то же впечатление, что и четверть века назад, но все равно выставка на Волхонке — событие, при том что музейное пространство не лучшее для него место. Виола любит выставляться и в городской ратуше, и в церкви.

Работа Билла Виолы "Комната Катерины". Фото: РИА Новости

Нечто мистическое есть в его творениях: убаюкивающие звуки, взрывающиеся вдруг резким лязгом и скрежетом, неожиданные всплески воды, разлетающейся на замедленной съемке мириадами бриллиантовых капель. Сюжеты Виолы часто связаны с категориями конфуцианской философии: огонь и вода здесь главные герои (в детстве Виола чуть не утонул и спасся лишь чудом, эта история и повторяется в большинстве его работ). Виолу относят к «патетической» школе в видеоискусстве, он все время торжественно-серьезен, поскольку озабочен высокими материями, жизнь и смерть — излюбленные темы его творчества, а время он с давних пор подвергает нещадному анатомированию. Уже в начале арт-карьеры он мог 45-секундный фильм по мотивам полотна автора Возрождения показывать 10 минут, а 25-минутную запись детского дня рождения растянуть на семь часов. Время — не абстрактная вещь, но то, как мы его переживаем, — утверждают инсталляции мастера.

«А это чей портрет?» Москва, фонд In Artibus. До 25 апреля

Живопись и графику для этой выставки отбирали из собрания московского Музея Тропинина и частных коллекций, включая Подстаницких и Евгения Асса. Впрочем, и коллекция «тропининцев» тоже во многом частная: в ее основе — практически нетронутое временем и варварским вмешательством государства собрание легендарного московского коллекционера Феликса Вишневского.

В русском портрете XVIII–XIX веков много белых пятен. Картины есть, иногда даже автор понятен, а вот кто изображен — часто загадка. Неизвестных лиц на выставке в 1-м Зачатьевском переулке много, но есть и известные. Так, Левицкий изобразил Михаила Щербатова — сенатора и генерала, большого любителя архивов, автора «Истории Российской от древнейших времен». Среди показанного — и брюлловский портрет княгини Стефании Витгентштейн, урожденной Радзивилл, и созданный кем-то из круга Рокотова портрет поэта Василия Петрова (1736–1799). Он сделал блестящую карьеру при Екатерине, перелагал ее манифесты и указы в стихи и во многом из-за этого воспринимался как официальный литератор эпохи, к тому же близкий к Потемкину. В отставку как библиотекаря императрицы его отправили, сохранив оклад в виде пенсии — редкая честь для интеллектуала в любые времена, но вошел он в историю все же не этим, а пристрастием к поэтическому опыту Ломоносова и Тредиаковского, литературной полемикой и переводами «Энеиды» и «Потерянного рая».

«Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России». Фото: Дмитрий Коробейников/ТАСС

«Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России» Москва, Новая Третьяковка, до 10 мая

Сайт музея предупреждает, что «визуально активные работы, представленные на выставке, могут вызывать чувство дискомфорта», но, кажется, единственное, что они могут вызвать, — чувство наслаждения. Экспозиция радует глаз уже тем, как сделана: это чистый праздник визуального, где многое движется, поет и играет само по себе. От терменвоксов Льва Термена до опытов Колейчука — всему нашлось место среди 400 произведений, далеко выходящих за рамки 1960–1970-х годов, когда кинетическое искусство вслед за Западной Европой достигло расцвета в СССР. Обратите внимание: в каталоге публикуются QR-коды со ссылками на дополнительные материалы к выставке, которые можно посмотреть в интернете; еще немного, и книгоиздатели станут активно пользоваться подобным расширением информационного объема для всех печатных изданий.

На выставке «Космос наш!». Фото: Дмитрий Коробейников/ТАСС

Что еще смотреть

«Некрасов в иллюстрациях русских и советских художников» Санкт-Петербург, Музей Державина, до 7 мая

Кустодиев, Альтман, Лебедев — кто только не рисовал на некрасовские темы! Выставка из фондов музея Некрасова, пока что закрытого на ремонт. Заодно повод для тех, кто еще не видел, посмотреть возрожденный к жизни особняк на Фонтанке.

«Николай Рерих. В поисках Шамбалы» Русский музей, корпус Бенуа, до 10 мая

Большая ретроспектива строится вокруг живописи. Театральной графики здесь нет, зато есть произведения «Богатырского фриза» и гималайские пейзажи 1930–1940-х годов.

«Космос наш!» Москва, галерея Artstory, до 30 мая

XXI век, 60 лет полету Гагарина, 40 авторов со всей России, космос как реальность и запоздалое предчувствие.

«Тень души, но заостренней чуть» Москва, Мультимедиа Арт Музей. До 30 апреля

Красивый во многих отношениях проект современного российского искусства (Братков, Бродский, Кузькин и другие), связанный с опытом жизни во времена пандемии — пусть многое из показываемого создано задолго до нее.

«Вплетая нить судьбы в ковер… Декоративно-прикладное искусство Азербайджана» Петербург, Этнографический музей. До 18 мая

Увиденное поражает даже тех, кто не был прежде фанатом ковроткачества. Отличные экскурсии.

Делаем честную журналистику
вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.

важно

8 часов назад

Байден подписал указ о введении санкций против России

важно

10 часов назад

«Издание начиналось как студенческое, но оно уже давно носит общественно-политический характер»: Песков — о DOXA

важно

2 дня назад

Байден предложил Путину встретиться в третьей стране на фоне напряженной ситуации в Украине

Slide 1 of 6

выпуск

№ 41 от 16 апреля 2021

Slide 1 of 11
  • № 41 от 16 апреля 2021

Топ 6

1.
Сюжеты

«Люди вокруг пахнут луком» «Мертвечина», «тухлятина», «помои» — тысячи человек после коронавируса преследуют отвратительные запахи. Что такое паросмия, как с ней живут и есть ли лечение?

365666

2.
Расследования

Семья, стоящая особняком В 2010 году жена советника президента Татьяна Юмашева пообещала, что тот, кто найдет у нее зарубежное имущество, сможет забрать его себе. Журналисты «Трансперенси интернешнл — Россия»* нашли виллу Юмашевой на Карибах

304743

3.
Сюжеты

Полковник Кошечкин, который искал правду История офицера вооруженных сил: от солдатского бати — до зэка, затравленного собаками на этапе

201007

4.
Интервью

«Смерть от ковида или побочка от прививки? Выбор за нами» Какую вакцину предпочесть и почему — объясняет микробиолог Константин Северинов

105411

5.
Комментарий

«Ядерное несдерживание» Чтобы США отступились от Украины, межконтинентальные ракетные комплексы России демонстративно выведены на маршруты боевого патрулирования

101493

6.
Колонка

«Донецкого консенсуса» не будет Власти загнали себя в ловушку: воевать нельзя, но без войны никак

82794

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera