Зеленский и стал главным ньюсмейкером этого дня.
Потому что в заявлении канцелярии Меркель, помимо требования «свертывания» российского военного подкрепления в аннексированном Крыму и возле украинских границ (о чем в последние недели вынуждены были говорить почти все политические лидеры Запада, включая руководство ЕС и президента США), содержатся хоть и необходимые и справедливые, но уже сотни раз за 7 лет войны в Донбассе повторенные слова о поддержке независимости и территориальной целостности Украины, а также необходимости полного выполнения Минских соглашений.
Сам Макрон по итогам встречи опубликовал два твита (каждый — на французском и украинском). Первый: «Спасибо за наши переговоры, дорогой @ZelenskyyUa. Дякую! Давайте и дальше поддерживать начатую динамику (отношений) между Украиной и Францией».
Второй (снабженный фотографией видеоконференции обоих президентов с Меркель): «Что касается ситуации в Донбассе, то вместе с Украиной и Германией мы продолжаем мобилизовывать свои усилия и в дальнейшем (все так же) решительно настроены на поиск политического решения, которое является единственно возможным».
О политическом решении как единственно возможном, добавлю от себя, говорил еще президент Олланд, когда создавал «нормандский формат» в июне 2014 года, ну а результаты известны. Окончательное прекращение войны все так же главным образом зависит от одного человека. В связи с этим примечателен ответ источника из макроновской команды на вопрос о том, как в Елисейском дворце относятся к прозвучавшему в день визита призыву Кремля (обращенному к Макрону и Меркель) «повлиять» на Зеленского с целью «прекращения провокаций» в Донбассе. «Украина не устраивает никаких провокаций. Так что я вам советую обратиться с этим вопросом к Москве», — заявил представитель Елисейского дворца.
˟˟˟
Впрочем, источник подчеркнул, что «конкретные требования» по выполнению Минских соглашений Макрон и Меркель выдвинули «обеим сторонам» этого конфликта — то есть и России, и Украине.
Хотя, конечно, никто и не думает сравнивать роли и ответственность страны, на которую напали и у которой забрали огромные куски территории, и страны, которая ведет против нее войну — то гибридную, то горячую, то снова гибридную и каждый раз «играет на обострение» перед очередным раундом переговоров.
«Всякий раз бывает «много провокаций (…)>, запугивания (с российской стороны). Каждый раз, когда есть надежда на возобновление дискуссии, это сопровождается… я не скажу, что игрой, потому что, к несчастью, есть убитые <…>, но напряженностью и провокациями», — заявил в начале апреля госсекретарь по европейским делам в МИД Франции Клеман Бон.
К слову, прямо в день визита Зеленского было обнародовано решение Минобороны РФ об ограничении судоходства в Черном море на полгода. Мера, которая, очевидно, сильно бьет по интересам Украины и, мягко говоря, не способствует снижению напряженности.
Как написала в связи с этим газета Le Monde, Путин, не принимавший участия в видеоконференции лидеров Франции, Украины и Германии, таким образом как бы еще раз заявил о своем присутствии на них.
˟˟˟
Собственно, главная цель нынешних переговоров между Макроном и Зеленским (а затем и примкнувшей к ним Меркель) — обсуждение способов усадить за стол переговоров руководителей всех четырех стран. Судя по интервью, которое Зеленский дал газете Le Figaro перед встречей,
он-то готов к переговорам с Путиным, но с той стороны пока нет ответа.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
В этой связи еще пару слов о том, почему именно Зеленский стал основным источником информации в этот день. Собственно, по-другому и быть не могло — для общей пресс-конференции Макрона и Зеленского просто не возникало оснований: ни о каких прорывах объявлять было нельзя по итогам переговоров только трех сторон.
Когда на пресс-конференции в украинском посольстве уже у Зеленского спросили, что бы он ответил Путину насчет обвинений в том, что Украина якобы обостряет ситуацию, президент Украины ответил:
«…было подключение госпожи Меркель. Подключения господина Путина не было, поэтому мне тяжело (ответить), что я бы ему сказал, если бы было подключение. Хотя я настроен на то, чтобы мы все вчетвером подключились»: с Макроном и Меркель «мы обсуждали вопросы безопасности на востоке нашей страны и вопрос деоккупации наших территорий. Как раз такие вопросы решаютсяна встречах в N4 («нормандской четверки». — Ред.) с участием четырех лидеров».
