13 апреля правительство внесло в Госдуму законопроект о создании в России единого регистра доноров костного мозга. К 2030 году, по задумке Минздрава, в федеральную базу планируется рекрутировать 500 тысяч человек. С 2021 по 2023 год на это могут потратить почти 3 млрд рублей.
Внесенный законопроект призван закрепить права доноров костного мозга, в частности, на защиту прав и охрану здоровья, на диагностику, лечение и медицинскую реабилитацию. Кроме того, правительство обязуется обеспечить за счет бюджета расходы на проезд донора к месту забора костного мозга и обратно. Раньше они покрывались благотворительными организациями.
У законопроекта есть один большой недостаток: он фактически не учитывает опыт некоммерческих организаций и не предусматривает их участие в строительстве федерального регистра. О том, какие у этого решения могут быть последствия, рассказывает Анна Андрюшкина — генеральный директор Национального регистра доноров костного мозга (РДКМ) им. Васи Перевощикова.
Анна Андрюшкина,
генеральный директор Национального РДКМ им. Васи Перевощикова:
— В законопроекте, который сегодня был передан в Государственную думу, и пояснительной записке к нему не учитывается опыт работы НКО в строительстве регистров потенциальных доноров костного мозга. Государству потребовалось почти 35 лет, чтобы построить донорскую базу на 105 тыс. добровольцев. Некоммерческий Национальный РДКМ, зарегистрированный Русфондом в 2017 году, за три года на благотворительные средства создал базу на 46 тыс. доноров. Это вторая по численности и первая по качеству донорская база страны. Стоимость включения одного донора в Национальный РДКМ в три раза ниже стоимости, озвученной Минздравом (9,6 тыс. рублей против 27,6 тыс.).
Мы третий год ставим перед ведомством вопрос, на каких условиях наши доноры будут включены в будущий федеральный регистр. Ответа нет.
Порядок ведения регистра, в том числе сроки и порядок предоставления информации, а также порядок доступа к ней и ее использования, еще не установлены. Но в пояснительной записке недвусмысленно сказано, что сведения будут направлять непосредственно медицинские организации, «подведомственные федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов России в сфере здравоохранения». О некоммерческих регистрах ни слова.
Но есть оговорка, что «участие негосударственных организаций в части сбора и передачи информации о потенциальных донорах» возможно. О какой именно информации речь, в каком объеме и на каких условиях они смогут ее передавать — не ясно.
Опыт ведущих мировых практик показывает, что федеральный регистр — это не просто база данных. Это структура, которая должна выполнять все необходимые действия для организации поиска доноров нуждающимся в трансплантации костного мозга больным, выступать гарантом соблюдения прав доноров и обеспечения принципов добровольности, анонимности и безвозмездности донорства.
Соответственно, эту структуру нужно выстроить. Русфонд и Национальный РДКМ готовы помочь в этом. Однако пока Минздрав игнорирует большинство наших предложений.
Например, очевидно, что помимо трат на проезд донора к центру заготовки клеток и обратно, нужно обеспечить проживание донора вне клиники во время обследования и подготовки к донации. Донор здоров и не обязан находиться в палате — он может посещать клинику амбулаторно. Необходимо предусмотреть суточные для донора и компенсацию потери заработной платы за дни отсутствия на работе. В законопроекте, пояснительной записке и финансово-экономическом обосновании это не предусмотрено. Зато прописано, что для включения доноров в федеральный регистр необходимо предоставить их паспортные данные, данные СНИЛС и медицинского обследования, что избыточно для потенциальных доноров. Ни в России, ни в мире добровольцы не должны предоставлять эту информацию на этом этапе. Такие условия усложнят рекрутинг и приведут к удорожанию включения доноров в регистр. Лишь после совпадения, когда потенциальный донор подтвердит свое согласие сдать клетки в центре заготовки, эти сведения будут нужны.
За три последних года Русфонд и Национальный РДКМ доказывали эффективность некоммерческого пути развития донорства костного мозга. НКО-регистры должны стать полноправными участниками строительства федерального регистра и иметь доступ к государственному финансированию наряду с бюджетными учреждениями. К сожалению, пока государство не видит преимуществ от такого сотрудничества. Без участия НКО федеральный регистр будет строиться медленно и дорого. А в это время люди будут умирать от раковых заболеваний крови.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68