«Эшелон на Самарканд» был представлен четыре дня назад. За это время книгу успели обвинить в очернении прошлого, а также в его обелении. Эти упреки не стали для меня сюрпризом: такая же ситуация сложилась и с дебютным романом «Зулейха открывает глаза». Сюрпризом стало еще одно, третье, обвинение: в недобросовестной работе с источниками.
Я — добросовестный исследователь.
Приглашаю всех, кому интересно глубже разобраться в романе, ознакомиться с расширенными комментариями к нему. И убедиться, что в «Эшелоне на Самарканд» много правды.
Это изнанка творческой работы. Это верхушка айсберга под названием «изучение материала». В этих комментариях я ссылаюсь на источники, которые с благодарностью упомянуты на последних страницах книги «Эшелон на Самарканд».
Должна предупредить, что это нелегкое чтение (возможно, следует поставить гриф «18+»). При написании романа мне хотелось оградить читателя от излишней суровости, местами невыносимости материала — и я приложила к этому все силы.
Те, кто заинтересуется темой голода в Поволжье, легко могут найти все перечисленные книги, а также многие другие, в российских библиотеках и на просторах интернета (многие книги 1920-х гг. уже оцифрованы и выложены в свободный доступ). Информации — огромное количество; она открыта и доступна — любому желающему.
Стр. 11 «Доставить из Казани до Самарканда». — Информация об эвакуационных поездах из Поволжья в Самарканд встречается в разных источниках, к примеру, в книге «Рассказы беспризорных» под редакцией А. Гринберг (1925 г.) на стр. 18, а также в газетах тех лет.
Стр. 15 «…некогда Дворянское собрание, а ныне эвакоприемник номер один». — Информация из Национального архива Республики Татарстан: документы за 1924 год описывают реорганизацию эвакоприемника и перевод его из бывшего Дворянского собрания в дом Молоткова (Большая Лядская, 65).
Стр.16 «…отчего же дети лежат снаружи приемника, а не внутри?» — Информация из Национального архива Республики Татарстан: документ от 30.05.1924 описывает ситуацию, когда дети сами стучатся в эвакоприемник, по 20–25 человек в день, но их не принимают, так как приемник забит. В это время эвакоприемник все еще находится в Дворянском собрании.
Стр. 17 «Сегодня в полночь на Устье облава». — Такие облавы были регулярными, их описания я нашла в Национальном архиве Республики Татарстан, документы за 1923–24 гг.
Стр. 21 «Не впервой нам было собачатину лопать…» — Ситуации употребления в пищу собачьего мяса встречаются в разных источниках. К примеру, в сборнике архивных документов «Голод в СССР» есть описание, как голодающие подбирают на свалке навоза дохлых собак чтобы съесть.
Стр. 21 «Мать моя тогда при смерти была, ей уже земля коготки свои черные показала». — Выражение взято из «Книги о голоде» (Самара, 1922 г.).
Стр. 21 «Эх, говорю ей, сестрица, больно важно вы едите, ну прямо как Ленин…» — Реплика взята из книги «Рассказы беспризорных» под ред. А. Гринберг (1925 г.), со стр. 58, и в оригинале звучит так: «И-и, важно вы едите, сестрица… Вот Ленин важно ест, чисто, красиво».
Стр. 23 «Вы же сами видите, в каких мы условиях!» — Жалобы заведующей Шапиро о бедственном положении эвакоприемника основаны на документах из Национального архива Республики Татарстан о детских домах (1923–26 гг.).
Стр. 18–34. Детали жизни детраспределителя можно прочитать в многочисленных документах Национального архива Республики Татарстан: порядок приема детей, характеристики на детей, расписание дня, ежедневное меню, требования на выдачу продовольствия, списки персонала, организация кружков и детского самоуправления… Годовая статистика по детям дает понимание, как распределялись детские потоки. К примеру: за год принято 612 человек, распределено по детдомам 157, устроено в производство 16, отдано в патронирование 4, реэвакуировано по месту родины 354, возвращено родственникам 20, сбежало 49.
Особенно помогли при написании романа акты осмотра эвакоприемника в 1924 году. Численность детей в приемнике тогда составляла 380 человек. Привожу некоторые факты и цитаты из этих актов: «дети в белье, синие, босые, с насекомыми, болячками, чесоткой».
С 27.01. по 28.03. не было воды из-за порчи водопровода, и дети ни разу за это время не мылись, их не поили — они ели снег, выламывая окна.
«Сами окна забиты железным листом и тряпьем». Дети хором ныли: «Дайте хлеба, хотим в баню!» Из общего количества детей 37 находились в палате для больных: малярия, простуда, костный туберкулез. В коридоре — одно на всех ведро для нужды.
Стр. 26 «Рубль в неделю на ребенка — где это видано?» — Данные о выделяемых бюджетах почерпнуты из документов Национального архива Республики Татарстан за 1924 год. Тогда, в соответствии с документами, в Татреспублике имелось до 100 000 беспризорных. Татнаркомпрос не мог принимать в учреждения новых детей и не мог их содержать (хотя расходы на детей составляли 70% бюджета) — и дети спали под рогожей на улицах. В Казани на содержание ребенка было отпущено всего 4 рубля в месяц (плюс 5 рублей в год на обмундирование), в то время как в других городах — Астрахани, Тамбове, Воронеже, на Урале — от 7 до 25 рублей в месяц, в Москве — 35 рублей.
Стр. 30 «…то младенца-сосунка привезут, то однажды девочку беременную из-под Мамадыша — хоть и тринадцати лет, а все же беременную». — О ранних беременностях оставшихся без надзора детей пишет в книге «Голгофа ребенка» (1924 г.) врач Л.М. Василевский. В частности, описывает случай, как девочка 15 лет сожгла своего новорожденного ребенка, а затем выгребла золу из печки и постирала белье.
Стр. 30 «Слепая, понял он. Просит подаяния на звук». — Такого реального ребенка — опухшего от голода, слепого и просящего милостыню на звук, — описывает А.Д. Калинина в мемуарной книге «Десять лет работы по борьбе с беспризорностью» (1928 г.).
Стр. 31 «Сеня-чувашин.. — За ним гонится стадо вшей…» — Мальчика, который страдал от кошмара преследующей его огромной вши описывает А.Д. Калинина в мемуарной книге «Десять лет работы по борьбе с беспризорностью» (1928 г.).
Стр. 32 «Это были лежачие — те, кто уже прошел через голодные обмороки, голодную горячку и голодный отек и кто голодал долго — не месяцы, а годы, — так что организм не умер от недостатка пищи, а истощился и истончился от постоянной ее скудости. Это были те, кого вряд ли уже можно было спасти». Физиологию голодающего организма подробно описали в «Книге о голода» (1922 г.) врачи Василевские.
Стр. 36 «Здесь, за белыми стенами древней крепости, жила военная академия…» — Некоторые забавные детали о жизни военной академии нашла в документах Национального архива Республики Татарстан (фонд 3612). Решила не использовать их в романе, но здесь привожу: к примеру, жалоба от председателя Отдела музеев тов. Егерева о том, что военная академия сбрасывает конский навоз по стенам кремля и этим портит памятник архитектуры.
Стр. 46 «…еще досталось кукурузы немного и ржаных поболтков…» — Слово «поболтки» часто встречается в списках выдаваемых детским домам продуктов питания, см. документы Национального архива Республики Татарстан; в частности, о детских домах Свияжского кантона за 1921 год (фонд Р-1251).
Стр. 46 «Как не было ни ножей, ни мисок с ложками». — См. там же (фонд Р-1251). В помещениях Макарьевского монастыря открыли временный детдом, где пищу варили в глиняных горшках в несколько приемов, а ложек не было, пальцами ели.
Стр. 47 «…одиннадцать сотрудниц: в три раза меньше, чем требовалось для такого эшелона». — Примерные цифры о количествах социальных работников почерпнуты из документов Национального архива Республики Татарстан (1923–26 гг.). К примеру, в 1923 году в Татдетгородке численность детей составляла 180 человек, а педагогического и обслуживающего персонала — 1,5 человека на 10 детей.
Стр. 61 «…ни марафета, ни кокса, а также антрацита, кикера, муры, нюхары, мела, муки и соды в эшелоне не будет». — О наркомании детей и подростков пишет врач Л.М. Василевский в книге «Голгофа ребенка» (1924 г.), стр. 70.
Стр. 64 «Как мать, прошу вас, возьмите у нее мой нож и берегите его!» — И сама ситуация с мальчиком, единственным другом которого был самодельный нож, и фразы, которые мальчик кричит при отъеме ножа, — из книги «Рассказы беспризорных» под ред. А. Гринберг (1925 г.), стр. 21.
Стр. 66 «Три фунта наела… А вчера все четыре. А третьего дня все пять фунтов осилила…» — Рассказ о ребенке, который бессчетно фантазирует о съеденной в большом количестве еде встречается в книге «Рассказы беспризорных» под ред. А. Гринберг (1925 г.), на стр.19.
Стр. 69 «Уже стоя на вагонных ступенях, дети сбрасывали сапоги… и одежное имущество эвакоприемника…» — Об отсутствии одежды и обуви у детей пишут многие источники. К примеру, врач Л.М. Василевский в книге «Голгофа ребенка» (1924 г.) рассказывает о мальчиках, которые совершенно не имеют одежды, и потому не ходят в школу, а сидят голые по домам (стр. 32). Или А.Д. Калинина в мемуарной книге «Десять лет работы по борьбе с беспризорностью» (1928 г.) пишет о нагих и обутых в деревянные колодки детях в детприемнике.
Стр. 73 «Даешь войну, граждане!» — Ситуация с выкрикиванием этого лозунга описана в сборнике архивных документов «Голод в СССР»: толпа голодающих пришла к сельсовету и требовала хлеба, а также войны.
Стр. 84 «…тридцать пять губерний — девяносто миллионов человек — который год стенали непрерывно: «Хлеба!» — Цифры привожу по докторской диссертации В.А. Полякова «Голод в Поволжье. 1919–1925 гг. Происхождение, особенности, последствия».
Стр. 109 «Для начала выдай молока… Если есть рыбий жир, выдай и его…» — Рецепт выхаживания и выкармливания лежачих приведен по «Книге о голоде» (1922 г.) врачей Василевских.
Стр. 110 «Разговаривать мальчик уже разучился, а смеяться — еще нет». — Процесс утери речи голодающими описывают врачи Василевские в «Книге о голоде» (1928 г.).
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Стр. 113 «Лучший суррогатный хлеб получался с просом, овсом и отрубями…» — Описание рецептов суррогатного хлеба с градацией их вредности привожу по «Книге о голоде» (1922 г.) врачей Василевских.
Стр. 147 «…как отличить морально дефективного от педагогически запущенного…» — Информация о дефективных детях и специальных учреждениях для них, курсах по детской дефективности, обследованиях в психологической лаборатории — из документов Национального архива Республики Татарстан за 1923–24 гг.
Стр. 150 «Зачатьевский монастырь с легкой руки беспризорников уже стали панибратски именовать Зачмоном». — Информация из книги «Рассказы беспризорных» под ред. А. Гринберг (1925 г.), стр. 99, 106, 145.
Стр. 153 «…нашла детей на кухне — ползающими по полу и хлебающими суп горстями из общего котла…» — Такую реальную сцену описывает А.Д. Калинина в мемуарной книге «Десять лет работы по борьбе с беспризорностью» (1928 г.).
Стр. 154 — Глава про экспедицию детского комиссара Белой в голодную Чувашию основана на материале мемуарной книги А.Д. Калининой «Десять лет работы по борьбе с детской беспризорностью» (1928).
Стр. 158 «…Сто восемь. Да-да, по Тархановской волости — сто восемь умерших». — Статистику из трех граф — голодает, опухло, умерло — можно найти во многих сводках тех лет. Иногда к трем графам добавлялась четвертая: отравилось. Подобные сводки можно найти, к примеру, в сборнике архивных документов «Голод в СССР».
Стр. 161 «…груда жженых говяжьих костей на столе… три собачьи головы в котле, залитые водой, очевидно, приготовленные для варки холодца». — Эти детали найдены в сборнике архивных документов «Голод в СССР».
Стр. 166 «Что едят люди? Дрянь всякую едят… Один, правда, истолок и съел дубовую квашню для теста — но та пахла хлебом». — Описания малосъедобных суррогатов даны по «Книге о голоде» (1922 г.) врачей Василевских. Там же описана и история про поедание деревянной квашни.
Стр. 166 «…воет, на соседей бросается, детей своих съесть грозит. Таких запираем отдельно, чтобы безумием своим других не заражали». — В сборнике архивных документов «Голод в СССР» описаны случаи, когда мать публично грозилась, что будет с голода резать своих детей. Там же описаны и примеры изолирования в отдельные помещения лиц, впавших в голодный психоз.
Стр. 167 «Он и не злобный вовсе… человек с сердцем. Двух дочек малолетних не мог прокормить — задушил периной, чтобы не мучились». — Это реальный случай, описан в сборнике архивных документов «Голод в СССР».
Стр. 168 «Бейте в набат! — надрывается голос. — Бейте! Бейте!» — На данную сцену меня натолкнуло описание одного из случаев голодного психоза в «Книге о голоде» (1922 г.) врачей Василевских: сошедший с ума от голода человек залез на колокольню и стал звонить в колокол, чтобы ему помогли.
