колонка · Общество

Телескоп под колпаком

Ничто не вечно под Луной, кроме госбезопасности

Этот материал вышел в № 31 от 24 марта 2021
Читать номер

Этот материал вышел в
№ 31 от 24 марта 2021

15:04, 22 марта 2021Борис Бронштейн, обозреватель «Новой»

15:04, 22 марта 2021Борис Бронштейн, обозреватель «Новой»

Петр Саруханов / «Новая газета»

Интересно, стихотворение Пушкина «Сквозь волнистые туманы пробирается луна…» уже переведено на бурятский язык? Если нет, то теперь его, пожалуй, переведут с такого подстрочника: «Сквозь суровые запреты пробирается луна…»

Какие запреты могут касаться суверенной Луны, которая строго соблюдает законы Вселенной? Ей и дела нет до нашей Думы, нашего Роспотребнадзора и даже до наших жилищно-коммунальных контор с районными администрациями. Но вот, пожалуйста: «В Усть-Куте ФСБ запретила смотреть горожанам на Луну». Это сообщает «Усть-Кут 24. Таежная лента новостей», которую пока вроде бы никто не запретил.

Что случилось? В Иркутской области граждане собрались полюбоваться Луной. Организованно. В рамках мероприятия, подготовленного Иркутским планетарием и Иркутским региональным астрономическим обществом. Подобные затеи называются тротуарной астрономией, так как телескопы устанавливаются на улицах, где каждый желающий может взглянуть в трубу и изумиться: «Блин! На Луне уже рассаду помидоров в открытый грунт высаживают! Не иначе, по лунному календарю!»

Иркутские СМИ писали, что телескопы установят в 14 населенных пунктах. Но оказалось, что в 13. Город Усть-Кут не в счет. Не в счет, хотя местная власть уже выдала разрешение на это уличное мероприятие.

Договорились, что горожане будут пользоваться индивидуальными средствами защиты и при общении соблюдать социальную дистанцию в полтора метра (социальная дистанция между жителями Усть-Кута и обитателями Луны вполне надежная — 384 403 километра).

Разрешение на сеанс астрономии в Усть-Куте неожиданно отозвали. При этом городские власти ссылаются на рекомендации ФСБ. Кто бы мог подумать?

Что такого, подрывающего основы нашей государственности, могли увидеть на Луне мирные люди из Восточной Сибири? Может, в объектив телескопа наряду с кратерами и скалистыми обломками попадет митинг тамошней оппозиции, который не разгоняют никакие космонавты с дубинками? Может, на Луне в этот день как раз пройдут демократические выборы, и на них будут свободно присутствовать независимые наблюдатели с Марса, Сатурна и Юпитера?

Нет, дело, говорят, в том, что к организации мероприятия в Усть-Куте подключился правозащитный «Центр гражданского содействия», взявшийся помочь с телескопами (своих приборов у города не было). И у органов безопасности возникло опасение, что пришедшим взглянуть на Луну будут раздавать какие-нибудь агитационные материалы — допустим, революционные листовки с астрономическим призывом: «Планетарии всех стран, соединяйтесь!»

Ну ладно, жители Усть-Кута не увидят в телескоп Луну. А что увидят жители Луны, если они в тот же день глянут в телескоп на этот российский город? Возможно, стаю собак, воющих на Луну без предварительного уведомления и получения разрешения от городской администрации.

И не говорите, что собакам можно и без разрешения. Вы что, с Луны свалились?

Делаем честную журналистику
вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#космос #спецслужбы #фсб