Может ли такая встреча состояться скоро? Источники в Елисейском дворце сразу после встречи предпочитали сохранять осторожность, боясь ответить даже на вопрос, может ли новый саммит Макрон — Зеленский — Меркель — Путин состояться до конца года.
Президент Зеленский был то ли менее осторожным, то ли более оптимистично настроенным, но он сказал так: «Считаю важным то, что мы приближаемся к новому заседанию N4. Считаю, что оно возможно».
˟˟˟
Впрочем, он подчеркнул, что перспективы во многом будут зависеть от того, как пройдет 19 апреля встреча политических советников «нормандской четверки», на которой «в первую очередь будут обговариваться кластеры».
«Все четыре страны подготовят дополнения к этим кластерам». «Девятнадцатого числа советники будут согласовывать эти позиции. Хочется верить, что это состоится, что будет результат», -— сказал Зеленский.
˟˟˟
Когда у президента Украины спросили, что ему говорит Макрон по поводу перспектив вступления страны в НАТО и ЕС, Зеленский несколько растянул ответ на этот вопрос. Сначала ответил обтекаемо: «Вопросы все сложные… Хочется поставить все вопросы. Украина (…) хочет не только ставить вопросы, но и получать ответы. Не все так быстро в жизни случается. Поэтому и встреча затянулась».
Затем рассказал о том, что Украина создала декларацию по поводу своего вхождения в состав Евросоюза и «несколько стран» ЕС ее уже подписали, а другие пока с ней «знакомятся». «Я рассказал детали» и «предложил Франции тоже поддержать Украину, — продолжил украинский лидер. — Я думаю, что президент Макрон ознакомится с этой декларацией и даст свой ответ».
Затем Зеленского вновь спросили о том, что ответили Макрон и Меркель по поводу НАТО.
Тогда президент Украины сначала сказал о том, что с Меркель этот вопрос сегодня не обсуждал, а обсуждал только с Макроном. Потом чуть подробнее сообщил, о чем были трехсторонние переговоры (все о том же — обеспечение безопасности на востоке Украины, «выполнение соглашений, которые у нас были в конце декабря 2019 года» в Париже, на последнем пока нормандском саммите).
Затем рассказал, что Украина «выполняет Минские соглашения шаг за шагом» («потому что мы — люди слова»), а Россия не выполняет, и объяснил почему:
не передает списки пленных, не открывает КПП для перемещения мирных жителей через линию соприкосновения, а огонь, наоборот, открывает. (За несколько минут до этого Зеленский заявил: «30 украинских военных погибло уже в этом году. Большинство из них погибло не из-за случайной стрельбы, о чем говорят боевики или какие-то представители российской власти…Большинство этих убийств было совершено снайперским прицельным огнем. Все эти доказательства — видео, фото в разном формате — к сожалению, нельзя на это смотреть без слез и без ужаса, — но все эти доказательства переданы украинской стороной ОБСЕ»).
Затем Владимир Зеленский попросил переводчика все это перевести, и только после этого снова вернулся к ответу на вопрос, что же ответил Макрон насчет НАТО:
«Что касается Франции, президента Макрона, то в целом мы ощущаем поддержку Украины в вопросе ПДЧ (Плана действий по членству в НАТО — Ред.)… Я хотел бы слышать конкретику, (услышать о том), когда это может быть, но это зависит не только от Франции… Хотя я считаю, что Франция играет большую роль в решении этого вопроса.Я бы ответил на этот вопрос так: в июне будет саммит НАТО, и там мы обязательно с вами будем слышать, есть ли такой сигнал и от каких конкретно стран мы слышим сигнал и поддержку в вопросе ПДЧ».
˟˟˟
Ну а источники в Елисейском дворце и до, и после встречи Макрона с Зеленским заявляли, в общем, одно и то же: «вопрос чрезвычайно деликатный», и да, «такие вещи обсуждают с другими партнерами по НАТО». И не решают за один день: «Если бы мы вам сегодня ответили, что завтра Украина войдет в НАТО, вас бы это, наверное, удивило».
«Основное внимание сейчас — нормандскому формату, переговорам, вот этой работе», которой Франция и Германия неустанно занимаются 7 лет, добавил другой источник. И назвал главную цель на краткосрочную перспективу: «Мы пытаемся вернуть Россию к переговорам».
Кажется, эта цель ставится тоже уже не в первый и даже не в десятый раз.
P.S.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68