Стр. 171 «… выламывали из мерзлой земли залитые карболом коровьи туши и ели». — Данная деталь взята из сборника архивных документов «Голод в СССР»: в одном из документов рассказывается о голодающих в Калмыкии, которые вырывали из скотомогильников мясо животных, облитых креолином, то есть карболовым раствором, и варили суп (по-калмыцки «будан»).
Стр. 171 «Прошу прислать солдат для копания общей могилы. Сами жители копать отказываются ввиду отсутствия сил». — В сборнике архивных документов «Голод в СССР» описаны циркулирующие в одном населенном пункте слухи о том, как «сотня красноармейцев саперного батальона работает день и ночь на кладбище по рытью могил».
Стр.171 «Родился один младенец — мертвый». — О рождении в голод нежизнеспособных младенцев рассказывают врачи Василевские в «Книге о голоде» (1922 г.).
Стр. 173 «В стране мяса не было…» — О том, как сильно сократилось за первые годы советской власти поголовье крупного и мелкого рогатого скота подробно пишет В.А. Поляков в докторской диссертации «Голод в Поволжье. 1919–1925 гг. Происхождение, особенности, последствия». К примеру, в Поволжье поголовье свиней сократилось на 60%, овец — на 50%. Также к концу 1920 года в Советской республике 700 000 лошадей — живой инвентарь крестьян — было отдано в Красную армию.
Стр. 173 «Наряды приходили на все: баранину, свинину, конину, говядину, козлятину, в охотничьих краях — на медвежатину и оленину, кое-где даже на зайчатину — для владельцев борзых собак (впрочем, эта инициатива провалилась и привела не к исполнению заготплана, а к массовому отстрелу тех собак)». — Данный эпизод взят из докторской диссертации В.А. Полякова «Голод в Поволжье. 1919–1925 гг. Происхождение, особенности, последствия».
Стр. 174 «Известия» напечатали статью под заголовком «Какое вкусное и лакомое блюдо суслики!» — Факт из докторской диссертации В.А. Полякова «Голод в Поволжье. 1919–1925 гг. Происхождение, особенности, последствия».
Стр. 192 «…питерский пролетарий колесил нынче по всей России, мозолистыми кулаками выбивая провизию из неразумного крестьянства». — В соответствии с докторской диссертацией В.А. Полякова «Голод в Поволжье. 1919–1925 гг. Происхождение, особенности, последствия», в 1920 году в Поволжье действовали 67 «своих» продотрядов (1834 человека); а включая «гостей» из Москвы и Петрограда — 518 продотрядов (14 461 человек).
Стр. 193 «Про седьмой амбар, где крыша течет, откуда знаешь?» — Информация о ссыппунктах, включая и данные о пункте под Урмарами на 1 000 000 пудов, приводится в докторской диссертации В.А. Полякова «Голод в Поволжье. 1919–1925 гг. Происхождение, особенности, последствия».
Стр. 197 «У них рты суррогатами изранены, зубы шатаются!» — Врачи Василевские в «Книге о голоде» (1922 г.) подробно описывают изменения в организмах голодающих детей, для которых сам прием пищи становится болезненным.
Стр. 197 «…пресловутый излишек, ради которого шли работать на сборный пункт». — Присвоение «излишков» работниками сборных пунктов скота описано в документах сборника «Голод в СССР»: снимали по две шкуры (одну с коровы, другую с нерожденного теленка) и одну забирали себе; забивали на бойне стельную корову или котную овцу, козу, а рожденный в момент смерти плод присваивали; все это — без учета.
Стр. 201 «Дед, это был бабий бунт». — Информация о женских бунтах в 1921–22 гг. взята из сборника архивных документов «Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ», том 1: 1918–1922 гг., под ред. А. Береловича.
Стр. 219 «В избе уже никого не осталось — ни матери, ни отца, ни старших братьев, подевались куда-то много дней назад». — Ситуации, когда родители оставляли на печи детей и убегали из дому, были нередки. О них можно прочитать, к примеру, в сборнике архивных документов «Голод в СССР».
Стр. 245 «У Саранска приметил деда, торгующего собачатиной». — Факты торговли мясом мертвых животных — не редкость. Можно прочитать об этом, к примеру, в сборнике архивных документов «Голод в СССР».
Стр. 244 «…над повозками были раскинуты дубленые коровьи шкуры для защиты от солнца и дождя и каждая смотрела вперед высоко выставленными рогами, — оттого казалось, что во встречном потоке движутся вместе с людьми и неведомые животные». — Картины «рогатых» повозок подсмотрены в «Книге о голоде» (1922 г.).
Стр. 250 «…мать из жалости купала его в овечьем помете, чтобы скорее умер». — Такой способ «милосердного» убийства детей описывают врачи Василевские в «Книге о голоде» (1922 г.).
Стр. 254 «Я тебе сворОчу рыло и скажу, что так и было». — Фраза беспризорника из статьи в «Красной Татарии», подшивка 1926 года.
Стр. 259 «Чужими считались прочие взрослые (или штымпы, как их презрительно именовало пацанье)…» — Про яркое противопоставление беспризорниками себя прочему миру и именование всех взрослых «штымпами» пишут авторы книги «Коллективы беспризорных и их вожаки», сборник статей под ред. Б.В. Боровича (1926 г.).
Стр. 260 «Заглядывали близнецы Борза и Бурлило — просили сообщить, когда будет поворот на Персию». Разговоры, слухи, мечты об укочевке в Персию — очень частый мотив тех лет. Смотри, к примеру, в сборнике архивных документов «Голод в СССР».
Стр. 262 «Молодые просидели остаток дня, держась за руки…» — «Зеленая семейственность», как ее называли тогда, описана врачом Л.М. Василевским в книге «Голгофа ребенка» (1924 г.). Это были настоящие гражданские браки 13–15-летних подростков, предполагающие совместное проживание и сексуальную жизнь. В романе «Эшелон на Самарканд» я посчитала правильным убрать сексуальную составляющую и оставить только сам факт детской «женитьбы» — как показатель потребности детей в человеческой поддержке и любви друг друга.
Стр. 262 «Брачная эпидемия охватит эшелон быстро, как холера» — О том, как увлечения детей часто перерастают в повальную манию и охватывают весь коллектив, подробно писал В.Н. Сорока-Росинский в «Школе Достоевского». Там же описаны и другие тонкие наблюдения о психологии беспризорников: шаечная круговая порука, разделение мира на «мы» и «они» и другое.
Стр. 289, глава о Загрейке. Составлена по материалам сборника архивных документов «Голод в СССР» и «Книги о голоде» (Самара, 1922 г.).
Стр. 289 «Была когда-то мать. Пела на ночь: «Поскорее засыпайте, поскорее умирайте». Смертельная колыбельная подсмотрена в «Книге о голоде» (Самара, 1922 г.), где мать шептала на ночь сыну: «Умирай теперь, Петенька, нет у нас буренки, и молока нет».
Стр. 292 «А у соседа во дворе нашли вмурованную в стену четверть коровы, тоже сгнившую…» — Подобный случай описан в сборнике архивных документов «Голод в СССР».
Стр. 292 «Другой сосед ждал, пока его семья умрет: жена и новорожденный ребенок… Наконец умерли. Но в тот же день пала и лошадь…» — Такая история описана в «Книге о голоде» (Самара, 1922 г.).
Стр. 293 «Видели мужика с желтой бородой и кучей детей — не его, а чужих…» — Такой реальный сюжет описывают в «Книге о голоде» (1922 г.) врачи Василевские: «предприниматель» ездил по деревням и за мзду обещал пристроить детей в детдом. Родители платили. А мошенник, собрав команду детей, отводил их в город на вокзал и оставлял там.
Стр. 309 «Болеешь ты сильно… Дозволь нам рядом с тобою лечь, чтобы заразиться». — Случаи намеренного самозаражения сыпным тифом описаны в «Книге о голоде» (1922 г.) врачей Василевских.
Стр. 312 «Гляжу, а на нем под белым халатом юбка бабская надета; знать оголодал совсем и ноги распухли…» — Описания мужчин с распухшими ногами, кто носит юбки вместо штанов, нашла в сборнике архивных документов «Голод в СССР».
Стр. 312 «А изо рта у него лебеда свисает и катухами верблюжьими несет». Поедание сена и навоза — уже на предсмертной стадии голодания — описывают врачи Василевские в «Книге о голоде» (1922 г.).
Стр. 312 «Ты бы, доктор, лучше перевязал живот потуже, голод и уймется…» — Рецепты, как унимали голод в отсутствие еды, описывают врачи Василевские в «Книге о голоде» (1922 г.).
Стр. 312 «…покойника похоронить не смогли: хотели гроб на кладбище нести, а он как вспучится, как сбросит крышку!» — История о том, как у покойника долго разбухал живот — от съеденной травы — прочитана в «Книге о голоде» (Самара, 1922 г.).
Стр. 317 «…проковылял мимо человек, одетый в бочку». — Такая картина подсмотрена в докторской диссертации В.А. Полякова «Голод в Поволжье. 1919–1925 гг. Происхождение, особенности, последствия» — там рассказывается о башкирах, живущих в бочках, ввиду отсутствия одежды.
Стр. 317 «…на город напала орда». — Внезапная прикочевка казахов на Среднюю Волгу описана в сборнике архивных документов «Голод в СССР». Детей кочевников — голых, босых, в тряпках — частично пристроили по деточагам и детплощадкам, а самим казахам устроили общежитие в бывшей церкви, где они спали на земляном полу. В одной церкви ночевали одновременно до двух тысяч человек. Днем казашки, с детьми за спиной, рылись в помойках в поисках еды.
Стр. 328 «А что у многих тел уже мясо срезано бывает — знаешь?» — Случаи срезания мяса с мертвых тел приводятся в большом количестве в сборнике архивных документов «Голод в СССР».
Стр. 329 «Вокруг хибары, стайки бездомных ребят, взявшись за руки, орут «Интернационал», чтобы их впустили. Зря орут, мест внутри нет». — Такую картину описывает А.Д. Калинина в мемуарной книге «Десять лет работы по борьбе с беспризорностью» (1928 г.).
Стр. 334 «Заградотряд? — не поверил Деев. — Против детей?» — О заградотрядах, которые в 1920 году ловили стремящихся на Кавказ беспризорников, пишет А.Д. Калинина в мемуарной книге «Десять лет работы по борьбе с беспризорностью» (1928 г.).
Стр. 377 «…выдирали волосы из бровей и вязали их в крошечные кисти, из обломков кирпича слюной разводили красную краску…» — Процесс изготовления пацанами самодельных карт описан в мемуарной книге «Болшевцы» (1936 г.).
Стр. 404 «Женщины сняли покрывала и оказались девчонками…» — Случаи закупки женщин в голодных деревнях за фрукты и хлеб, а затем продажи в Ташкенте богатым сартам описаны в «Книге о голоде» (1922 г.) врачей Василевских.
Стр. 412 «Правда ли, что буржуи хлебом паровозы топят?» — Реплика взята из «Книги о голоде» (Самара, 1922 г.).
Стр. 433 «Одна рассказала, что сын ее годовалый отгрыз себе с голодухи два пальца. Интересовалась: если оставшиеся отгрызет — останется жить?.. Другая спрашивала: если не выходит спасти детей — как ускорить их смерть, чтобы не мучились?» — Эти сценки описывает А.Д. Калинина в мемуарной книге «Десять лет работы по борьбе с беспризорностью» (1928 г.).
Стр. 433 «Третья пришла требовать справку с печатью — о том, что имеет право съесть своего ребенка». — Подобный эпизод описывают врачи Василевские в «Книге о голоде» (1922 г.): группа граждан пришла ходатайствовать перед исполкомом о разрешении съесть своих детей (заколоть в пищу).
Стр. 433 «…что можно и нельзя пускать в пищу: опилки, бумагу, скорняжные отбросы…» — В сборнике архивных документов «Голод в СССР» описана ситуация, когда скорняк выбрасывает ненужные обрезки овечьих шкур, а голодающие их подбирают и пытаются сжевать.
Стр. 438 «За эту неделю полторы сотни умерло: желудки отвыкли от пищи и с горохом не справились». — Врачи Василевские в «Книге о голоде» (1922 г.) описывают смерти от кормления (когда истощенные организмы голодающих не выносят акта испражнения или переваривания пищи).
Стр. 489 «Ржавый Профессор. Железный Пип…» — Эти две реальные клички беспризорных мальчиков я нашла в книге «Коллективы беспризорных и их вожаки», сборник статей под ред. Б.В. Боровича (1926 г.). Остальные клички-прозвища в романе придуманы мною.
Стр. 492 «Офелия со стрюжкой» — Слово «стрюжка» найдено в мемуарной книге «Болшевцы» (1936 г.). Там же найдены и некоторые другие использованные в романе фразы беспризорников: сплетовать, пальцы мазанные, с подходцем, купить чердачок, разводить рацею, взять на баса, «захочется — тебя не спросится», сторговать кого-то, «научить насчет картошки дров пожарить», загибать салазки, винта нарезать, сударики косопузые.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68